Кто они – гении красок, кистей и карандашей? Те, кто передают свое восприятие мира цветами, игрой света и теней, штрихами и мазками. Немало кинорежиссеров пытались осмыслить в своих биографических фильмах творческий гений художников, полотна которых до сих пор считаются шедеврами, показать, насколько неординарным было не только творчество художников, но и их жизнь "за кулисами".
"Ренуар последняя любовь" (2002)
1915 год, уже пожилой французский художник-импрессионит Пьер-Огюст Ренуар, прикованный к инвалидному креслу и разбитый параличом, доживает последние годы в окружение прислуги. И тогда, будто бы неоткуда, в его размеренной жизни возникает новая натурщица - провинциальная актриса Андре, рыжая ослепительная красавица. Она привносит вдохновение и новые краски в жизнь Ренуара и становиться его последней музой. Тогда же с Первой мировой войны возвращается раненый сын Ренуара - Жан, и сразу же очаровывается Андре. Впоследствии - уже за пределами истории фильма - Андре станет первой актрисой в фильмах Жана Ренуара, в будущем - известного кинорежиссера. Этот фильм - как вечер жаркого летнего дня где-то за городом, словно пастельные полотна импрессионистов. Если вы хотите чего-то очень атмосферного и невесомого, еще и с музыкальным сопровождением неповторимого Александра Деспла, то очень советую не обойти этот фильм.
«Ван Гог: Портрет, написанный словами» (2012)
О Ван Гоге - выдающемся нидерландском художнике XIX века, чьи полотна узнают безошибочно, - снято больше всего фильмов. Один из них - «Ван Гог: Портрет, написанный словами», снятый BBC с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли. «Когда думаем о Ван Гоге, мы видим в нем сумасшедшего гения, который каким-то чудесным способом, только благодаря инстинкту, нашел возможность выплеснуть пламя своих сокровенных чувств на холст». Фильм снят на основе писем, которые художник писал своему брату Тео, - и это искренняя правда о гении своего времени. 902 письма были использованы в фильме, и, как отмечают авторы ленты, каждое слово в фильме - правда.
Недавно на экраны вышла еще одна лента «С любовью, Винсент» (2017) - один из самых оригинальных фильмов о Ван Гоге, повествующий о судьбе полотен художника после его смерти. Это первая в мире лента, полностью нарисована масляными красками. Для фильма было создано 65 000 (!) Картин в стиле Ван Гога, над которыми работали более 100 художников. Такое стоит увидеть!
«Серафины с Санлиса» (2008)
Лента рассказывает о непростой жизни французской художницы Серафины Луи, представительницы наивного искусства, больше известной как Серафина с Санлиса. 1914, 48-летняя странноватая и нелюдимая Серафина работает служанкой, а на полученные копейки покупает кисти и краски, а также делает их из подручных ингредиентов - воск из церкви, кровь животных с мясной лавки, перетертые растения ... Настолько сильным было ее влечение к живописи, сочетавшее безумие и творческий экстаз. Впоследствии в Санлис прибывает немецкий коллекционер и ценитель искусства Вильгельм Уде, которому Серафина берется прислуживать и который внезапно находит одну из ее картин, обесцененную другими. С тех пор между ними возникают особые отношения. Лента получила 7 премии «Сезар» - престижной национальной кинопремии Франции, среди них - награда «лучшая актриса» для Йоланды Моро, которая просто великолепно драматично сыграла все оттенки чувств Серафины.
Серафина с Санлиса умерла в психиатрической больнице в бедности и голоде, а через несколько лет ее работы были выставлены в известных галереях мира и стали одними из самых ярких образцов наивного искусства.
«Девушка из Дании» (2015)
Эдди Редмэйн еще в фильме «Теория всего», где сыграл Стивена Хоккинга доказал, насколько он неповторим в своем актерском перевоплощении. В фильме «Девушка из Дании» он согласился сыграть первого транссексуала в истории, который в конце XIX века обратился к операции по смене пола. Ради роли Редмэйн похудел на семь килограммов и около двух лет изучал особенности трасгендерного общества.
«Девушка из Дании» - это биографическая лента, снятая по одноименной книге Дэвида Еберсгоффа, о датский художнице-пейзажисте Лили Эльбе, рожденную как Эйнар Вегенер. По сюжету жена Эйнара - Герда ( «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана для Алисии Викандер) - также художница, она рисовала для книг и журналов мод. Как-то к ней так и не появилась натурщица, поэтому, стремясь поскорее закончить портрет, Герда просит мужа попозировать ей в чулках и женских туфлях. Так, невинный экспромт перевернул жизнь этих двоих. С тех пор вместе с женой Эйнар в женском образе под именем Лили Эльбе начинает посещать светские мероприятия.
Эта лента очень убедительно и без наигранности показывает ту сторону жизни, которая обычно остается без внимания общества, непонятной и табуированной. Но кроме всего, это очень проникновенная история любви двух художников.
«Девушка с жемчужной сережкой» (2003)
Как живут те, чьи имена веками не сходят с уст, а картины выставляются в самых известных галереях мира? Как устраивают свой быт, кого выбирают себе в жены / мужья ... Всегда интересно заглянуть «за кулисы» жизни известных людей и внезапно обнаружить, что они так же подвержены страсти, изменяют, страдают, разочаровываются. «Девушка с жемчужной сережкой» - именно такая лента. Кого не очаровывал глубокий взгляд девушки из одноименной картины Яна Вермеера? На кого она так смотрит? О чем думает и почему именно эта картина нидерландского художника стала известной? Не потому ли, что на полотне улавливается какая-то особая химия между тем, кто на картине, и тем, кто с кистью вне ее.
Фильм переносит зрителя в Нидерланды XVII века, когда к семье зажиточного художника Яна Вермеера не от хорошей жизни нанимается 16-летняя служанка Грит. Художник сразу чувствует в девушке нечто особенное - ее необычное восприятие мира, цвета, света. Что-то интимное зарождается между этими двумя людьми из разных миров, взаимопонимание через язык искусства. Это тот случай, когда фильм полностью окутывает вас атмосферой той эпохи, словно вы сидите где-то рядом с главными героями. Просто позвольте им рассказать свою историю. Насколько правдивую? Об этом можем только догадываться.
«Большие глаза» (2014)
Это биографическая лента от Тима Бертона, которая рассказывает реальную историю художницы Маргарет Ким (блестящая игра Эмили Адамс) - автора известных картин с изображениями грустных женщин и детей с непропорционально большими глазами. Эти несколько причудливые полотна были чрезвычайно популярными в конце 50-х - начале 60-х годов. Но есть одно но: более 10 лет картины продавались под фамилией мужа Маргарет - Уолтера Кина, который выдал их за свои ( «женские картины не покупают»). «Я - Кин. Ты - Кин ... Какая разница ». Уолтер был искусным лжецом и гениальным маркетологом, он знал, как продавать мрачные и странные картины жены от оригинальных полотен до постеров и открыток тысячными тиражами. Семья Ким быстро разбогатела. Однако Маргарет повязла во лжи, которую сама помогла создать и в которой теряла себя как человека и как художника. Пока не пришло время выйти из тени мужа ...
«Я соблазнила Энди Уорхола» (2006)
Именно под таким названием фильм известен в странах постсоветского пространства, хотя его оригинальное название - «Фабричная девушка». Лента посвящена сложным отношениям «отца» коммерческой поп-арт культуры и короля эпатажа Энди Уорхола и его музы, американской светской львицы и актрисы Эди Седжвик. Немало времени они приводили на «Фабрике» - арт-студии Уорхола, которая была не только студией художника, но и локацией для тусовок нью-йоркской богемы. Там происходили не только шумные вечеринки, но и разворачивались драмы. Встреча с Уорхолом в корне изменила Эдди, которую ослепили слава и богатая жизнь: «пошла у мира на поводке, а внутри тебя пусто, как в одной из этих банок».
В основе фильма - воспоминания самой Седжвик, девушки, приехавшей покорять Голливуд и быстро сломленной). Сквозь призму ее драматической истории можем открыть для себя эксцентричную личность Уорхола. Просматривая его фотографии, нельзя не отметить потрясающую схожесть между Уорхолом и актером Гаем Пирсом. Может, он именно так и двигался, говорил, укладывал волосы? .. Это не тот фильм, которая понравится каждому, но Уорхол и не должен нравиться всем. Но это, однозначно, единственный в своем роде фильм. Как и сам Уорхол.
«Фрида» (2002)
Лента рассказывает о жизни одной из самых известных мексиканских художниц и вообще женщин в мире - Фриды Кало (в непревзойденном исполнении Хайек). В 18 лет Фрида попала в ужасную аварию, где получила тяжелые пожизненные травмы, которые приковали ее к кровати (она снова научится ходить, но боли больше никогда ее не оставят). Отец, чтобы чем-то занять дочь, приносит ей краски, кисти и специальный подрамник, на котором можно рисовать лежа. Рядом с кроватью стоял зеркало - большинство ее картин были автопортретами. Выздоровев, Фрида решает показать их известному мексиканскому художнику Диего Ривере, который признал ее работы очень оригинальными. Их объединили творчество, любовь и политика, которую затмевали измены Риверы.
Это очень сильная и эмоциональная лента о том, на что способны люди ради любви и как много боли стоит за известными полотнами. Фильм расскажет вам историю самой известной мексиканки - чувственной, экспрессивной, мужественной, талантливой.
«Отголоски прошлого» (2008)
Лента освещает яркий период жизни сразу двух творцов - эксцентричного художника Сальвадора Дали и поэта Федерико Гарсии Лорки, чьи пути пересеклись в Мадриде 20-х годов прошлого века. Они оба стали своего рода испанскими революционерами - один в живописи, другой в поэзии - и оба почувствовали между собой нечто большее, чем дружеские отношения. Они воспевали друг друга в своем творчестве и вели интимные беседы, пока Дали не переехал во Францию и их пути не разошлись.
«Ты можешь изобразить нас в сотнях различных картин, а через восемьдесят лет мы снова станем прахом». - «Да, но мы все еще будем на этих картинах». - «Не мы, мы будем эхом самих себя, призраками, а я не хочу быть призраком». Чем жили эти два выдающихся мастера своего времени, о чем говорили, чем занимались, что чувствовали и как творили - об этом и не только эмоциональная лента про двух незаурядных людей своего времени.
«Призраки Гойи» (2006)
Фильм посвящен Франсиско Хосе де Гойя - одному из величайших живописцев Испании, придворному художнику испанской королевской семьи, автору одной из первых в западном искусстве светских картин с изображением обнаженного женского тела в полный рост.
События фильма разворачиваются в Испании 1792, где во всю заправляет инквизиция. Ее жертвой становится Инес (в непревзойденном исполнении Натали Портман) - муза Гойи, невинная очаровательная девушка, которая опускается до проституции, а со временем становится сумасшедшей. Инес оказывается в тюрьме, а Гойя, чтобы как-то помочь девушке, обращается к влиятельному священнику-инквизитору Лоренцо, чей портрет он тогда рисовал. И с того момента жизнь всех троих - Гойи, Инес и Лоренцо - навсегда меняет свой ход. Эту драматическую ленту, пропитанную запахом инквизиции, коварства и трагичности человеческой жизни, без преувеличения можно назвать шедевром - за блестящую актерскую игру, режиссерскую работу и напряженный сюжет с интересными художественными вставками. Как и работы Гойи, фильм покадрово передал тот мир, где жил и творил художник. Почему же тогда «привидения» Гойи? Смотрите - и все узнаете.