Найти тему
KAZIBOTA MAGAZINE

25 ЛЕТ ЮРСКОГО ПЕРИОДА. ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ ЛЕГЕНДАРНОЙ СЕРИИ.

Может ли фильм о том, как гигантские ящеры охотятся на людей, получиться неудачным? Порассуждаем и немного пробежимся по истории Парка.

Замена слова "парк" на слово "мир" в первом фильме новой трилогии, по сути, бесмысленна, но во втором нам начинают объяснять, что это не просто ребрендинг, а новый подход к истории.
Замена слова "парк" на слово "мир" в первом фильме новой трилогии, по сути, бесмысленна, но во втором нам начинают объяснять, что это не просто ребрендинг, а новый подход к истории.

Со стороны кажется, что развивать такую франшизу, как "Парк Юрского периода" - не самая сложная задача. Прежде всего с той точки зрения, что никакого реального развития ей и не требуется - ее герои никуда не движутся, им не нужно расти и меняться, у них нет сложных драматических линий и они, в общем, стихия, а не полоценные персонажи. Все потому, что они - динозавры (та-дам!), а им рефлексия не свойственна. Грубо говоря, если вы снимаете серию фильмов про ураган, то у вас нет нужны рассказывать о его сложном детстве и тех причинах, которые заставляют условную Катрину вертеть в своем чреве коров с деревьями; можно сразу бросать кучку персонажей выживать в прредлагаемых обстоятельствах, исход которых понятен до начала препродакшна: какого-нибудь подонка размажет вихрем по стенке, а все хорошие (кроме одного, которого не очень жалко), объединившись и простив друг другу былые обиды, умчатся в даль на потрепанном джипе. По идее, в серии про оживших ископаемых действуют примерно такие же правила.

Не тут-то было. Но об этом чуть позже, а пока...

Одна из немногих масштабных экшн-сцен в новом "Мире". Через несколько минут остров динозавров обратится в безжизненную пустыню.
Одна из немногих масштабных экшн-сцен в новом "Мире". Через несколько минут остров динозавров обратится в безжизненную пустыню.

Давайте вспомним, с чего все началось. 1973-й год, молодой сценарист (а заодно и режиссер) Майкл Крайтон пишет сценарий фильма "Мир Дикого запада", который рассказывает о гигантском парке наподобие "Диснейленда", где воспроизведены все минувшие эпохи, но вместо людей — ничем не отличающиеся от них роботы. И вот один из ковбоев-роботов выходит из строя и начинает охоту за человеком, потому что так им, роботам в кино, положено. Про их дуэль фильм в основном и рассказывает - в отличие от сериала Westworld, создатели которого с умом обновили интересную концепцию первоисточника, с одной стороны уйдя от нее максимально далеко, а с другой - сохранив самые важные вопросы, которые там поднимались.

Афиша фильма Westworld 1973-го года.
Афиша фильма Westworld 1973-го года.

Возможно, новая версия классического (хотя и давно забытого, в силу своей технической наивности) фильма Крайтона и не является идеальным переложением на день сегодняшний когда-то сработавшего сюжета, но налицо попытка сделать высокобюджетный многосерийный аттракцион, который при этом способен держать не только известными именами в титрах, но и собственной атмосферой, умелым нагнетанием саспенса, игрой с таймлайном (которая во втором сезоне уже не вызывает такого удивления, но все равно работает) - в общем, тем, что и называется работой. Забегая вперед, стоит заметить, что в "Падшем королевстве" (подзаголовок нового "Парка", от которого российские локализаторы по доброй традиции избавились, чтобы не пугать зрителей столь невероятным количеством букв на афише) ничего подобного нет и в помине.

Но еще немного истории.

Первое издание романа Майкла Крайтона, 1990-й год.
Первое издание романа Майкла Крайтона, 1990-й год.

1990-й год, в свет выходит роман Майкла Крайтона Jurassic Park, который пользуется у читателей большим успехом, благодаря чему кинокомпания Universal Studios покупает права на все книги писателя, а в 1993-й год выпускает первый фильм серии, режиссером которой становится Стивен Спилберг. У Стивена и до этой ленты все было в полном порядке, но динозавры, ведомые им в кинотеатры, упрочили его славу, прежде всего - коммерческую: миллиард долларов кассовых сборов плюс три технических "Оскара", еще под пятьсот миллионов от продаж видеокассет, а уж о реализации сопутствующего мерчендайза можно и вовсе деликатно умолчать.

Постер первого фильма будущей франшизы, 1993-й год.
Постер первого фильма будущей франшизы, 1993-й год.

Конечно, эта книга Крайтона, как и последовавший фильм, не были продолжением истории про взбесившегося робота-ковбоя, но очевидно, что без той, ранней идеи писателя, заложившей базовые принципы работы подобной концепции (люди играют в богов для развлечения - развлечение стучит им по башке), не было бы и всей "юрской" серии, растянувшейся в итоге уже на четверть века.

Экран аркадной игры от SEGA по мотивам второй части серии, 1997-й год.
Экран аркадной игры от SEGA по мотивам второй части серии, 1997-й год.

Вышедшая через четыре года вторая часть уже не могла похвастаться столь внушительными сборами, но все равно отхватила в прокате почти шестьсот двадцать миллионов долларов, была номинирована на один технический "Оскар", так что вопрос о выходе триквела можно было даже не задавать. Он появился в 2001-ом, принес студии 368 миллионов, что на фоне предыдущих лент и выросшего бюджета (93 миллиона долларов против 73-х у второй части и 63-х у оригинала) можно было расценивать не как полный провал, но как серьезную неудачу. Изменились и цеховые номинации - теперь речь шла уже не о меченосце, а о "Золотой малине" за худший сиквел (правда, фильм ее так и не получил, что вряд ли может служить для создателей большим утешением).

Один из первых постеров фильма "Мир Юрского периода", 2015-й год.
Один из первых постеров фильма "Мир Юрского периода", 2015-й год.

Целых пятнадцать лет динозавры не подавали признаков жизни, пока на экранах не появляется Jurassic World, начисто игнорирующий оба продолжения изначальной ленты - подобным образом собираются поступить и создатели очередного "Терминатора", решившие следать вид, будто после "Судного дня" никто из будущего в прошлое не мотался. В принципе, и в том, и в другом случае авторов можно понять, поскольку ничего не то что выдающегося, но даже просто качественного в обеих сериях за последние десятилетия и впрямь не произошло. Но зрители должны чувствовать себя слегка лишними на этом празднике поиска удачной концепции: вы деньги нам принесли, у нас не получилось, начнем все сначала. В конце концов, ваши ожидания - ваши проблемы.

Сюжет.

Итак, парк на Исла-Нублар работает, но из-за того, что популярность его начинает падать, ученые в своих пробирках смешивают некоего супердинозавра, Индоминуса рекса. Ход мысли сценаристов понять можно: действительно, кому интересны тиранозавры и трицератопсы, если можно скрестить кого-то новенького. Вдумайтесь в этот поворот - всего за двадцать два года (по хронологии серии) люди перестали ездить в самое удивительное место на Земле! Исходя из подобных умозаключений, на планете уже лет девяносто как должны были позакрываться все зоопарки и океанариумы, но создателей такие мелочи мало волнуют. В конце концов, может, обезьяны и морские черепахи, а также Дискотека 80-х, людям действительно ближе, чем сенсационно воссстановленные доисторические ящеры.

Кадр из "Мира Юрского периода-2", 2018-й год.
Кадр из "Мира Юрского периода-2", 2018-й год.

В общем, несмотря на явные проблемы со здравым смыслом, фильм стал самым успешным в цикле - 1,67 миллиарда долларов общих сборов и новая волна популярности у всего, связанного с блокбастером. Видимо, зрители кинотеатров, в отличие от посетителей экранного острова, по динозаврам все-таки скучали. Да и критики отнеслись к фильму в целом благосклонно, а на IMDB рейтинг ленты составляет 7,0 - не фантастический результат, но очень достойный. Так что никаких поводов для беспокойства у продюсеров не было: колоссальные заработки, новая суперзвезда Крис Пратт в главной роли и неисчерпаемые возможности для сюжетного хождения по кругу - ведь, как мы с вами поняли в начале этого материала, летать на остров и становиться закуской для главных героев можно бесконечно. Конечно, каждый человек в зале, старше двенадцати лет, понимал, что смотрит по сути какой-то бред, утративший большую часть обаяния и харизмы самой первой картины, но масштаб, технологии и сам факт возвращения в любимый многими мир с лихвой перекрывали все недостатки. Да, больше всего претензий звучало именно в сторону сценария - но какие претензии можно предъявлять к скрипту, написанному за три недели (реальный факт - Спилберг, правда, там еще пару месяцев что-то допиливал, но вряд ли он сидел с карандашом над текстом долгими бессонными ночами).

Но вот мы и подошли к дню сегодняшнему, когда по всему миру вышло "продолжение перезагрузки" - да, новые времена выдаивания любого жизнеспособного бренда до последней творческой капли порождают порой такие вот странные определения. И теперь главный вопрос - удастся ли Спилбергу, сидящему на троне продюсера и Хуану Байона, ютящемуся на табуретке режиссера (это его дебют во вселенной динозавров) поднять франшизу на новый уровень, утереть чешуйчатый нос собственному предшественнику и заработать в прокате сумму, достаточную для покупки не только собственного острова, но и материка?

Есть ощущение, что нет.

Во-первых, все минусы кино трехлетней давности не только не исчезли, но и приумножились, а главный козырь - возвращение легенды - можно было использовать лишь один раз, и он уже израсходован. Сюжет "Королевства" даже не назвать глупым: это настоящая графомания, на написание которой те пресловутые три недели вряд ли кто-то потратил. Либо текст писали обезьяны с пишущими машинками. Либо его выдолбили клювами голуби. Либо это генератол случайных предложений. Короче, это абсолютно невменяемая история.

Судите сами. Начинается все с извержения вулкана на острове, который грозит уничтожить всех оставшихся динозавров. Парк уже три года как закрыт, все там за это колоссальное время сгнило и порушилось, заржавело, прогнило и обратилось в прах. Параллельно доктор Малкольм, уже четверть века появляющийся в серии в исполнении Голдблюма, выступает в Сенате, где говорит некий набор слов, смысл которого ускользает чуть более, чем полностью, но сводится все к тому, что, мол, динозавров спасать не нужно, пусть себе там все передохнут, потому что и так уже навлезал человек в природу-матушку предостаточно. Я бы от себя предложил пойти еще дальше в подобных умозаключениях, и предложил запретить продавать лекарства телочкам с искусственной грудью: не дело это, вмешиваться в дарованные эволюцией титьки со своими имплантами. Пусть вот теперь выживают со своей простудой как хотят!

Дальше происходит череда перемещений актеров из точки в точку, после чего все оказываются на острове. До этого момента понять, что происходит, практически невозможно, поскольку лента плюет на все, что было раньше, включая взаимоотношения главных героев - ну, да, они типа в финале прошлого фильма сблизились, ну и что? Теперь они не общаются, а от предыдущих характеров не осталось и следа, но потом вынужденно начнут взаимодействовать, а в финале это все равно ничем не кончится. Все происходящее похоже на детскую игру - ребенок вытащил из коробки свои любимые игрушки, придумал с ними историю, разыграл ее, сидя на коврике, а потом побросал все обратно в ящик и забыл. А на следующий день те же фигурки участвуют уже в совершенно другом сюжете - ну, потому что продолжать вчерашний сюжет уже не интересно.

Поскольку игровые наборы от LEGO по тому или иному фильму часто выходят раньше самой ленты, наиболее упертые фанаты мониторят по ним спойлеры к грядущим блокбастерам. Например, вот комплект по сцене в особняке из нового "Парка".
Поскольку игровые наборы от LEGO по тому или иному фильму часто выходят раньше самой ленты, наиболее упертые фанаты мониторят по ним спойлеры к грядущим блокбастерам. Например, вот комплект по сцене в особняке из нового "Парка".

При этом самих динозавров до обидного мало - в фильме есть ровно одна масштабная экшн-сцена бегства животных с острова, и гигантский блок с похождениями нескольких хищников по викторианскому особняку, явно навеянный "Фантастическими тварями" (с примесью "Хищника"). Что же происходит все остальное время? Ответить на этот вопрос не так просто, как кажется, потому что через несколько минут после выхода из зала вспомнить сюжетные перепетии практически нереально. Ну, есть линия коварных злодеев, которые вывозят динозавров с Нублара, чтобы на тайном аукционе продать их злодеям со всего мира, включая бандита из Сибири (я не шучу). Зачем? Потому что нет оружия лучше, чем условные тераподы или велоцирапторы. Да, вы все правильно поняли - их покупают для боевых действий. В двадцать первом веке. Воевать с помощью тиранозавра. Ага. Представляете, какой интересный ход?

Плюс появляется новый динозавр-мутант, который уже напрямую копирует Хищника - он может выслеживать жертву, пока не сожрет, хитер, вынослив и вообще молодец. Правда, ему не придумали интересного дизайна, поэтому он скоро подыхает, как и желание досматривать эту сделанную спустя рукава поделку. Да, есть еще один невероятный твист, само использование которого говорит многое об отношении авторов к своему детищу.

-10

У владельца поместья, друга Джона Хэммонда и сооснователя парка, есть внучка, чьи родители по официальной версии погибли в автокатастрофе, поэтому он воспитывает ее один с помощью своей домработницы (в этой роли - дочка Чаплина, кстати). Дядьке примерно триста лет, он чуть жив, но при этом в гигантском доме он один, и в итоге погибает от рук своего управляющего, который и замутил всю гениальную схему с аукционом. Десятилетняя внучка пару раз за фильм вяло пытается узнать, а какой была ее мама, на что дед так же вяло отвечает, что такой же как она. Потом девочка находит фотку с молодым дедушкой, а затем, в момент, когда главные герои где-то в коридорах случайно сталкиваются с антагонистом, тот ни с того ни с сего заявляет, что не внучка это никакая, а клон погибшей дочки на данный момент также усопшего богатого пенсионера. Вот, значит, куда ушагали технологии. И на что же это влияет? Ни на что. Вообще. Никак. С таким же успехом он мог заявить, что это не внучка, а пришелец из Туманности Андромеды, прибывший поработить землян, или боевой робот Скайнета, или говорящая овчарка, умеющая принимать облик человеческий - всем и на все наплевать. Да, в самом финале это как бы работает: когда динозавры оказываются заперты в помещении, куда поступает газ, девочка, игнорируя решение взрослых, нажимает на кнопку открытия дверей и хищники вырываются на свободу (и таким образом она берет на себя ответственность за потенциальную гибель десятков человек). Типа, они же тоже клоны, как и я - летите, голуби. Все, конец. Ждите третьего фильма, где, по всей видимости, начнется открытое противостояние людей и динозавров по всему миру. Ну, "Планета обезьян" же успешная франшиза, давайте и оттуда подтянем пару идей.

Самое интересное на данный момент - это итоговые кассовые сборы фильма. Потому что если они окажутся столь же впечатляющими, как у первой ленты перезагрузки, то и претензии все эти смехотворны, и можно будет и дальше кормить зрителей откровенной халтурой. Но есть все же надежда, что зрители не вложатся столь внушительными средствами в сиквел, и тогда продюсерам придется крепко задуматься над будущим серии.

Но динозаврам в любом случае все будет нипочем! Они все равно выживут, потому что в киношный Парк Юрского периода посетители будут идти, даже если их там сожрут - как минимум, их время и деньги за билет. Не зря же на афишах было написано - жизнь всегда найдет выход.

Савва, "Казибота-шоу".