Конфликт Израиля и Турции: смена устоявшихся взглядов
16 июня 201816 июн 2018
3
Набирающий темп очередной виток дипломатического конфликта Иерусалима и Анкары, начало которому были беспрецедентные по резкости антиизраильские высказывания турецкого президента Р.Т.Эрдогана, поводом для которых стал перевод посольства США из Тель-Авива в Иерусалиме и события вокруг сектора Газа, явно не исчерпывается высылкой послов и словесной перепалкой их лидеров. Похоже, что именно сейчас процесс постепенного сворачивания стратегического партнерства двух стран в военной, политической и экономической сфере и переход Анкары в лагерь наиболее жестких критиков еврейского государства, начало которому было положено с приходом власти в Турции местной версии «Братьев-мусульман», проходит точку невозврата.
С израильской стороны признаками такого направления являются отказ от ранее применявшегося в отношении демаршей турецкого руководства «принципа сдерживания» и переход к модели эквивалентного ответа «мера за меру». И выстраивания региональной и экономической стратегии Израиля без отказа от шагов, которые могут помешать поиску компромисса с Анкарой.
Первым из таких признаков является активизация усилий по завершению формирования «антитурецкого» блока Израиль-Греция-Кипр-Балканские страны, продвинутую стадию формирования которого зафиксировал четвертый саммит руководителей трех стран в Никосии в мае 2018 года.
Во-вторых, в Израиле растет число тех, кто считает, что и в собственно двухсторонних экономических отношениях израильтянам нужна Турция намного меньше, чем она – Израилю.
Третьим моментом, который мы также упоминали, могут стать действия в отношении военно-стратегических возможностей Анкары, в частности, представление США израильской позиции о слабой осмысленности передачи продвинутого военного оборудования такой стране, как Турция. Чьи лидеры «потенциально склонны к военным авантюрам, способным стать серьезными проблемами для Израиля, стран Запада и умеренных суннитских государств».
Четвертым возможным направлением может стать комплекс мер, призванный показать, что Израиль более не намерен допускать «игры в одни ворота», позволяя Эрдогану вести акцентированную пропалестинскую и антиизраильскую пропаганду, без ущерба для собственного имиджа и региональных активов своего режима.
Ситуация требует от Вашингтона взвешенного отношения к этой стране, которая не разделяет ни интересов, ни ценностей США. Сотрудничество двух правительств может продолжаться там, где это возможно, но Вашингтону стоит оставить прежние иллюзии, и понять, что Турция союзник США только на бумаге.
Действительно, также как он бесконечно атакует Израиль, Эрдоган редко отказывал себе в удовольствии, при первой же возможности унизить своего ведущего союзника – США. Коль скоро в прошлом в Вашингтоне, подобно Израилю, во имя высших интересов нередко были готовы в ответ на выпады Турции, «подставить другую щеку».
Набирающий темп очередной виток дипломатического конфликта Иерусалима и Анкары, начало которому были беспрецедентные по резкости антиизраильские высказывания турецкого президента Р.Т.Эрдогана, поводом для которых стал перевод посольства США из Тель-Авива в Иерусалиме и события вокруг сектора Газа, явно не исчерпывается высылкой послов и словесной перепалкой их лидеров. Похоже, что именно сейчас процесс постепенного сворачивания стратегического партнерства двух стран в военной, политической и экономической сфере и переход Анкары в лагерь наиболее жестких критиков еврейского государства, начало которому было положено с приходом власти в Турции местной версии «Братьев-мусульман», проходит точку невозврата.
С израильской стороны признаками такого направления являются отказ от ранее применявшегося в отношении демаршей турецкого руководства «принципа сдерживания» и переход к модели эквивалентного ответа «мера за меру». И выстраивания региональной и экономической стратегии Израиля без отказа от шагов, которые могут помешать поиску компромисса с Анкарой.
Первым из таких признаков является активизация усилий по завершению формирования «антитурецкого» блока Израиль-Греция-Кипр-Балканские страны, продвинутую стадию формирования которого зафиксировал четвертый саммит руководителей трех стран в Никосии в мае 2018 года.
Во-вторых, в Израиле растет число тех, кто считает, что и в собственно двухсторонних экономических отношениях израильтянам нужна Турция намного меньше, чем она – Израилю.
Третьим моментом, который мы также упоминали, могут стать действия в отношении военно-стратегических возможностей Анкары, в частности, представление США израильской позиции о слабой осмысленности передачи продвинутого военного оборудования такой стране, как Турция. Чьи лидеры «потенциально склонны к военным авантюрам, способным стать серьезными проблемами для Израиля, стран Запада и умеренных суннитских государств».
Четвертым возможным направлением может стать комплекс мер, призванный показать, что Израиль более не намерен допускать «игры в одни ворота», позволяя Эрдогану вести акцентированную пропалестинскую и антиизраильскую пропаганду, без ущерба для собственного имиджа и региональных активов своего режима.
Ситуация требует от Вашингтона взвешенного отношения к этой стране, которая не разделяет ни интересов, ни ценностей США. Сотрудничество двух правительств может продолжаться там, где это возможно, но Вашингтону стоит оставить прежние иллюзии, и понять, что Турция союзник США только на бумаге.
Действительно, также как он бесконечно атакует Израиль, Эрдоган редко отказывал себе в удовольствии, при первой же возможности унизить своего ведущего союзника – США. Коль скоро в прошлом в Вашингтоне, подобно Израилю, во имя высших интересов нередко были готовы в ответ на выпады Турции, «подставить другую щеку».