Сегодня обнаружил записку жены о том, что она с сыном уехала в город. В квартире 31°С. Работать не могу после вчерашнего: лег в четыре часа после непродуктивного рабочего дня, отравленного изнемогающим зноем. Вышел на террасу с открытой бутылкой Рьёхи и всеми кусочками сыров, которые срочно нужно было спасать. Открыл ноутбук. Можно подводить итоги: было 314 друзей в FB, стало 311.
С Татьяной Ш. все понятно. Сам виноват… Есть вещи, которые просто не умею делать: замечать пыль на стеллажах, писать лаконично, ограничиваясь парой предложений, и спокойно реагировать на вызывающие комментарии. Когда затрагивают еврейский вопрос, право обсуждать национальные проблемы, живя за границей и т. п., сам себя от гнева не узнаю. А теперь из друзей выкинула, в черный список занесла, что случалось со мной в Контакте за все эти годы лишь один раз.
С одним знакомым за последние три дня произошла зловещая переписка на тему, что есть гражданская позиция. Когда он изложил наконец свое мнение по поводу моего конформистского антипутинского мировоззрения, ушел из друзей и даже не отвечал на записки. Другая барышня, религиозного толку, начала сперва весьма мирно и даже положительно отзываться о моей заметке, отказываясь, правда, оставлять в ней публичные комментарии. Но постепенно начала такие обороты набирать в обличении всей «либеральной орды», что на удивление самому себе принялся критиковать «политику» руководства церкви. Та, естественно, быстренько прокляла меня и также удалилась из друзей. Кто был третий, тайно ушедший из списка контактов, я даже не заметил.
Какой вывод должен сделать мудрый человек. Я же мудрый человек? Да какой я после всего этого – даже умным то себя не назвать. Так, неглупый, быть может. Ну а все же, какой вывод должен сделать мудрый человек? Допиваю третий бокал, и под августовский зной мысли вяло тянутся к какому-то неясному ощущению того, что любую позицию, даже если ее называют гражданской, стоит прежде всего рассматривать в самом что ни на есть прикладном смысле. Именно в прикладном, потому что цель всех этих позиций, действий, мнений упирается в попытку защитить интересы одной стороны за счет обличения другой. В информационную эпоху любое действие, включая высказанное мнение, недостаточно рассматривать с точки зрения справедливости, потому что она не абсолютна, а оказывается, всегда относительна, недостаточно его взвешивать на весах интересов или правды лишь одной позиции, потому что у каждой позиции есть свои весы, свои интересы, даже свои мерные системы, недостаточно проверять верификацию логически безупречных выводов, если и логика не является инструментом абсолютным, безупречным и непредвзятым, а вполне может в руках одного закрутить гайку, в неумелых руках другого – сорвать резьбу, а в яростных руках третьего – проломить череп. Любая позиция, мне кажется, должна соблюдать правила личной ответственности не только перед теми, кого защищаешь, но и перед теми, против кого эта позиция выступает именно по причине заведомой, предсказуемой относительности по отношению к недоступной истине: эта позиция все равно ошибочна, если она рассматривает отношение к ситуации на основе противостояния интересов, а не на основе поиска решения, в котором партии находят общие интересы, – не на основе компромисса или мирного решения ради одной из сторон, ущербного взаимного терпения, а именно на основе общих интересов.
Я, видимо, воспитывался в каком-то очень ограниченном, простом мире, в котором – как в сказках или голливудских фантазиях – все отношение к происходящему вокруг выстраивалось всего по одной оси, и задача ограничивалась решением уравнения, а чаще всего - неравенства, по какую сторону от бесстрастной нулевой точки находятся одни и занимают место другие. Кажется, я живу теперь в мире, в котором добавилось еще как минимум две оси, и сама система координат вовсе не занимает абсолютное место в пространстве, а оси больше похожи не на прямые, а на концентрические окружности. Любая активно защищаемая гражданская позиция рано или поздно допускает искаженное видение фактов, предвзятую оценку ситуаций и заинтересованную роль в борьбе против другой стороны, воспринимая ее полностью враждебно, игнорируя любые положительные ее стороны и гипертрофируя отрицательные.
Это касается каждой, отдельно взятой темы: противоборство Путина и оппозиции, истории с Pussi Riot – самой отвратительной на моей памяти за последние десять лет. И я – дурак – каюсь, сам ввязался в эту пустую вакханалию, в эту грохочущую гневом, ненавистью, ложным патриотизмом – с обеих сторон – воронку безумия, хотя с самого начала что-то просило стоять от этого в стороне. Не думаю, что стоять в стороне – решение верное, но бежать за всем «обществом», коим многие прикрываются – еще хуже. Кто-то наверняка сказал бы, что бездействие – все равно что соучастие, и привел бы пару златоречивых цитат, но мне видится, принцип прикладной позиции имеет как-бы больший приоритет: если стоит выбор между «не навредить» и «добавить жару в огонь», выбирать нужно тот вариант, который сохранит неоскверненными ту партию, ту правду, ту позицию, те интересы, в конце концов, от которых зависят интересы всех остальных.
И вот теперь, когда жара на террасе становится невыносимой, и сквозняки от всех распахнутых окон и дверей, дарующие первые признаки простуды, несут наконец свежесть в эти знойные дни, мне как-то особенно ясно видится, что вся последняя история не должна пройти даром, как проходят многие гражданские истории (хотя участники таковых и тешат себя иллюзией больших изменений). Ведь можно определить, кто проиграл, кто выиграл в этой мировой, оказывается, баталии, какой нанесен урон и что было достигнуто на пути борьбы против путинского режима, а можно просто принять факт того, что никто не выиграл, каждый допустил ошибку, и вынести какой-то урок – каждому свой, чтобы в следующей такой же ситуации не просто вести себя более достойно – это ведь не главное, хотя многие и считают это существенным – а не отдаваясь вихрю всеобщей эйфории, принять ту позицию, которая не служит разделению сторон по интересам, а поддерживает идею, помогающую найти интересы общие.
Вы думаете это невозможно? Вы просто не пробовали.