Найти тему
FirboNews.ru

Последний шанс «ВИМ-Авиа» на фоне исков в 4 млрд. рублей

Еще осенью 2017 года российским бизнесменом Борисом Каловым предложен план спасения обанкротившейся авиакомпании ООО «ВИМ-Авиа». Тогда в Минтрансе и Росавиации его план отвергли. В конце декабря он представил на рассмотрение новый план. В министерствах отметили большую реальность второго варианта от инициативного бизнесмена.

А пока проблематика вопроса продолжает набирать обороты. По последним данным с начала текущего года в российские суды поступило свыше двадцати исковых заявлений к «ВИМ-Авиа», суммарная величина которых оценивается в четыре с лишним миллиарда рублей. По последним новостям, отмечают в столичной инвестиционной компании «ФИРБО КАПИТАЛ», события двигаются в том же ракурсе. Из «свежего». 1 марта Федеральной налоговой службой в Татарстане подан иск на 251 миллион рублей к банкроту. 2 марта администрацией Анадыря начаты работы по сбору жалоб от пострадавших пассажиров компании из-за задержек рейсов ее самолетов. Если уж добивать, так по-черному. До этого в густоту черной краски подлили своих оттенков предыдущие четыре исковых заявления о признании авиакомпании банкротом. До этого в судах отметились московская ООО «РНГО» насчет ипотеки и последующего ареста пяти Боингов вместе с их маршевыми двигателями, вспомогательными установками и прочим имуществом на сумму более трех миллиардов рублей. Еще судится Санкт-Петербургская компания небесного питания ООО «Транспит Северо-Запад» со своим иском на 20 млн. руб. Также в списках потерпевших на 500 млн. руб. и столичная транспортная ЗАО «Авиасервисгрупп». Из «виновников торжества» Следственному комитету удалось задержать и упечь под домашний арест исполнительного директора и главного бухгалтера, которые своей вины не признают и считают необходимым все претензии перенаправить на собственников компании-банкрота Светлану и Рашида Мурсекаевых, которым удалось скрыться за границу с неустановленным количеством ВИМовских денег. Следствие на данный момент продолжает идти, а домашний арест двум пойманным фигурантам дела уже продлен до двадцатых чисел мая этого года. Помимо этих событий, отмечают в «ФИРБО КАПИТАЛ», следует отметить назначение нового директора обанкротившемуся авиаперевозчику. 28 декабря 2017 года им стал Всеволод Кустов, до этого занимавший должность заместителя руководителя юрдепартамента ПАО «Альфа-банк». Каким образом юрист будет управлять авиаделами, одному Богу известно, хотя, наверное, в Росавиации и Минтрансе с ним такое назначение не согласовывали. В современной России это норма, отмечают в «Фирбо Капитал». А вот слухи об окончательном назначении главой одного из высокопоставленных руководителей до этого обанкротившейся авиакомпании «Трансавиа» Вячеслава Кононенко так и не подтвердились.

Если в двух словах осветить ход истории, то 25 сентября 2017 года Росавиацией официально заявлено о прекращении чартерных полетов «ВИМ-Авиа». Параллельно остановлены все полеты авиакомпании за границу, где оказались арестованными за долги местным аэропортам пять самолетов этого перевозчика. По внутренним рейсам компания завершила ближайшие свои перевозки пассажиров, часть рейсов аннулировано, часть переложено на российских конкурентов. Правительством России ставилась задача до 15 октября «Аэрофлоту» забрать всех «застрявших» по аэропортам россиян, что и было в авральном порядке выполнено с дополнительным привлечением авиагруппы спецбортов. Частичное погашение затрат этих авиакомпаний профинансировано из бюджета.

На тот момент долг компании оценен в десять миллиардов рублей. Мурсекаевы оглашены в международный розыск с обвинениями в превышении своих полномочий. Планируется это дело объединить с еще одним, возбужденным по мошенничеству бывших собственников авиакомпании. Кроме того, в деле дополнительно значится хищение одного миллиона рублей за продажу предварительных билетов.

В качестве дополнительного штриха черным мазком кисти, напоминают в «ФИРБО КАПИТАЛ», выступают показания свидетелей, которые утверждали о желании бывших собственников еще в 2016 году продать «ВИМ-Авиа» ну хоть кому-нибудь за один рубль 00 копеек. С их слов появилась непреодолимая «усталость от авиации». Хотя, считают в «Firbo Capital», всему виной не это, а желание избежать надвигающихся финансовых проблем компании. Пока с кучей денег в кармане Мурсекаевым это удается. Следствием уже установлен заблаговременный вывод финансовых средств за рубеж.

13 февраля суд Татарстана ввел так называемое «наблюдение» за проблемной компанией в рамках начала процедуры банкротства. Этот регион России значится как месторасположение штаб-квартиры «ВИМ-Авиа». Сам же главный офис представлял собой одноэтажную хибару в сельской глубинке. Этот скандальный нюанс уже успешно покрыт наслоениями новых событий, отчего Минтранс и Росавиация отделались легким испугом за свою бесконтрольность над подчиненными структурами. «ВИМ-Авиа», например, в 2017 году входил в десятку отечественных авиакомпаний по количеству перевозимых пассажиров, и при этом никто из чиновников в столичных креслах не удосужился побывать хотя бы в районе расположения «главного» офиса этой компании.

Еще в прошлом году перед профильным руководством страны встала проблема, что делать с банкротом. На срочный призыв Министерства спасти банкрота путем подачи оригинальных предложений откликнулся лишь глава одного из инвестиционных фондов Б.Карлов. Его предложение, проработанное в ведущих финансово-юридических компаниях, попало в руки к специалистам авиации. В самой «ВИМ-Авиа» положительно расценили план спасения. А вот в Росавиации изучение растянулось на долгий срок. И лишь во второй половине ноября прошлого года Карпов получил неудовлетворительное заключение с просьбой доработки своего спасительного предложения. Со слов Министра транспорта Максима Соколова первый вариант плана спасения не содержал перечня инвесторов: «Это скорее не план, а некие декларации, не имеющие под собой реальных просчитанных финансовых моделей, инвестиционных предложений, вопросов решения социальных проблем». Безусловно, иного от консультаций с юридическими советниками Карлову вряд ли следовало ожидать. Ну что могут адвокаты насоветовать по авиации? А банкиры?

Сам же бизнесмен в обиде не остался: «Мы регулярно информируем Минтранс и Росавиацию о прогрессе наших переговоров, подходах к решению социальных проблем и об основных параметрах новой авиакомпании. С представителями регулятора были проведены консультации, планируются встречи для детального обсуждения бизнес-модели. Ситуация динамическая, и выводы делать пока рано». Хотя следует сказать, что идеи Карлова содержали вполне реальные финансово-экономические расчеты с моделированием авиаперевозок и трансформацией маршрутов полетов. Самым весомым шансом спасения компании бизнесмен видел присутствие «ВИМ-Авиа» на весьма нагруженных пассажиропотоком направлениях. Да, видимо, конкуренты не пожелали потесниться. Так было в ноябре.

И вот новый план родился 25 декабря. В нем возможно переименование компании с возобновлением полетов на базе дочерней структуры ПАО «Аэропорт Братск». Есть и другие сопутствующие такому развитию событий идеи. Как отмечают в «Фирбо Капитал», этот вариант отодвигает проблемного перевозчика на задворки государства и переводит его в ранг региональной компании, где шансы выйти из кризиса невелики. Если и этот план не срастется, «ВИМ-Авиа» объявится банкротом официально.

Источник: https://firbonews.ru/