Заинтересовался я этим вопросом после того, как на глаза мне попался небольшой пост где-то в соцсетях, в котором говорилось об украинском разработчике гидростабилизатора для кинокамер. Дескать, пользуется украинским изобретением весь Голливуд уже много лет, и не нарадуется. "Оскар" даже дали за стабилизатор. Однако называется он почему-то "Russian arm", хотя получал "Оскар" украинец. Стало интересно.
Вот то, о чем идет речь (вариантов и модификаций, разумеется, множество):
Цитаты из статьи журнала «Популярная механика» от 2005 года:
По калифорнийской пустыне на огромной скорости несутся два автомобиля. На крыше одного из них — антрацитово-черного Mercedes ML-320 — причудливая конструкция, напоминающая стрелу башенного подъемного крана с кинокамерой на конце. Автомобили то перекрещивают траектории, то сближаются до сантиметра, то мгновенно шарахаются друг от друга, то вдруг затевают причудливые танцы. А вокруг них, живя отдельной жизнью, парит камера, то взлетая вверх, как вертолет, то пролетая в нескольких сантиметрах от земли и автомобильного колеса. Внезапно машины резко тормозят и останавливаются в эффектном заносе, подняв клубы калифорнийской пыли. В сантиметре от лобового стекла второго автомобиля неподвижно застывает камера, пристально вглядываясь в лицо испытателя. Только что закончились очередные съемки рекламы нового автомобиля. А причудливая конструкция на крыше — знаменитая на весь Голливуд «Русская рука» — Russian Arm. Без нее не обходятся сейчас ни режиссеры автомобильной рекламы, ни операторы блокбастеров. И делают их в Туле.
.....
В МВТУ им. Баумана с середины 1970-х в студенческом конструкторском бюро пытались приспособить военную технологию к гражданским нуждам, разработав трехосный гиростабилизатор киноаппарата 1ГСП (гиростабилизированная платформа). В 1977 году к этой группе присоединился студент 3-го курса Лев Евстратов. Однако все это так и не вышло бы за пределы Бауманки, если бы не Олимпиада-80. Телевизионщики столкнулись с проблемой съемки яхтенных гонок на Балтике, проводившихся в Таллине: одна из камер должна была снимать с катера, однако волнение на море не позволяло получить приемлемую «картинку» — она дрожала. Вот тут-то и вспомнили про кафедру. В итоге МВТУ им. Баумана совместно с профильными киношными НИИ разработали и изготовили гиростабилизатор киноаппарата 2ГСП — съемки Олимпиады прошли идеально.
.....
В середине 1980-х годов 2ГСП попала на киевскую Киностудию им. Довженко, где ее и застала перестройка. Уникальный гиростабилизатор был приватизирован частной украинской компанией «Фильмотехник» и стал активно использоваться на всей территории СНГ. В 1989 году «Фильмотехник» заказал в бауманском КБ новый гиростабилизатор 3ГСП, который в 1991 году на специализированной киновыставке в Нью-Джерси произвел полный фурор. Русско-украинское чудо снимало даже CNN. Еще через два года КБ разработало очередной и последний стабилизатор 4ГСП. После этого судьбы разработчиков и их детища сложились по‑разному: за стабилизаторами к «Фильмотехнику» выстроилась очередь, и они вовсю трудились на съемках концертов Киркорова, Пугачевой, ТЭФИ, на «Рождественских встречах», кинофильмах и концертах; разработчики же оказались без копейки денег и свернули деятельность. Кандидат технических наук Лев Евстратов торговал тосолом и растворителем, изредка подрабатывая в Москве техником для обслуживания им же созданных гиростабилизированных головок для кинокамер. Параллельно Евстратов разработал для «Фильмотехника» размещаемый на крыше автомобиля дистанционно управляемый гиростабилизированный операторский кран.
В сухом остатке имеем чисто российскую разработку, попавшую в шаловливые ручки частной украинской компанией «Фильмотехник»
Читаем дальше вышеупомянутую статью в "Популярной механике":
...Вот тут-то и понадобился русский инженер Лев Евстратов, который к концу 1990-х оказался в Голливуде — днем обслуживает разработанную им же аппаратуру украинского «Фильмотехника», ночью спит на складе со своими железяками. В 1998 году странного русского взял к себе на работу тот самый легендарный Чапман, арендовав и краны, и головки, и компанию «Фильмотехник». Как вспоминает Евстратов, первые краны с головками просто крепили на крышах арендованных автомобилей стропами из хозмага, возвращая через пару дней в прокатную контору автомобиль без единой царапины, но с промятой крышей — страховка все покрывала. Тем не менее этот «сэндвич» стал очень популярным среди голливудских операторов, а так как возле него всегда был русский механик, к автомобильному крану прилипло сленговое название Russian Arm.
Хочу подчеркнуть, что написана статья задолго до обострения русско-украинского конфликта, во времена вполне себе дружбы-жвачки: в 2005 году. Объективности изложенного можно доверять.
А теперь взглянем на украинское видение вопроса. А. Кокуш - основатель "Фильмотехники".
Анатолий Кокуш — имя, которое знает каждый оператор. В 2006-м году украинец получил сразу две награды Американской киноакадемии.
Первую — за операторский кран "Каскад" — сверхлегкую конструкцию, стрела которой может вылетать на 21 метр. Наконец режиссеры получили возможность разместить камеру в самых недоступных местах.
Второй "Оскар" присудили за "Авторобот" — 4-метровый кран, который монтируется на крыше любого авто. Управление дистанционное, кран и камера могут плавно вращаться на 360 градусов вокруг машины, даже когда та движется на большой скорости.
К украинскому изобретателю выстроилась очередь продюсеров экшнов. На оборудовании компании снято немало блокбастеров: "Форсаж", "Война миров", "Код да Винчи", "Миссия невыполнима-3", "Люди Икс", "Мистер и миссис Смит", "Гарри Поттер и Орден Феникса".
Благодаря технике Кокуша впервые удалось разлучить камеру и оператора, теперь можно было ездить по неровной поверхности, ведь разработка Кокуша изолировала камеру от толчков или ветра. Украинцам удалось удивить голливудское сообщество. О них писали газеты, их приглашали на ток-шоу, а первым серьезным заказчиком стал Джеймс Камерон для съемок "Титаника".
Само собой, словосочетание "Русская рука" украинские ресурсы стараются не использовать без крайней нужды, но если приходится - то делают это примерно так:
Дотянуться до "Оскара" Кокушу помог "Авторобот", за которым увязалось название "Русская рука":
- Все что отсюда, для американцев было русским. Бывало, звонят, просят "Русскую руку", мы им объясняем, что это "Авторобот", а они - нет, меня просили заказать именно "Русскую руку".
- Нам пришлось оставить это название. Даже когда оформляли документы на соискание "Оскара", спрашивали, можно ли изменить название на "Авторобот", на что нам сказали - оставьте так, как есть, иначе вас не поймут, и можете вообще остаться ни с чем", - говорит Анатолий.
Кокуш пробивался сам. По его мнению, "любой человек, если хочет чего-то достичь, все должен пройти самостоятельно".
(материал из статьи "Украинский "оскароносец" Анатолий Кокуш", сайт "Украинская правда", 2008г.)
Возвращаемся к статье в "Популярной механике":
Летом 2003 года на очередной съемке в Голливуде помощник режиссера собрал съемочную группу и объявил, что отныне украинский кран по требованию украинской компании следует называть не Russian Arm, а Ukrainian Arm. Это были последние съемки Льва Евстратова в качестве техника украинской компании — в России была готова «тульская рука». В сентябре тульский кран, получивший название «Первенец», приступил к работе в Голливуде. Работа крана в ноябре на съемках «Нью-йоркского такси» дала материал, который был признан «лучшим в истории погонь». После него были десятки других фильмов, в том числе «Бэтмен. Начало» и «Мистер и миссис Смит». Успех новой разработки Евстратова привел к анекдотическому развитию событий. Украинский «Фильмотехник» подал в суд за использование названия Russian Arm, спешно отказавшись от своего родного бренда Ukrainian Arm. Поэтому до урегулирования спора сейчас на тульских кранах красуется надпись UltimateArm, а на головках — LevHead.
Тульская компания называется "Лесков", и у себя на сайте она пишет: "В 2006м году Американская Академия кино отметила нас Оскаром за создание съёмочного комплекса Ultimate Arm и LevHead."
Вот такая история. Россияне молчат про украинцев, украинцы - про россиян. А истина, вероятно, где-то рядом. Насколько я понимаю, всю прибыль от использования "Русской руки" сейчас получает компания "Фильмотехника", поскольку она является панетнообладателем. На сайте "Фильмотехники" стабилизатор именуется-таки "Русская рука", а не "Украинская".