Переход на натуральное возмещение убытков по ОСАГО (ремонт автомобиля вместо выплаты денег пострадавшему) должен был положить конец требованиям автостраховщиков поднять цены на полис "автогражданки". Власти им сделали "ку" два раза и были вправе ожидать, что ситуация на этом рынке, наконец, стабилизируется. Но этого не произошло.
Прошел год и еще немного, после чего участники страхового бизнеса вновь напомнили о себе. "Мы продолжаем нести убытки, - сказал они. - Сделайте еще что-нибудь".
Чего хотят страховые компании? Известно, что - либерализации рынка ОСАГО. Они хотят, чтобы цены на полис "автогражданки" определялись не указаниями сверху (со стороны регулятора, в качестве которого выступает Центробанк), а... рынком. Другими словами, они хотят брать с автомобилистов столько, сколько захотят. А если они захотят слишком многого? "Ну это вряд ли, - парирует страховое сообщество. - Цену на рынке сформирует здоровая конкуренция". Вот только где ее взять-то, здоровую?!
Похоже, власти снова идут на поводу у продавцов страховых полисов. Так, в середине июня Центробанк вынес на публичное обсуждение предложения об изменении тарифов ОСАГО. И вам они вряд ли понравятся.
Тарифный коридор
До полного высвобождения страховых тарифов дело пока не дошло. Сегодня регулятор обсуждает вопрос расширения тарифного коридора, в границах которого автостраховщики смогут работать при расчете окончательной цены полиса ОСАГО. Это, как заявили в ЦБ, станет первым шагом реформы ОСАГО.
Итак, если в настоящее время тарифный коридор ОСАГО (минимальная и максимальная тарифная ставка) находится в пределах от 3 432 до 4 118 рублей, после внесения поправок в законодательство он будет расширен от 2 746 до 4 942 рублей.
Водителям легковых автомобилей будет сложно рассчитывать на минимальную планку. А вот мотоциклистам, водителям мотороллеров и автомобилей, принадлежащих юридическим лицам, станет чуточку полегче. Дело в том, что регулятор предложил снизить верхнюю границу коридора для мотоциклов и мотороллеров на 10,9% - до 1 047 рублей (нижняя граница - 694 рубля), для легковых автомобилей, принадлежащих юридическим лицам, - на 5,7% (до 2 911 рублей; нижняя граница 2 058 рублей). А вот территориальные коэффициенты Центробанк пока решил оставить без изменений.
Коэффициент "бонус-малус"
Не оставят в покое и пресловутый КБМ (коэффициент "бонус-малус"). "Бонус" позволяет снизить стоимость полиса ОСАГО в том случае, если за предыдущий срок действия автостраховки водитель не попадал в аварии. Соответственно "малус" включается, если такие инциденты имели место - цена полиса растет. Регулятор предполагает с 1 января следующего года перейти на годовой порядок его расчета (в настоящее время КБМ рассчитывается на дату окончания действия последнего договора ОСАГО). К этому моменту все водители, для которых в базе данных Российского союза страховщиков существует более одного значения КБМ, получат один - наименьший из имеющихся в базе. Таким образом, страховая история будет закреплена за водителем, а не за владельцем транспортного средства.
Прочие коэффициенты
Центробанк также намерен ввести со следующего года новый список коэффициентов, относящихся к стажу и возрасту водителя. Будет использоваться более детальное разделение автомобилистов - больше станет понижающих коэффициентов (50 вместо действующих четырех). Благодаря этому, опытные водители среднего возраста и те, что немного постарше, получат более низкий коэффициент, молодые и неопытные - более высокий. Повышение коэффициентов для "новичков" будет небольшим - в пределах 4,5 процентов.