Найти в Дзене
random_place

Как Китай повлияет на Россию и почему это хорошо.

Сегодня происходит множество событий, предопределяющих наше будущее и Россия находится в эпицентре бури. В некоторых сферах она играет первую скрипку, например Сирийская гражданская война, а в некоторых является заинтересованной стороной в отношениях более крупных игроков. Крупных - значит экономически более мощных, в этой статье речь пойдет о Китае и Европе. Европа долгое время остается крупным потребителем различных товаров, еще до начала Средневековья, она закупала шелк в Китае, торговый путь так и назывался и имел огромное влияние на развитие народов, участвовавших в транспортировке грузов. Во времена величия Монгольской империи была обеспечена такая высокая безопасность перемещений по суше, что сухопутный способ доставки стал дешевле чем морские пути. К сожалению, после падения Империи монголов, морские пути стали экономически выгоднее, на чем, в не очень отдаленной перспективе выиграли европейские державы. В наши дни в Китае зародился проект восстановления Великого шелкового пу

Сегодня происходит множество событий, предопределяющих наше будущее и Россия находится в эпицентре бури. В некоторых сферах она играет первую скрипку, например Сирийская гражданская война, а в некоторых является заинтересованной стороной в отношениях более крупных игроков. Крупных - значит экономически более мощных, в этой статье речь пойдет о Китае и Европе.

Европа долгое время остается крупным потребителем различных товаров, еще до начала Средневековья, она закупала шелк в Китае, торговый путь так и назывался и имел огромное влияние на развитие народов, участвовавших в транспортировке грузов. Во времена величия Монгольской империи была обеспечена такая высокая безопасность перемещений по суше, что сухопутный способ доставки стал дешевле чем морские пути. К сожалению, после падения Империи монголов, морские пути стали экономически выгоднее, на чем, в не очень отдаленной перспективе выиграли европейские державы.

В наши дни в Китае зародился проект восстановления Великого шелкового пути.

На фоне медленного восстановления мировой экономики от последствий глобального финансово-экономического кризиса мировому сообществу предстоит найти новую модель взаимодействия и создать новые механизмы экономического развития. В ходе интеграции китайской экономики в мировую экономику Китай готов принять на себя больше международных ответственности и обязательств в соответствии со своими способностями, внести большой вклад в поддержание мира и общечеловеческого развития. Инициатива по совместному строительству «одного пояса и одного пути» нацелена на содействие свободного, упорядоченного движения экономических факторов, эффективное распределение ресурсов и углубление рыночной интеграции, на поощрение координации экономической политики стран вдоль маршрутов «одного пояса и одного пути», расширение и углубление регионального сотрудничества, на совместными усилиями формирование открытой, инклюзивной и сбалансированной архитектуры регионального сотрудничества, в рамках подобной архитектуры партнерства все получают пользу и возможности устойчивого развития. Как отметил председатель КНР Си Цзиньпин на церемонии открытия ежегодного совещания Боаоского азиатского форума-2015, «„Один пояс и один путь“ не будет соло Китая, а настоящий хор всех стран вдоль маршрутов проекта». Инициатива «Один пояс и один путь» зародилась также в результате отметки новым китайским руководством ключевой роли внешней политики КНР по отношению к соседним странам в осуществлении китайской цели «Двух столетия» и «Китайской мечты» о возрождении китайской нации. По словам Си Цзиньпина, успешное продвижение внешней политики по отношению к соседям создает благоприятную среду для развития Китая, мирное развитие Китая, в свою очередь, будет приносить большую пользу соседним государствам и вместе с ними реализовать совместное процветание. Данная китайская инициатива и помогает стимулировать развитие западных районов Китая, преодолеть проблему диспропорции в развитии западных и восточных районов Китая, решить проблему избыточных мощностей в стране путём расширения открытости Китая в западную сторону, освоения новых рынков стран в Евразии для экспорта товаров и капитала.

-2

Как видно из схемы, Россия играет роль транзитера в этой цепи, кстати скоростная железная дорога между Москвой и Казанью строится как часть будущей транспортной системы Пекин - Берлин. Отсюда, очевидно, столь большое вложение китайский инвесторов в проект.

В мае 2015 года Россия и Китай подписали меморандум о финансировании строительства первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань.
Китайская сторона согласилась инвестировать в этот проект порядка 300 миллиардов рублей (5,9 млрд долларов). - https://www.bbc.com/russian/news-38075207

Кроме пути по суши, России может предложить и кротчайший путь из Азии в Европу по морю. Северный морской путь имеет протяженность 14 тысяч километров, в то время как Южный морской путь длится 23 тысячи, а кроме того он проходит по территориальным водам одной страны, что снижает издержки.

Сейчас этот путь используется для освоения Арктики, но когда процесс выйдет на плато и поток грузов с Запада на Восток снизится или же установится на одном уровне, имеющаяся инфраструктура в виде оборудованных портов и флота ледоколов обеспечит большой приток грузов с Востока на Запад.

-3

На графике представлен общий объем перевозок по Северному морскому пути.

Какие интересы у России в этой истории:

  • Для России крайне важно встроиться в трансевразийские транспортные коридоры «Нового шёлкового пути», упрочив тем самым своё положение как крупной транзитной страны. Россия должна стать полноценным «евразийским мостом» между странами Востока и Запада.
  • Участие России в проекте и рост транзита через её территорию позволит резко усилить окупаемость вложений в транспортную инфраструктуру и, как следствие, активнее развивать многие регионы азиатской части России, сделав их более привлекательными для размещения производства и проживания.
  • На фоне сложных отношений с Западом в настоящее время, Россия заинтересована в усилении и расширении сотрудничества с Китаем. Совместные крупные проекты являются наиболее надёжным способом выстраивания долгосрочного партнёрства.
  • Россия нуждается в расширении трансграничных связей с Китаем — без этого едва ли возможно полноценное экономическое развитие регионов Сибири и Дальнего Востока. Приграничные регионы нуждаются в близких рынках для сбыта своей продукции и в потоках туристов из Китая.
  • Россия, как и Китай, весьма заинтересована в установлении политической стабильности в странах Центральной Азии и Ближнего Востока, а также в активном экономическом развитии этих стран. Речь идёт об Афганистане, Пакистане и прочих проблемных государствах. Как для России, так и для Китая представляют угрозу такие явления, как производство наркотиков в Афганистане и связанный с ним наркотрафик. Не меньшую опасность представляют исламские боевики-фундаменталисты и неконтролируемые потоки мигрантов, возникающие в ходе военных конфликтов. В конечном счёте, полностью ликвидировать эти угрозы можно лишь путём ускоренного экономического развития всех стран региона — только повышение уровня жизни может стать основой для укрепления политической стабильности. Проект «Нового шёлкового пути» в этом плане может сыграть исключительно важную роль, став стимулом и инструментом для установления мира и экономического процветания в Евразии.