Найти тему
Вовка Добрая Душа

Скайнет на пороге

Все помнят эту историю с «Терминатором», как человечеству пришлось вступить в войну с машинами и, заплатив огромную цену, победить, но «Скайнет» отправил из 2029 года в прошлое робота-убийцу, чтобы расправиться с Сарой Коннор. Сегодня 2029 год уже не за горами и всё идет к тому, что человечество добровольно отдаст себя в руки искусственного интеллекта, и мы перейдем под полный контроль машин ни в час «Икс», а шаг за шагом, меняя законодательство и принуждая всех и каждого к исполнению новых протоколов и правил поведения.

Мы находимся в особой точке исторического развития, где ИИ довольно скоро получит приоритет при принятии большинства решений, затрагивающих самые разнообразные аспекты нашей жизни. И через какое-то время никто уже не будет понимать, почему машины выбирают то или иное решение.

Мы уже сталкиваемся с этим, когда отправляемся в банк за кредитом, риски оценивает программное обеспечение, оно же предлагает ставку, срок и размер кредита. Но это еще цветочки. Более серьезное влияние ИИ можно будет почувствовать, когда полиция начнет арестовывать людей по подозрению в планировании преступления исключительно на основе предсказательной модели, сформированной суперкомпьютером исходя из данных наблюдения. Подобные алгоритмы уже начинают применяться в развитых странах.

Не стоит забывать, что сфера общественной безопасности за полтора десятилетия превратилась в высокотехнологичную и крайне бюджетоемкую сферу, по существу – в новый экономический драйвер. Здесь продвинутый искусственный интеллект быстрее всего получит ресурсы и особые полномочия. Это лишь дело времени.

ИИ активно внедряется во многих сферах жизни и секторах экономики, включая медицинские исследования и диагностику, беспилотные автомобили, национальную безопасность, боевое применение и, разумеется, правопорядок.

Использование нейронных сетей, предназначенных для имитации того, как думает человеческий мозг, с подключением большого количества взаимосвязанных процессоров, которые смогут обрабатывать огромное количество данных, да еще с учетом множества переменных и с использованием машинного обучения, сможет обеспечить на выходе сложные адаптивные решения.

И здесь тут же возникает вопрос цены. Чем за эту непредсказуемость придется заплатить? Все эти программные алгоритмы станут настолько сложными, что даже их создатели не будут понимать (уже не понимают), как машины пришли к таким решениям.

Конечно, это уже помогает в доведении до совершенства машинных переводов, позволяет получать точнейшие прогнозы погоды и стоимости ценных бумаг или более точно диагностировать заболевания. Но главные успехи ИИ последнего времени связаны именно с обработкой данных методом черного ящика.

Программный директор ИИ в Институте Алана Тьюринга, Адриан Уэллер, отметил двойственность проблемы в одном из интервью:

«Иногда проблема, которую мы решаем, важнее нашего понимания, как это работает – если мы уверены, что система работает надежно, безопасно и без какой-либо дискриминации... Но в случае медицинского диагноза системой с точностью 95%, как бы хорошо это не звучало, хотелось бы знать, насколько это точно лично для меня лично, и доступная интерпретация может помочь понять это».

Над тем чтобы сделать ИИ безопасным и открытым работают разные исследовательские команды – от агентства Darpa, работающего на Министерство Обороны США, до некоммерческой исследовательской компания OpenAI. Но критики отмечают, что эти разработки сделают искусственный интеллект ограниченным и неэффективным.

Именно этот момент, связанный с впечатляющими перспективами технологий ИИ, направит большинство разработчиков в противоположном направлении – в создание максимально автономных, самостоятельно мыслящих машин, которые способны предложить не только эффективные, но и превосходящие человека по качеству идей и способам методы решения задач. Метод черного ящика вплоть до индивидуализации мыслящих машин будет лишь поощряться рынком.

Но несут ли эти технологии угрозу человечеству? Скорей всего нет. ИИ просто станет частью, со временем доминирующей, человека разумного и органической жизни. Человеку придется искать свою нишу в новых условиях, снова «приспосабливаться» и «выживать», как он это делал тысячи лет. Даже ИИ не под силу будет сгладить пирамидальность и иерархию человеческого общества. Он лишь станет средством глубокой инструментализации материальной культуры, еще одним каменным топором в истории. Но конечно, человек с топором и без него – это разные люди. Изменится и человек эры искусственного интеллекта.