Найти тему
Истории об истории

«Заамурец» — злосчастие броневой летучки

Оглавление

Любое прорывное научно-техническое достижение всегда и везде становится предметом, предполагаемым для его использования в военных целях. Размещение артиллерийского вооружения на железнодорожной платформе рассматривалось военными практически с самого начала зарождения железнодорожного транспорта.

В Первой мировой войне небольшое количество бронепоездов было у представителей всех воюющих сторон. Во время военных действий выявились существенные недостатки боевого применения этого вида вооружения — небольшая подвижность, неудобство управления огнем, габариты, делающие бронепоезд объектом атаки противника практически сразу после прибытия в место дислокации.

Бронепоезд «Путиловцы имени товарища Ленина»
Бронепоезд «Путиловцы имени товарища Ленина»

Автор идеи

Идею создания маневренного, усиленного броней, вагона на собственной тяге предложил начальник транспортного управления Юго-Западного фронта подполковник Бутузов. Проект нашел поддержку в высшем военном руководстве.

В техническом задании было указаны параметры конструкции: на железнодорожной платформе должны поместиться две 57-мм пушки и 14 пулеметов Максима, механическая часть в виде двух автомобильных двигателей, электроустановка и помещения для экипажа.

Пулемет Максима и бойцы Красной армии
Пулемет Максима и бойцы Красной армии

Постройка

Изготовление броневой летучки было поручено Заамурскому железнодорожному батальону, располагавшемуся в мастерских Одессы. Удалось добиться увеличения сметной стоимости работ, которая в конечном итоге составила 141 тысячу рублей.

Первый пробный прогон мотоброневагона, который назвали «Заамурец», состоялся в октябре 1916 года.

Броневагон «Заамурец»
Броневагон «Заамурец»

Технические характеристики

Броневагон имел несущий кузов из швеллеров и уголков, собранный на двух железнодорожных тележках. Толщина броневых листов составляла от 12 до 16 мм. Вагон состоял из пяти отсеков: передней и задней наблюдательных рубок, двух артиллерийских и центрального казематов. Управление осуществлялось при помощи электрических световых и буквенных сигналов, подаваемых наблюдателем в машинное отделение.

Артиллерийская установка находилась в центре конструкции. В нижней части это была прямоугольная коробка с запасом снарядов. Верхняя часть — выполненная в виде полусферы орудийная башня — вращалась на поворотном круге. Здесь же находились восемь пулеметов с четырьмя боекомплектами к каждому.

В движение вагон приводили два 60-сильных двигателя, обеспечивающие одинаковую скорость в обоих направлениях. Сжатый воздух для тормозов подавался компрессором.

Несчастливая судьба

Осенью 1916 года «Заамурец» отбыл в действующую армию, где находился до конца боевых действий. В январе следующего года он уже на стороне большевистских отрядов устанавливал советскую власть в Одессе.

Через месяц «Заамурец» захватили анархисты. На нем сторонники «матери порядка» грабили придорожные станции. Еще месяц спустя революционные матросы отбили летучку и присоединили к составу бронепоезда «Полупановцы».

После ремонта в Москве «Заамурец» отправили на Восточный фронт воевать против мятежного чехословацкого корпуса. Летом 1918 года при отступлении красных от Бугульмы он был захвачен чехами.

До самой эвакуации корпуса из Владивостока броневагон находился в составе чешского бронепоезда «Орлик».

Бронепоезд «Орлик»
Бронепоезд «Орлик»

Затем его передали японцам, которые отдали его правительству белогвардейской Дальневосточной республики. После ухода белогвардейцев в Китай «Заамурец» принимал участие в китайской гражданской войне. Примерно в 1931 году броневагон захватили японцы, и дальнейшая его судьба неизвестна.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Вам будет интересно:
Большой автомобиль водоплавающий — как БАВы служили в Красной армии
Подвиг танкистов — как легендарная «тридцатьчетверка» остановила гитлеровский бронепоезд