Найти тему
PETERBURG2

Необычные места Царского Села

Если вы думаете, что в Царское Село стоит отправляться только из-за Янтарной комнаты или Лицея, где учился А.С. Пушкин, то вы ошибаетесь...

Китайская деревня в Александровском парке

За Крестовым каналом располагается Китайская деревня, строительство которой в середине 1780-х годов начал архитектор Ч. Камерон. Ее замысел и первоначальный проект принадлежал, вероятно, как В.И. Неелову, так и А. Ринальди).

В XIX веке Китайская деревня использовалась как гостевые апартаменты. Снаружи возле каждого домика цвели садики, а внутри они были удобно обставлены: в убранство входили кровать, столик, комод для белья и платья, письменный стол с необходимыми принадлежностями, а также самовар, чайный и кофейный приборы. В Китайской деревне довольно часто жил с весны и до глубокой осени выдающийся русский историк Н. М. Карамзин, в 1822–1825 годах работавший здесь над многотомной «Историей государства Российского», которая осталась незавершенной в связи со смертью писателя 22 мая 1826 года.

В настоящее время Китайская деревня полностью восстановлена. Домики вновь используются как гостевые и жилые апартаменты.

Комплекс Императорской фермы

В северной части Александровского парка расположены Императорская ферма и обширный участок земли, предназначавшийся некогда для выпаса скота.

Комплекс фермы был возведен А. А. Менеласом в 1818–1828 годах и состоял из Павильона высочайшего присутствия, Молочни, Коровника, сараев для мериносов, Дома смотрителя и других строений На лугах парка, примыкающего к комплексу Императорской фермы, пасли скот.

В настоящее время из построек Императорской фермы лучше всего сохранились здание Коровника и Дом смотрителя, сооруженный из красного кирпича. Средняя часть его фасада декорирована небольшими восьмигранными «готическими» башенками; треугольный щипец, венчающий фасад, и башни украшены зубчатым парапетом. Фасад здания прорезан высоким стрельчатым окном, щипец — небольшим круглым окном-люкарной

Ныне на территории бывшей Императорской фермы располагается Конный комплекс музея-заповедника.

Павильон Эрмитаж

Подобные павильоны, название которых по-французски означает «хижина отшельника», получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века. Они предназначались для отдыха и обедов владельца усадьбы в узком кругу избранных и помещались в дикой части парка. Для того чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, в таких павильонах обычно устанавливались механизмы, приводившие в движение подъемные столы. Уже упоминавшийся летописец Царского Села И. Яковкин обращался к читателям так: «Ну, господа! Теперь, осмотрев все любопытное по этой стороне, в прежних верхнем и нижнем садах, пойдем осматривать в называвшейся первоначально дикой роще истинно царски украшенный эрмитаж».

Павильон «Эрмитаж» в Царском Селе первоначально спроектировал М. Г. Земцов. Весной 1744 года приступили к кладке фундаментов, которые к осени того же года были завершены. Однако в 1749 году фасады готового к тому времени павильона были переделаны в соответствии с новым проектом Ф.-Б. Растрелли. Неповторимый почерк обер-архитектора императрицы Елизаветы Петровны передают исключительно сложные ракурсы, в которых здание предстает зрителю при ближайшем рассмотрении.

Шапель

В 1825–1828 годах на окраине Александровского парка появился павильон "Шапель" (от франц. chapelle — капелла) в виде готической капеллы (часовни), разрушенной временем.

Сооруженная по проекту А. А. Менеласа, Шапель представляет собой две квадратные в плане башни, одна из которых полностью "обвалилась", и соединяющей их широкой арки. В качестве еще одной переклички с готической стариной в окне Шапели по замыслу архитектора были установлены цветные стекла, и проникавший сквозь них свет озарял призрачным мерцанием интерьер с фигурами ангелов у основания сводов. Эти фигуры, так же как и скульптуры Белой башни, были исполнены В. И. Демут-Малиновским. Статую Христа, находившуюся в Шапели (ныне — в собрании Государственного Эрмитажа), создал по заказу вдовствующей императрицы Марии Федоровны немецкий скульптор И.-Г. фон Даннекер.

Здание Шапели пострадало в годы войны и в настоящее время находится в стадии консервации.

Читать далее