После умопомрачительного трейлера Cyberpunk 2077 и массы деталей по грядущей игре захотелось чего-то эдакого глянуть. В стиле киберпанк, американское, с неоном и хромом. Как нельзя лучше для этого подошёл американский Ghost in the Shell.
Тут надо отступить, и сказать, почему я уточняю про американское происхождение фильма. Просто за основу его создатели взяли вселенную, которая берёт начало в манге Масамунэ Сиро, рисовать которую он начал ещё в далёком 1989 году. А с тех пор история обросла полнометражными экранизациями «Ghost in the Shell» (1995 года) и «Ghost in the Shell 2: Innocence» (2004 года) и даже целым аниме-сериалом Ghost in the Shell: Stand Alone Complex. И продолжает радовать поклонников по всему миру и по сей день. Последняя полонометражка была в 2015.
Так что голливудские боссы, поглядев на это дело, решили "Мы тоже так хотим" и заделали свой собственный Ghost in the Shell - с многомиллионным бюджетом и Скарлетт Йоханссон на главной роли.
Забегая вперёд, хочу сказать, что по моему мнению, сгубили голливудское творение жадность и невнимательность. Нельзя так жадно подгребать под себя франшизу с мировым именем, и при этом относиться к ней так небрежно и бесцеремонно. Нельзя выхватывать отдельные фрагменты из чужого произведения, при этом вообще не отдавая себе отчёта, какую роль они там выполняли.
Вообще, любое сравнение голливудского "Призрака в доспехах" с оригиналом будет не в пользу первого. Вместо глубоких социально-психологических размышлений оригинала о деградации моральной и духовной в мире развитых высоких технологий и тонкостях взаимоотношений между разумом человеческим и искусственным, у голливудского "призрака" всё получилось сплюснуто до типичного посткиберпанкового сюжетика, при борьбу добрых спец-агентов с алчной коррумпированной верхушкой очередной мега-корпорации. Всё в угоду массовому зрителю, которому недосуг вникать в какие-то там тонкости, а хочется прежде всего зрелищного экшена в нестандартной обёртке по возможности.
И я не то чтобы не понимал мотивов американской команды. Но есть одно важное "но" - для всего этого мордовать любимую миллионами франшизу было не обязательно. Даже ради привлечения аудитории. Аудитория любителей киберпанка не настолько велика, чтобы они воротили от вашего фильма нос, обзови вы его как-то иначе, и не связывая кино формально с вселенной Ghost in the Shell. Пришли бы в кинотеатры как миленькие. Но уже с умеренными ожиданиями.
Размазать оригинальный идейный посыл команде Руперта Сандерса было недостаточно. На свой лад они переделали и персонажей. Главная героиня из волевой, энергичной Мотоко Кусанаги, которую мы знали по японским произведениям, превратилась в хмурую аутистку-социопатку с каменной рожей терминатора крошащую вражин в венигрет. По-моему, Скарлетт старалась как-то передать характер, но при этом сама его не до конца поняла. Или же сценаристами он изначально был задан не такой, как у оригинала.
Та же история с "злодеем". Кукловод превратился в Кудзэ, обиженного, униженного и оскорблённого террориста с короткой и ёмкой мотивацией. Зато такой простой и понятной зрителю. Арамаки - шефа 9 отдела, сыграл аж сам Такэси Китано. Вот где можно было ожидать, что всё пройдёт как надо. Увы. Персонаж Такэси-сана выгладит как реинкарнация одной из его ролей в многочисленных фильмах про якудзу. Эдакий "добрый" мафиозный босс, который за своих всем пасть порвёт, моргала выколет. Смотрится внушительно, но от того энергичного хитроумного старичка из манги и аниме я тут ни следа не увидел. Остальным же сотрудникам 9 отдела уделено внимания и того меньше. Разве что Бато в кадре бывает часто, как основной напарник Мотоко. И если уж начистоту, он тут больше всего напоминает свой прототип из аниме, по сравнению с прочими персонажами.
Наконец, было бы несправедливо не отметить техническое исполнение картины. В этом плане голливудское творение достойно только всяческих похвал. Даром, что бюджеты многомиллионные, но не отметить уровень проделанной работы нельзя. Нашим бы так научиться снимать. Да что там нашим - японцам бы научиться вот в таком вот качестве делать их многострадальные "лайв-экшоны"!
Что в сухом остатке? Фильм Ghost in the Shell не состоялся ни как киноремейк для аниме, ни как самостоятельное произведение. Картина выглядит зрелищно, смотрится легко, особенно если вы не особо знакомы с оригиналом, а после себя ничего не оставляет - ни размышлений, ни впечатлений каких-то особенно сильных. Шаблонный сюжет + красивый видеоряд, вот как по мнению боссов Голливуда выглядит универсальная формула современного кино. Жалко. Вот правда. Такую бы техническую базу, да в мирное русло пустить.