Найти в Дзене
Хочу в СССР

Знаменитые стройки СССР

Оглавление

фото с сайта obratnosssr.ru
фото с сайта obratnosssr.ru

Советский Союз был великой державой и замыслы строителей коммунизма были поистине великими. Планировалось повернуть сибирские реки, растопить вечную мерзлоту, использовать ядерные взрывы для прокладки тоннелей. Трудно сказать, что из задуманного имело рациональное зерно, но от планов дух захватывало. Часть из этих замыслов были воплощены в жизнь под названием великих строек.

Магнитка

фото с сайта statehistory.ru
фото с сайта statehistory.ru


Весной 1925 года институт "УралГипроМез" спроектировал самый мощный в Советском Союзе металлургический комбинат. Разместить его планировалось в Магнитогорске (по альтернативной версии проектом занимались американцы из Клинвуда, взяв за образец комбинат "US Steel").


Строительство велось в исключительно тяжелых условиях, большинство работ выполнялось вручную, тем не менее энтузиасты ехали со всех концов страны. В только поднимающемся из разрухи СССР оставалось мало инженеров металлургов, а опыта строительства подобных объектов просто ни у кого не было, поэтому к работе приглашали много специалистов из-за рубежа, особенным спросом пользовались американские инженеры. Несмотря на сложности при строительстве, в последний день января 1932 года была запущена первая домна. Репрессии проходившие в СССР не миновали "магнитку" - все три ведущих специалиста Марьясин, Валериус, Гугель были расстреляны в 30-е годы.

Беломорканал

фото с сайта livejournal.com
фото с сайта livejournal.com

Соединить Белое море и Онежское озеро, чтобы иметь возможность выхода на Балтику и систему Волги, было задумано давно. Но только в 1931 году начались работы по осуществлению дерзкого замысла. Канал длиной в 227 километров завершили в 1933 году. Столь быстрые темпы дались дорогой ценой - смертность работников достигала 700 человек в день. Правда на гибель людей не обращали внимания - северная стройка выполнялась силами узников лагерей. Этих работников называли "заключенный каналоармеец" или сокращенно "зэ-ка" - отсюда и пошел жаргонизм "зэк". Агитаторы призывали к самоотверженной работе, обещая за это сокращение лагерного срока. Как ни странно, "Беломорканал" оказался редким местом где коммунисты постарались сдержать обещание. Во всяком случае, многим заключенным срок реально сбросили.

Байкало-Амурская магистраль

фото с сайта vgudok.com
фото с сайта vgudok.com

БАМ был пожалуй самым крупным советским проектом и оказался самым протяженным по времени долгостроем. Строительство железной дороги началось в 1934 году и завершилось в 1984. Правда Северо-Муский тоннель в реальную работу ввели вовсе в 2003 году. Во время работ было несколько перерывов, а во время Великой Отечественной войны бОльшая часть уже готов рельсов вместе со шпалами были сняты для восстановления дорог в европейской части СССР. Из построенного до войны осталась только станция Тында. Начало строительства было объявлено как комсомольская стройка. О том, что основную массу строителей представляли собой заключенные, частично переброшенные с Беломорканала, официальная пропаганда старалась замалчивать.

Волго-Донской канал

фото с сайта vdonlib.ru
фото с сайта vdonlib.ru


Первая попытка соединить Волгу и Дон в точке их наибольшего сближения была начата Петром Первым в 1696 году. Она не имела успеха, но замысел соединить реки присутствовал в планах глав страны долгое время. В 30-е годы наконец создали реальный проект работ, однако осуществлению грандиозного замысла помешала война. Наконец, в 1948 году между Волгой и Доном начались земляные работы. К выполнению работ приступили проверенным способом - согнали 236 тысяч зэков и вручили им лопаты. Для ускорения работ, помимо зэков привлекли 100 тысяч пленных солдат. Работы велись ударными темпами и были завершены через 4 с половиной года.