Как из множества звуков рождается музыка?
Откуда композиторы знают, как складывать ноты?
А если человек никогда не учился музыке и даже не знает нот, но сочиняет хорошие песни — как это у него получается?
Всё решает система.
Лад
Часто говорят, что музыка подобна математике.
Кстати, Моцарт умел "алгеброй поверять гармонию" лучше, чем Сальери. А когда Лейбниц сказал: "Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет сама того не подозревая", - он был не вполне прав. Большая часть вычислений вполне осознанная.
Все элементы, из которых складывается музыкальное произведение, подчиняются определённой логике. В музыкальную "теорию всего" входят и теория ритма, и теория тембра, и закономерности динамики (громкости) и штрихов (особенностей звука), и ещё многое. Строго логично построена и музыкальная форма.
Одна из главных систем — та, что управляет высотой звуков. Она называется "лад" ("mode" на английском).
Многие знают слово "тональность". Тональность — это прежде всего система, разновидность лада. Не все лады тональные. Но наш слух, конечно, привык к тональным ладам. Главным образом — к мажору и минору. (Кое-где — обычно в учебных пособиях для школьников — можно даже встретить фразу "есть два лада: мажор и минор". Это враньё! Ладов десятки, а то и сотни. Но мажор и минор действительно самые популярные среди них, с этим не поспоришь.)
Обычно в обозначение тональности входит указание на тип лада (например, минор) и его звуковысотное расположение (например, ля).
Почему мажор и минор стали доминирующими ладами? Настолько, что о других ладах вообще мало кто слышал?
А это самые стройные системы, и одновременно — самые гибкие.
Звуки и функции
Система лада состоит из звуков и функций, которые эти звуки выполняют. Они неразделимы: функции без звуков невещественны, а звуки без функций бессмысленны. У каждого звука и созвучия (интервала, аккорда) в каждый момент времени есть определённая функция. Любую музыку, от самой простой песни до самой сложной симфонии можно проанализировать, выделить функции и отследить их поведение. Поведение всегда будет логичным.
Какие бывают функции?
Музыка действительно близка математике. Но в том, что касается тональных ладов, она напоминает астрономию. Тоника — это центр системы, главная опора, которая притягивает к себе всё. Как звезда, окружённая планетами. Самые крупные планеты — доминанта и субдоминанта. Они настолько массивные, что у них самих есть спутники.
Роль субдоминанты в том, чтобы "уводить" звучание от устойчивой тоники.
Роль доминанты в том, чтобы усиливать напряжение и создавать тяготение, стремление к тонике.
Так возникает нечто вроде синусоиды, чередование напряжения и покоя. Именно за этим чередованием мы неосознанно (или осознанно) следим, когда слушаем музыку.
***
А почему система считается гибкой?
Функции не "прибиты" к звукам и аккордам. Они смещаются. Они могут смещаться и внутри одной тональности, а если в пьесе есть модуляции в другие тональности, то функции действуют намного свободней.
Например, по умолчанию в простом мажоре субмедианта — это слабая субдоминанта (один из "спутников" субдоминанты в "звёздной системе"). Но в некоторых случаях она может выполнять функцию ослабленной тоники (слышали про прерванный каданс? Вот в нём). А вторая ступень мажора ("ре" в до-мажоре) может быть вводным тоном и выполнять функцию доминанты, но может быть и сильной субдоминантой.
Какую функцию сейчас выполняет звук или аккорд, можно сказать только на примере из реальной музыки (или на искусственно сгенерированном примере). Пример покажет, что было до и что будет после. Только в контексте проявляется функция.
***
Функции лада изучает раздел музыкальной теории под названием гармония. В курсе гармонии в колледжах и вузах студенты решают задачи. Обычно в этих задачах нужно подставить функции лада к данной мелодии, так, чтобы функции вели себя логично, а всё вместе звучало хорошо. Чаще всего у задачи есть множество вариантов правильного решения — потому что функции могут смещаться.
Возьмём в качестве задачи известную мелодию, "Подмосковные вечера", и перегармонизуем её. Что получится? Что-то совсем другое, возможно, странное, возможно, слишком причудливое, но не абсурдное.
Интересно, что в реальной музыке композиторы могут нарушать строгие законы гармонии. Возникают неожиданные ходы. Но осознанное нарушение придаёт музыке свежесть, а случайная ошибка звучит нелепо.
***
А какие ещё бывают функции у звуков? Кроме всем известных тоники и доминанты в тональных ладах?
В средневековых ладах это были инициал, реперкусса и финалис (то есть "первый звук мелодии", "наиболее часто повторяющийся звук мелодии", "последний звук мелодии"). В индонезийском ладу слендро звуки делятся на "поля", среди которых есть центральное поле и периферийные. В древнекитайской системе люй-люй были функции Инь и Ян. В индийской раге функции звуков называются вади, самвади, вивади и анувади.
Слуховой опыт
А нужно ли знать всё это, чтобы сочинять музыку?
На самом деле — необязательно.
Дело в том, что теоретические знания с успехом может заменять слуховой опыт. Каждый из нас с детства слышал такое количество музыки в самых разных стилях и жанрах, что воспринимает основные функции неосознанно, как синтаксис родного языка.
Но — только основные функции мажора и минора.
Если хочется выйти за пределы двух доминирующих ладов, или хотя бы просто сделать интересную модуляцию в другую тональность, знания потребуются. Иначе придётся двигаться вслепую ("вглухую"?) и изобретать велосипед там, где давно летают лайнеры!
___________________________
Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!