Найти тему

Ветер всегда прав: “Лица деревни” Аньес Варда и JR (2017)

Воздушный и веселый док живого классика про время, память и смерть

89-летняя Аньес Варда - фотографиня, документалистка и режиссерка игрового кино, выступавшая близко к идеям и стилю Новой волны, а также обладательница двухцветной прически, похожей на мороженное, - катается с современным художником JR по французской провинции. JR известен не только страстью носить не снимая очки и шляпу, как молодой Годар, и тотальной анонимностью (даже его столетняя бабушка не помнит его настоящего имени), но и флайпостингом: он делает фотографии, распечатывает их исполинские копии и размещает на стенах и прочих поверхностях, считая город самой большой картинной галереей (и называя себя photograffeur, то есть помесью фотографа и граффити-художника).

АВ и JR катаются по деревням, разговаривают с местными жителями и сочиняют циклопические фотоколлажи с их лицами и фигурами: в одном городке на стене осталась череда фотографий, на которой местные жители едят бесконечный багет, в шахтерском городке на стене осталась фотофреска со всеми участниками двух смен, которе редко пересекаются в обычное время, а в местечке с рыбным промыслом на водонапорных башнях наклеили, естественно, красивых рыб.

-2

Вместе с тем “Лица деревни” не просто про людей, деревни и их лица, но про текучесть времени, про то, как населенные пункты пустеют, меняются, теряют людей и обретают память. Как пустеет, меняется, теряет людей и обретает память человек. Непроницаемый JR по большей части выступает наблюдателем - тем человеком, который необходим, чтобы запечатлеть кадр, чтобы кино или жизнь свершились через акт просмотра. Воспоминаниями же истекает Варда: про фото, которые перекликаются со сценами из их путешествия, про Годара, про испортившееся зрелище (тут сцена укола, напоминающая эпизод из “Андалузского пса”).

“Лица деревни” - это какой-то удивительный сгусток человечности и простецкой мудрости, полный любования окружающим миром, его историями и его обитателями, которые кажутся неприметными, пока они не угодят в объектив камеры или фотоаппарата, пока их не нанесут на высоченную стену, чтобы их видом могли насладиться другие люди. Вместе с тем это горькое наблюдение и любование старением: как человек становится носителем историй, драм, шуточек, усмешек, слез и болезней. Не случайно в конце JR снимает ступни и глаза Аньес, чтобы нанести их на поезд: «Твои глаза и ступни рассказывают историю». Рассказ историй друг другу - один из древнейших способов коммуникации и доверительности, потому и в “Лицах деревни” немного наивная доверительность АВ побеждает художественную позу JR, хотя это частный случай коммуникации: их шалости с портретами и прочими фото одержали немало побед во французских провинциях до этого красивого и будто бы случайного финала.

-3

Канал «Тинтина вечно заносит в склепы» — кино, театр, комиксы и снова кино