Зачастую можно услышать от молодых мам, что они не знают как заинтересовать ребенка той или иной игрушкой, мол весь дом забит ими, а детям интересно первые минуты. Знакомо?! А еще хуже ситуация, когда ребенок не один и малыши разного возраста.
Для меня этот вопрос встал особенно остро, после появлении второго ребенка. Разница между детьми три года. Пока сын рос один все его игрушки были разделены по зонам: место для рисования( стол, мольберт), отдельные полки для книг, игрушки (коробка с машинками, отдельно "лего" и железная дорога, интеллектуальные игры и пр). Все, что не соответсвовало возрасту сразу убиралось в коробки для хранения или продавалось. Но как родилась дочь, вся эта груда игрушек, которыми сын уже не играл вернулась обратно и вместе с этим хаос в детской. Дети быстро переключали внимание с одной игрушки на другую, поэтому пришлось в корень поменять всю систему хранения игрушек и правильно их рассортеровать.
Сейчас очень много различных идей по хранению игрушек. Для кого-то удобна открытая система хранения, кому-то наоборот, чем меньше игрушек на виду, меньше пыли и уборки соответственно. Для себя я выбрала "золотую середину".
Основная проблема, с которой может столкнуться мама двоих детей и более, это мелкие игрушки старшего ребенка. Но как не обидеть не менее любимого малыша и не нарушить его интересов?!!
Разделяем полки
Итак, первое, что необходимо сделать, перебрать игрушки и разделить их по возрасту. Далее освобождаем по две-три полки для каждого ребенка (все зависит от метража детской и ваших возможностей). Для старшего ребенка ребенка игрушки располагаем на верхних полках, а для младшего на нижних. В открытом доступе оставляем те игрушки, с которыми дети могут играть и без вашего бдительного присмотра. То есть если старший ребенок взял самостоятельно игрушку с полки, вы должны быть уверены, что она "относительно" безопасна для младшего или вы точно знаете , что старший ребенок не начнет раскидывать мелкие детали ( все индивидуально, ориентируйтесь только на своих чад). Желательно оставлять игрушки так, чтобы были задействованы все сферы деятельности( логика, моторика, ролевые и подвижные игры и пр.). Например, я кладу на полки 2-3 музыкальных инструмента, 1-2 игрушки на развитие логики,памяти, 2 игрушки изучение цветов, математических способностей, игрушки для изучения окружающей среды и различных свойств и т.д. . Остальные игрушки убираем в коробки с крышками. Желательно убрать в шкаф или кладовку до лучших времен. И меняем переодически экспозицию: как только ребенок перестал проявлять к игрушкам "в доступе" интерес, меняем на другие и так по кругу. Результат не заставит себя ждать, и вы увидите, что вам больше не придется скупать все магазины игрушек.
Мягкие игрушки
Отдельное внимание стоит уделить мягким игрушкам. Можно использовать различные мягкие корзины, ящики. Но, это не всегда удобно для ребенка, зачастую любимая игрушка теряется среди основной массы и чтобы достать одну игрушку, приходится высыпать все остальные, что прибавляет уборки для мам. Поэтому очень удобно использовать так называемые подвесные карманы. Наши карманы сделаны вручную. В них каждая игрушка сидит на своем месте и ребенку видно их и удобно доставать, не прибегая к помощи взрослого. Один минус и он существенный для многих это быстро собирается пыль.
Книжные полки
Теперь перейдем к книгам. Их тоже желательно рассортировать по возрасту. На нижние полки ставим книги для младшего ребенка,с толстыми плотными страницами и яркими рисунками. На верхние полки книги для старшего. Удобно использовать систему хранения калапс из икея.
Если у вас много книг и мало места для хранения, то стоит так же , как и с игрушками часть убрать подальше,а часть оставить в доступности. Через какое-то время обновить книжные полки. Главное ориентироваться на потребности и интересы ребенка.
Зона творчества
В данном пункте, как правило, возникает больше всего вопросов. Сложность состоит в том, что все детки разные и творят они тоже в разных масштабах. Поэтому для планирования данной зоны, необходимо для родителей самим решить , что они готовы оставить в доступе ребенка, а что могут выдавать только под присмотром взрослых. Главное не переусердствовать, чтобы не убить в ребенке творческую личность.
Для меня с двумя детьми отличным решением стало, поставить детский стол рядом со шкафов купе. Старший ребенок сам может отодвинуть дверку и взять с полки все необходимые творческие материалы, но в тоже время многие материалы останутся недоступны для младшего ребенка.
Игрушки для активного отдыха
Дети редко сидят на месте, а поэтому необходимо позаботиться о спортивных играх ребенка не только на улице , но и дома. Отличным решением станут всевозможные корзины, куда можно поместить мячи, скакалки, спортивные коврики. Все то, во что ребенок может играть сам , не причинив себе вреда.