Вчера 14 июня 2018 г. на 83 году жизни умер Станислав Сергеевич Говорухин. Всей стране известный режиссер фильмов, ставших классикой российского кино. Среди его фильмов «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», «Ворошиловский стрелок» и ряд других. Все, что мы может теперь сделать, это помнить его. Отдавать должное его делам, его любви, его мастерству и тому масштабу, с которым он подходил к каждой своей работе.
Помимо работы в кино Станислав Говорухин активно занимался еще и общественной, политической деятельностью. Для него любовь к искусству неразрывно шла с любовью к Родине. Он всегда активно отстаивал свои гражданские позиции. И когда начинал только свою профессиональную деятельность, создавая злободневные передачи на казанском телевиденье и в 1990-е годы, став политиком, и до последних дней жизни. Но и это была не самая главная сторона его натуры. Самое главное в Говорухине была человечность. Его человеческие качества – широта души. Умение быть другом. Многие его коллеги знали, что в любой ситуации, они могут обратиться к нему, он выслушает, постарается помочь.
Он один из последних мастеров той плеяды, в которой воспитались не просто режиссеры или актеры или другие деятели искусства, а личности, многогранные таланты. Он один из тех последних могикан, которые задавали и задают планку отечественному кинематографу. Чьи картины, роли являлись образцами для последующих поколений. Это был человек сильного духа. Его закаляла жизнь, шлифовала профессия, обогащали люди, с которыми он общался. Среди его друзей и знакомых были и Владимир Высоцкий и Сергей Бондарчук и много других талантливых и глубоких коллег и попутчиков.
Родился Станислав Говорухин 29 марта 1936 г. в Пермском крае в промышленном городе Березники. Отца своего он не помнил. Тот был донским казаком, сосланным в Сибирь, а мать портниха, которая одна воспитывала сына и его старшую сестру. На своем горбу она не только сумела поднять детей в военные годы, дать им окончить школу, но и получить высшее образование. В конце 1950-х Станислав оканчивает Казанский университет по специальности геолог. Но проработав пару лет, он понял, что надо менять свою судьбу. Геология не его.
Телевиденье в Советском союзе тогда только зарождалось. Говорухин начал работать на Казанской студии. Он брался за любую работу: придумывал передачи, писал сценарии, сам занимался их постановкой, работал как оператор. Весь этот опыт пригодился ему, когда он поступил во ВГИК. После окончания, которого с середины 1960-х начинает работать на Одесской киностудии. Первой его самостоятельной работой стал фильм про альпинистов - «Вертикаль» (1967 г.). Сценарий, который ему дали был отвратительным, он попытался его переписать. Но и новый сценарий не получился. И тут у него появилась идея построить фильм вокруг песен. Выбирая между бардами того времени, кого пригласить. Визбор? Окуджава? Высоцкий? Он остановился на последнем и не прогадал.
Высоцкого в 1960-х уже знала вся страна. Но знала его только через песни, мало кто мог узнать его в лицо. Большинство считали, что это умудренный опытом человек, прошедший войну, может быть сидевший, а не молодой пацан, со студенческим лицом. Глубина и сила его песен не оставляли сомнения в таком образе. И Говорухин тоже себе представлял косую сажень в плечах, не ожидая увидеть простого парня. Так и случилось, когда Владимир Высоцкий приехал на студию для съемок в «Вертикали» и столкнулся с режиссером. Первая реакция Говорухина была, что этого парня я где-то видел. Может быть даже выпивал.
- «Здорово» - сказал Говорухин столкнувшись с ним в коридоре студии.
- «Привет» - ответил Высоцкий
- «А ты чего приехал? К кому» - удивленно спрашивает режиссер.
Высоцкий бросил на него вызывающий взгляд. Каким-то шестым чувством Говорухин понимает, так это и есть Высоцкий. Стало неудобно, и он попытался рассмеяться, но получилось деланно.
-«Пойдем купаться» - позвал Говорухин.
Так начались съемки фильма «Вертикаль», а потоп и их дружба. Когда они ездили по Кавказу, снимая разные эпизоды. В баре одной из гостиниц, пьяная компания местных ребят привязалась к Говорухину. И только один Высоцкий встал рядом с ним, когда дело дошло до кулаков. С тех пор часто Говорухин становился первым слушателем и ценителем песен, написанных Высоцким. Так летом 68-го, приехав глухой ночью в сибирскую деревню, где Золотухин с Высоцким снимались в «Хозяине тайги», в избе, где не было ни электричества, ни фонарей, ни даже свечей, в полумраке, под свет полоски луны пробивающейся в кривое окошко, состоялась премьера песни «Баньки». Тогда Золотухин с Высоцким, сидя на лавке, исполнили ее дуэтом.
Идею снять другой культовый фильм «Место встречи изменить нельзя» (1979 г.) Говорухину подал Высоцкий. Однажды он сказал ему: «Знаешь, Вайнеры мне сказали, что у них для меня есть хорошая роль. Ты прочитай роман, мне сейчас некогда – в Париж уезжаю». Когда же он вернулся в Москву, то Говорухин сам уже повез его к братьям Вайнерам. Роль Глеба Жиглова была идеальна для Высоцкого, но он был не в чести у киношного руководства и могли возникнуть проблемы с его утверждением. Для большей надежности утверждения кандидатуры Высоцкого на эту роль Говрухин решил прибегнуть к хитрости. Он сделал несколько проб с другими мене подходящими на эту роль артистами. Когда он демонстрировал начальству их, то им уже некуда было деваться, и они сами сделали выбор, что только Высоцкий должен играть.
10 мая 1978 г. в первый день съемок «Место встречи…», в Одессе, на даче одного друга, Марина Влади и Высоцкий увели Говорухина в другую комнату, заперлись и со слезами Влади сказала: «Отпусти Володю, снимай другого артиста». Высоцкий ей вторил «Отпусти. Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль». Но режиссер не сдался. Весь вечер его пытались отговорить снимать Высоцкого. И если бы это удалось, то не известно стал бы этот фильм культовым или нет, но Высоцкий точно потерял бы одну из лучших своих ролей на все времена, узнаваемость самой широкой аудитории. Фильм был принят на ура.
Потом почти каждая работа Говорухина попадала в десятку зрительского успеха. «Десять негритят» (1987 г.), «Приключения Тома Сойера» (1981 г.), «В поисках капитана Гранта», «Ворошиловский стрелок (1999 г.), «Благословите женщину» (2003 г.) и другие. Не менее удачны были и его актерские работы в фильмах: «Асса», «Сукины дети», «Анкор еще анкор» и другие. В конце 1980-х он стал снимать документальные фильмы, которые также вызывали значительный интерес. А в 1990-е годы он стал еще и политиком. С 1993 г. Говорухин депутат Государственной думы, баллотировался в кандидаты президенты. В 2000-е г. активно поддерживал Путина. Возглавлял его штаб на выборах 2012 г.
Его разносторонняя личность проявилась и в литературе. Из под его пера вышло несколько книг. Он полюбил живопись и стал интересным пейзажистом . Он вспоминать как в 1990-е годы с Сергеем Бондарчуком, другим великим русским режиссерам, они брали уроки живописи у Александра Шилова. Безоговорочно выполняя все его задания. Как тайком, чтобы не разочаровать мэтра прикладывались к фляжечке с коньяком во время этих экзерсисов.
Но вот лето 2018 г. Станиславу Говорухину стало плохо, он был в это время в Сочи на фестивале «Кинотавр». По возвращению в Москву он сам пришел в больницу, где определили его предынсультное состояние. После нескольких дней в больничной койке он переехал в подмосковный санаторий «Барвиха», где спустя пару дней умер. Ни кто не остался равнодушен к его кончине. Шквал искренних, обращений, в которых люди его знавшие близко, говорили о масштабе его личности, о его поддержке в трудные минуты, о нем как о художнике, мастере и человеке не дают усомниться, что ушла не просто масштабная личность , ушла часть культуры. Конечно, останутся фильмы, картины, книги, но не будет уже человека с его умением жить и готовностью помочь другому.