Только сегодня утром разместил свой первый в здешней жизни пост — о том, как бросил курить. И тут же получил несколько ответов, один из которых совсем не по теме. Не насчет курить, а в адрес моей бывшей жены, мол, нашла молодая стервочка пожилого папика, ну и т.д. У малого явно недостаток интеллигентности, зато переизбыток озабоченности. Ну да ладно, не в этом дело. Зато напомнил он мне давнюю историю. В начале века я работал на выставке в Киеве. Тогда еще Москва с Киевом дружили и многое удавалось сделать вместе. И еще в Киеве жил мой сокурсник Саша, который перебрался сюда после окончания университета по большой любви, женился, устроился на работу и пустил здесь основательно корни. Я не общался с ним четверть века, но наш общий друг, с которым мы оба поддерживали отношения, связал нас и мы договорились о встрече. На выставке у меня всегда ни на что нет времени и к вечеру язык уже просто отваливается от постоянных разговоров, а вечерами еще обычные посиделки в ресторанах с коллегами и клиентами. Так что со временем плохо, и мы договорились с Сашей, что он придет на мой стенд в рабочее время. Появился понурый и неухоженый мужик, я едва узнал в нем былого оптимиста и заводилу. Пошли в местное кафе, взяли кофе с бутербродами и не обошлось, конечно, без ста грамм коньячка за встречу.
Он сидел за столиком, грел в руке коньяк в пластиковом стаканчике и тихим монотонным голосом рассказывал о себе.
- Вот, женился неудачно, давно уже развелись, но живем вместе в трехкомнатной квартире с двумя взрослыми детьми, ни с кем контакта нет, дети со мной не разговаривают, бывшая жена как с врагом народа...
Я даже представить себе не мог, как можно жить под одной крышей с бывшей и при этом ненавидеть друг друга. Хуже чем в коммуналке. А уж с детьми... какие бы ни были отношения с их мамой, но дети — это твои дети. Впрочем, ничего этого я, конечно, не сказал, только подумал, что я так жить не смог бы. Я внимательно его слушал и не перебивал, потому как сказать было нечего, а сыпать соль на раны не хотелось. Он много раз повторял слова «неудачно», «не повезло» и прочее, и я чувствовал, что ему просто нужна была жилетка, в которую можно поплакаться.
- Да, Саша. - сказал я, когда он, наконец, выговорился и мне уже пора было возвращаться на работу. - У каждого по-своему получается. Ты женился один раз, и неудачно. А я три раза — и каждый рез удачно...
Я говорил вполне искренне и только потом понял, какой замечательный получился каламбур. Но и правда ведь тоже. На сей момент получилось уже четыре. И почти со всеми бывшими остались вполне нормальные дружеские отношения, мы созваниваемся время от времени и даже помогаем друг другу иногда. Я знаю, что чувства человеческие часто амбивалентны, любовь у многих переходит в ненависть и нетерпимость. Хотя мне лично это непонятно. Ведь было же и хорошее в совместной жизни, почему бы его не помнить в первую очередь, даже если расстались и даже если не очень красиво? А еще две из четырех - матери моих детей. А дети бывшими не бывают.