Макаронный боевик (Macaroni Combat, Macaroni War, Spaghetti Combat, Spaghetti War) – недорогой, но зрелищный итальянский военный эксплуатейшн, оформившийся в конце шестидесятых на волне успеха «Грязной дюжины» Роберта Олдрича, когда ушлые итальянские киноделы бросились снимать клоны этого голливудского хита. Просуществовал два десятилетия, пережив два пика популярности в 1968-1969 и в 1982-1986 годах. К концу восьмидесятых сошел на нет, не выдержав конкуренции с более зрелищным голливудскими военными боевиками и гонконгским экшеном. В шестидесятые-семидесятые действие макаронного боевика развивалось на полях Второй Мировой, в восьмидесятых эксплуатировать стали уже Войну во Вьетнаме.
5 эксплуатирующих войну итальянских боевиков
Диверсанты (Commandos) 1968, режиссер – Армандо Криспино. Боевик про подразделение италоамериканских коммандос, отправившихся на диверсионную миссию в немецкий тыл на полях Северо-Африканской кампании. Отличается передовыми для своего времени экшен-сценами и бодрой постановкой.
Пятеро из ада (5 per l'inferno) 1969, режиссер – Джанфранко Паролини. Лайт-версия «Грязной дюжины» Олдрича. Легкий и самоироничный представитель жанра.
Бесславные ублюдки (Quel maledetto treno blindato) 1978, режиссер – Энцо Дж. Кастеллари. Фильм вдохновивший Тарантино на съёмку другого, более известного опуса с аналогичным названием. «Бесславные ублюдки» Кастеллари – простой и прямолинейный фильм с размашистыми и снятыми на высоком, по меркам жанра, техническом уровне экшн-сценами.
Последний охотник (L'ultimo cacciatore) 1980, режиссер – Антонио Маргерити. Гремучая смесь из «Охотника на оленей» и «Рэмбо 2». Капитан американской армии отправляется в тыл Вьетконга на очередную суицидальную миссию. Занятно, что по антикоммунистическому накалу “Последний охотник” дает фору даже похождениям Джона Рэмбо.
Кодовое имя: Дикие гуси (Geheimcode Wildgänse) 1984, режиссер – Антонио Маргерити. В этом фильме есть всё, что может хотеть фанат жанра: Ли Ван Клиф, Клаус Кински, группа наемников на очередном невыполнимом задании, взрывающиеся нефтеняные цистерны, затерянный в джунглях Золотого Треугольника наркосиндикат со штаб-квартирой, перекочевавшей как будто из бондианы.
5 важных для жанра персон
Умберто Ленци – постановщик нескольких десятков джалло, хорроров про каннибалов, спагетти-вестернов и макаронных боевиков.
Антонио Маргерити – режиссер, внесший самый большой вклад в жанр макаронного боевика. Обладал редким умением снимать быстро, дешево и зрелищно, часто эксплуатировал актуальную политическую повестку.
Энцо Дж. Кастеллари – снял всего один макаронный боевик, зато какой. С успехом работал в жанрах спагетти-вестерна, еврокрайма и даже блэкэксплуатейшна.
Клаус Кински – великий и ужасный «лучший враг» Вернера Херцога. Интересная во всех смыслах личность и обладатель уникальной психопатической харизмы, Кински часто изображал антагониста в макаронных боевиках.
Ли Ван Клиф – мистер «плохой» из фильма Леоне. В восьмидесятых снялся в нескольких фильмах Маргерити, где играл персонажей, которым не стоит доверять.
Другие тексты, посвященные экшн-жанрам и боевому кино:
Тайский экшн
Гонконгский женский боевик
Героическое кровопролитие
Постапокалипсис по-итальянски
Уся
Кунг-фу комедия
Кино меча и магии
Брюсэксплуатейшн
Тексты, посвященные жанрам итальянского эксплуатационного кино:
Еврокрайм
Джалло
Постапокалипсис по-итальянски
Публикации о жанре экшн во всех проявлениях будут продолжены, если данная тема интересна, имеет смысл подписаться на канал.