Найти тему
Вектор развития

Эффект Пигмалиона-как ожидания меняют действительность. Мощное секретное оружие.

Оглавление

Даже не осознавая этого, мы можем подтолкнуть других к успеху. В этой статье вы узнаете, как ожидания могут влиять на производительность в лучшую или худшую сторону..

* * *

Если лень читать всю статью проматывайте вниз. В последнем абзаце подводим итоги. Но лучше читать и даже перечитывать. Про важность перечитывания мы писали здесь

У нас нет рекламы и мы ничего не продаем!!! Ссылка на подписку в конце статьи.
У нас нет рекламы и мы ничего не продаем!!! Ссылка на подписку в конце статьи.

Как ожидания влияют на производительность

Многие люди считают, что их домашние животные или новорожденные дети обладают необычными интеллектуальными способностями и могут понять все, что им говорят. Некоторые люди рассказывают совершенно необычные истории. В конце 19 века один человек утверждал подобное о своей лошади и, как оказалось, у него были доказательства. Уильям Фон Остен был учителем. Он считал, что животные могут научиться читать или считать. Первые попытки фон Остена с собаками и медведем были безуспешными, но когда он начал работать с необычной лошадью, он поменял наше представление о психологии. Известный как умный Ганс, этот конь мог отвечать на вопросы, указывая на ответ копытом, с точностью до 90%. Он мог складывать, вычитать, умножать, делить и указывать время и дату.

-2

Умный Ганс мог читать и понимал вопросы, написанные или заданные на немецком языке. Толпы стекались, чтобы увидеть животное, вскоре и научное сообщество заинтересовалось им. Исследователи изучали его, пытаясь найти некий обманный способ, но они ничего не нашли. Конь мог отвечать на вопросы, заданные кем угодно, даже если Фон Остен отсутствовал. Это означало, что никаких сигналов от хозяина Гансу не требовалось. Некоторое время мир считал, что лошадь действительно очень умна.

Затем психолог Оскар Пфунгст, помогавший команде ученых, изучавших Ганса, заметил несколько аномалий. Конь не мог ответить на вопрос, если задающий вопрос стоял за экраном или Гансу в глаза бил яркий свет. А еще Ганс отвечал, только если человек, задавший вопрос, сам знал ответ. Из этих наблюдений Пфунгст понял, что Умный Ганс не делал никаких заключений. Он также не понимал цифр или язык в человеческом смысле. Хотя фон Остен не собирался никого обманывать, но информация об умственных способностях его лошади была далека от правды.

-3

Вместо счета и языка Умный Ганс научился улавливать невербальные сигналы. Когда кто-то задавал вопрос, конь реагировал на их язык тела, причем с точностью, которой позавидовали бы профессиональные игроки в покер. Например, когда кто-то просил Умного Ганса решить пример, он брал его копыто в руки. И при достижении правильного ответа, этот человек давал ему невербальный знак. Пфунгст обнаружил, что многие люди наклоняли голову в этот момент. Умный Ганс распознавал это поведение и останавливался. Если что-то ослепляло Ганса ему не удавалось дать правильный ответ, тоже происходило, если задающий вопрос не знал на него ответа.

Эффект Пигмалиона - ожидания сбываются

Фон Остен умер в 1909 году, и Умный Ханс тоже исчез. Но его наследие до сих пор живет в психологии.

Умный Ганс не был столь интересен, как направление для исследований, появление которого он спровоцировал. В последующие десятилетия психологи начали изучать, как ожидания влияют на нас. Если, задавший вопрос Умному Гансу, хотел, чтобы тот ответил и подавал ему невербальные сигналы, то может ли это происходить и в других сферах?

Можем ли мы реагировать на эти еле заметные подсказки? Многолетние исследования доказали, что можем. Психологи пришли к концепции самоисполняющегося пророчества или эффекту Пигмалиона.

Эффект Пигмалиона - это психологическое явление, в котором высокие ожидания приводят к повышению производительности в данной области.

Его название происходит от мифа о Пигмалионе, скульпторе, которые создал статую женщины, а затем влюбился в нее. Понимая, что не полюбит другую, Пигмалион обратился к Афродите, богине любви. Она пожалела и оживила статую. Пара поженилась и у них родилась дочь Пафос.

-4

Ложные утверждения порой тоже сбываются.

Точно так, как фиксация Пигмалиона на статуе помогла ее оживить, наше убежденность в каком-то утверждении может сделать тоже самое. Противоположный эффект - эффект Голема, в котором низкие ожидания приводят к снижению производительности. Оба эффекта относятся к категории самоисполняющихся пророчеств. Исходят ожидания от нас или других, не имеет значения, эффекты проявляются так же.

Эффект Пигмалиона имеет широкое распространение в школах и организациях, и сильно зависит от социального статуса и стереотипов. По некоторым оценкам, это результат того, что наш мозг не разделяет восприятие человека и того, что мы от него ожидаем.

Понимание эффекта Пигмалиона - это мощный способ позитивно влиять на окружающих, наших детей и друзей, на сотрудников и начальников. Если мы не будем учитывать последствия наших ожиданий, мы можем упустить существенные выгоды.

Самоисполняющиеся пророчества

Формулировку концепции самоисполняющегося пророчества приписывается социологу Роберту К. Мертону. В 1948 году Мертон опубликовал первую работу по этой теме. В ней он описал это явление, как ложное убеждение, которое со временем становится истинным. Как только это происходит, запускается цикл обратной связи. Нам начинает казаться, что мы всегда были правы, ведь рассматриваем цепочку событий ретроспективно. Мертон описал самоисполняющееся пророчество, как самогипноз, используя наши собственные убеждения.

-5

Как и в случае с другими психологическими закономерностями, люди не подозревали о существовании этого эффекта, пока им об этом не рассказали. Известный оратор и богослов 17го столетия Жак Бенинь Боссет говорил, что «Самая большая слабость из всех слабостей - слишком бояться показаться слабым».

Даже Зигмунд Фрейд знал о самоисполняющихся пророчествах. В «Детской памяти Гете» Фрейд писал: «Если человек был бесспорным любимцем своей матери, он сохраняет на протяжении всей жизни триумфальное чувство, уверенность в успехе, которое в свою очередь редко приводит к реальному успеху».

IQ студентов

Исследования Роберта Розенталя и Леонор Якобсон были посвящены влиянию ожиданий учителей на успеваемость учащихся. Их последующая статья является одним из наиболее цитируемых и обсуждаемых психологических исследований, когда-либо проводившихся.

-6

Розенталь и Якобсон начали свое исследование с проведения теста на IQ среди учащихся начальной школы. Учителям сказали, что одна пятая всех учеников обладают незаурядным интеллектом. По этическим соображениям они не обозначали альтернативную группу учеников, как неумных и вместо этого использовали для этой контрольной группы название «ученики без категории». Педагогам сообщались фиктивные результаты, «талантливые» ученики были выбраны наугад. По мере окончания периода исследования все учащиеся подверглись повторному тестированию. Обе группы продемонстрировали улучшение. Тем не менее, те, кто был представлен одаренными, получили гораздо больший прирост в своих очках IQ. Розенталь и Якобсон видели причину этого в эффекте Пигмалиона. Учителя уделяли больше внимания «одаренным» студентам, предлагая им больше поддержки. Выбранные наугад, эти дети действительно стали превосходить остальных. К сожалению, никаких последующих исследований не проводилось, поэтому мы не знаем долгосрочный эффект эксперимента на жизнь этих детей.

Перед началом этого исследования Розенталь провел предварительные тесты на животных. Студентам были даны крысы из двух групп, одна из которых называлась «не умеющие проходить лабиринт», а другая - «отлично проходящие лабиринт». Как и следовало ожидать, на самом деле крысы были одинаковыми. Группы были сформированы наугад. Тем не менее, к тому времени, как закончилось исследование, «хорошие крысы» добились лучших результатов. Студенты считали, что с ними гораздо проще и приятнее работать.

В целом, авторитетные люди могут влиять на то, как ведут себя их подчиненные, поддерживая высокие требования. Независимо от того, сознательно или нет, лидеры способствуют изменениям в поведении, например, предоставляя людям большую ответственность или задавая цель. Подобно невербальным сигналам, которые улавливал Умный Ганс, даже небольшое изменение в отношении может поспособствовать росту. Если руководитель считает, что сотрудник компетентен, то и все остальные будут к нему относиться также. Затем работник получает больше возможностей для развития своих навыков, и го производительность улучшиться. Этот эффект работает в обоих направлениях. Когда мы ожидаем, что авторитетная фигура является компетентной и успешной, мы склонны поддерживать такого человека и его работу. Студенты, которые интересуются лекциями, способствуют тому, чтобы лекторы становились лучше.

В книге “Пигмалион менеджмента” Дж. Стерлинг Ливингстон пишет:

Некоторые менеджеры всегда относятся к своим подчиненным таким образом, что это приводит к превосходной производительности. Но большинство ... непреднамеренно относиться к своим подчиненным так, что их производительность гораздо ниже той, что они могут достичь. Отношение к подчиненному зависит от наших ожиданий. Если ожидания менеджера высоки, производительность, вероятно, будет высокой, в противном случае - низкой. Как будто бы существовал закон, по которому уровень производительности повышался и понижался бы, в зависимости от ожиданий руководителя.

Эффект Пигмалиона показывает нам, что реальность можно менять, а еще что можно манипулировать другими людьми - целенаправленно или случайно. То, чего мы достигаем, как мы думаем, как мы действуем, и как мы воспринимаем наши возможности, может зависеть от ожиданий окружающих нас людей. Эти ожидания могут быть результатом предвзятого или иррационального отношения, но они оказывают влияние на нас и приводят к изменениям. И если когнитивные предубеждения искажают наше восприятие, то самоисполняющиеся пророчества меняют происходящее.

Конечно, эффект Пигмалиона работает только тогда, когда мы физически способны достичь ожидаемого от нас. После того, как Розенталь и Якобсон опубликовали первые результаты своего исследования, многие люди стали полагать, что мы все способны на большее, чем думаем. Может это и правда. Но все равно нет доказательств того, что мы можем сделать что-то, если в это верит другой человек. Эффект Пигмалиона, по-видимому, предполагает, что мы используем наши полные возможности и не замечаем препятствий, обусловленных низкими ожиданиями.

Умный Ганс действительно был умным животным, но он был умным, потому что он мог читать почти незаметные невербальные сигналы, а не потому, что он мог заниматься математикой. Таким образом, у него были необычные возможности, о чем свидетельствует тот факт, что лишь несколько других животных делали примерно то же.

Наши способности не появляются лишь потому, что кто-то ожидает от нас выполнения задач. Чрезмерно высокие ожидания могут быть стрессом. Когда кто-то устанавливает слишком высокую планку, мы можем испугаться и даже не попытаться достичь цели. Большие цели и высокие ожидания полезны, но до того момента, пока реакция на них положительна. Исследования Макклелланда и Аткинсона показывают, что эффект Пигмалиона снижается, если мы видим, что наши шансы на успех составляют менее 50%. Эффект Пигмалиона не работает в ситуациях, когда цель вообще не определена. Вероятность успеха всегда больше, когда мы уверены в себе.

Проверьте свои предположения

В книге «Самоисполняющиеся пророчества: практическое руководство по использованию в образовании» Роберт Т. Таубер описывает упражнение, в котором людям предлагается перечислить свои предположения о других лишь на основании их описания. Они включали в себя болельщицу, «женщину (из неких меньшинств) с четырьмя детьми на рынке, использующая талоны на продукты» и «человека, курящего на улице в холодный февральский день». По результатам анонимного опроса среди студентов, в большинстве своем предположения были отрицательного характера. Таубер просит читателя обдумать, как подобные допущения влияют на повседневную жизнь людей.

Ожидания других людей влияют на наши жизни каждый день. Чаще всего мы этого не замечаем (если речь не идет о проявлении расизма, сексизма или о другом виде дискриминаций) эти ожидания диктуют возможности, которые нам открываются, как с нами общаются, и похвалу и критику, которую мы получаем. По отдельности, эти импульсы оказывают минимальное воздействие. Но в совокупности, они определяют преуспеем ли мы, или провалимся, пытаясь достичь своих целей.

Эффект Пигмалиона буквально вносит изменение в происходящее с человеком, и это очень важный момент. В этом нет никакой мистики. Когда мы ожидаем от человека, что он будет хорошо работать, мы относимся к нему соответственно. Учителя более позитивно относятся к одаренным ученикам. Они могут донести до них более сложный материал, предлагать больше возможностей ,задавать вопросы и предоставлять им персональную обратную связь. Как сказал Карл Саган: «Видения, которые мы предлагаем нашим детям, определяют их будущее. И очень важно какие это видения. Часто они становятся самоисполняющимися пророчествами. Мечты - это карты».

Идеальной иллюстрацией данного эффекта является случай описанный в книге “Пигмалион менеджмента”. Он рассказывает о Джеймсе Суини и Джордже Джонсоне. Первый был преподавателем в Университете Тулейна, там же уборщиком работал второй. Зная об эффекте Пигмалиона, Суини предположил, что он может сделать из любого человека специалиста в области компьютерных технологий. Он начал эксперимент, каждый день давая уроки Джонсону. Другие сотрудники университета сомневались в успехе, поскольку уровень IQ Джонсона был достаточно низким. Но эффект Пигмалиона снова сработал, и теперь бывший уборщик отвечает за обучение новых сотрудников основам компьютерной грамотности и программирования.

Эффект Пигмалиона - мощное секретное оружие. Ведь кто бы не хотел помогать своим детям становиться умнее, помогать сотрудникам и руководителям быть более компетентными, и в целом подталкивать других к успеху? Это возможно, если мы поднимем уровень наших ожиданий и увидим других людей в лучшем свете. Нет необходимости активно вмешиваться. Даже не осознавая этого, мы можем подтолкнуть других к успеху. И если вам кажется, что это звучит слишком хорошо, чтобы оказаться правдой, помните, что действие эффекта распространяется как на крыс, так и на крупных руководителей. Ō

* * *

Подпишись на канал или на рассылку с сайта что бы не пропустить.

Хотите получать на почту оповещения о новых статьях на нашем канале?
Оставьте ваш Email и мы будем присылать вам новые материалы.
Ссылка для подписки: https://jborder.ru/podpiska-razumnoe-myshlenie/