Найти тему
Корпорация Стали

Участок куплен. Что дальше?

Оглавление

«Я приобрел участок и собираюсь строить дом. С чего начинать?» — типичный вопрос новичка частных домостроительных и дачных интернет-форумов. Советы на сей счет даются самые разные: от «Привезти бытовку» до «Заключить договор с профессиональной строительной организацией — и больше ни о чем не думать».

Однако ответ на этот вопрос однозначен: с геологии.

Почему такая категоричность? Потому что это тот самый случай, когда при неправильном подходе вы имеете шансы в прямом смысле слова зарыть в землю любые деньги.

Увы, начинающие домовладельцы и частные застройщики геологией чаще всего не озадачиваются.

Недавно довелось быть свидетелем почти фантастической картины: на низком и потому проблемном с точки зрения грунтов участке строители возводили дачу «под ключ» — то есть дом, а рядом колодец и септик.
В качестве фундамента для неплохого каркасного коттеджика строители предложили монолитную плиту толщиной 0,5 м. Хозяева согласились (благо бетон нынче стал доступным).
Тому, как работает бригада, завидовали все соседи: никаких обрезков и отходов, доски от опалубки тотчас идут в дело, верхний слой почвы аккуратно собран и перенесен в тот угол, где предполагается сад с огородом, и не просто перенесен, а выровнен — хоть прямо сейчас под посадки.
И вот фундамент залит, дом практически готов, и прораб привозит на участок десяток бетонных колец — для колодца и септика. Рядом с домом закрытым способом сооружают септик. Вначале зарывается первое кольцо, затем второе. Под торфом обнаруживается слой глины, который легко проходится. Еще одно движение лопаты — и сливной колодец почти мгновенно заполняется водой до краев…

Признаться, раньше мне такого видеть не приходилось: бетонное кольцо возвышается над землей сантиметров на двадцать, и через край бежит мутная вода. Очевидно, давление десятков кубометров бетона на водонасыщенный грунт все-таки сказывается. Но «головняк» здесь даже не в том, что канализационный септик обернулся выброшенными деньгами. Для фундамента подвижки грунтов тоже далеко не полезны. Так почему же частные застройщики и привлекаемые ими специалисты, которые демонстрируют высокую культуру строительства, пренебрегают «фундаментальными» вопросами? Ответа у меня нет.

Да, профессиональные геологические изыскания, в результате которых появляется техническое задание на фундамент, недешевы. Цена вопроса для капитального строения исчисляется десятками тысяч рублей. Но и в этом случае геологи позволят сэкономить значительно больше. Ведь проектирование фундамента — это целая наука. Если же исследование грунтов не проводится, то представители строительной организации постараются сделать одно из двух: заложить в фундамент максимально возможный (как правило, избыточный) запас прочности либо, если речь идет о возведении небольшой каркасной дачки, а заказчик склонен экономить на всем и вся, предложить собрать домик на простейшей конструкции из столбиков или мелкозаглубленной ленте. Вероятность того, что в первые два-три года с таким фундаментом ничего не случится, конечно, велика. Но ведь дому обычно отмеряется значительно больший срок. Геологические изыскания помогут определиться не только с типом фундамента, но и с локальными системами водоснабжения и водоотведения, то есть ответить еще на два вопроса: скважина или колодец (а если колодец — то где и какой) и классический септик или станция биологической очистки. Можно ли избежать излишних затрат?

Предварительную, так сказать, «любительскую», геологоразведку имеет смысл провести еще на стадии выбора (покупки) участка — при помощи садового бура. Это не панацея, но вероятность грубой ошибки снижает. Вторая составляющая самостоятельного исследования гидрогеологических условий сводится к тому, чтобы посмотреть, пользуются ваши будущие соседи скважинами или берут воду в колодцах, какие типы фундаментов зарекомендовали себя в данной местности и не «гуляют» ли заборные столбы.

Скважина или колодец?

-2
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обследовать соседские источники водоснабжения.

Если у них скважины, то желательно выяснить, какова их глубина, лимит (то есть водоотдача) и возраст. Приходилось ли их чистить, да и вообще, были ли проблемы? Если речь идет о колодце, следует выяснить его глубину, уровень и количество воды (как быстро он наполняется после откачивания и не пересыхает ли в разгар лета). Есть вопросы, которые касаются качества воды: не образуется ли осадок при кипячении или отстаивании? Делался ли химический анализ воды и что он показал?

Чтобы не было разочарований в дальнейшем, скажем сразу: почти наверняка как скважинная, так и колодезная вода потребует дополнительной очистки. И к этому надо быть готовым.

Если вы «первопроходец», вокруг нет ни соседей, ни скважин, ни колодцев, — задача усложняется. Гидрогеологические карты масштаба 1:50 000 с обозначением глубины залегания подземных вод есть у представителей компаний, занимающихся бурением скважин. Однако картографические материалы на сей счет изобилуют «белыми пятнами», а поскольку составлялись они еще в советское время, причем для нужд обороны, мелкие скважины и колодцы не рассматривались картографами в качестве возможных источников централизованного водоснабжения. Поэтому скважина в плохо изученном специалистами районе — всегда риск.

Скорее всего, «первопроходцу» предложат остановить выбор на колодце. Но копать его, что называется, наугад, вслепую — неразумно. Даже если у соседей воды залейся, вы можете «промахнуться» с водоносной жилой либо наткнуться на непреодолимые препятствия. Выбрать место для колодца поможет разведочное бурение. Только оно позволит установить наличие больших камней, плывуна и, самое главное, глубину и ширину водоносного слоя. Приглашенный вами геолог напишет подробное техническое задание для бригады, в котором будет указано количество и тип колец, а также изложены рекомендации по строительству (открытый или закрытый способ прохождения шахты, конструкция донного фильтра).

Для тех, кто впервые озадачился водоснабжением, дадим справочную информацию и о скважинах. Скважины бывают «на песок» (мелкого заложения — до 30 м), питающиеся теми же грунтовыми водами, что и колодцы, а также глубокие — «на известняк». Иногда все глубокие скважины называют артезианскими, но, строго говоря, это не совсем верно. Артезианские скважины — напорные, благодаря давлению верхних пластов вода должна бить из них фонтаном.

Важно помнить, что глубина скважины не является залогом соответствия воды санитарным нормам. В неглубоких скважинах часто присутствуют техногенные загрязнения, в артезианских — избыточная минерализация.

Артезианские скважины

должны лицензироваться, и разговоры об этом ведутся не первый год. Однако, к великой радости домовладельцев, руки до них у чиновников пока не дошли. Между тем Закон о недрах оставляет немало возможностей для разночтений, относя этот вопрос к компетенции местных властей.

-3

«Владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 19 Закона о недрах).