Под шумок открытия чемпионата мира по футболу правительство объявило о повышении пенсионного возраста. Он увеличен до 65 лет для мужчин и до 63 для женщин. Принудительное повышение начнётся в 2019 году и закончится в 2034-м. Реакция на закон в стране схожа с тем, как если бы сборная России забила мяч в собственные ворота, причём сделала это умышленно.
Старикам тут не место
Идея о повышении пенсионного возраста (для краткости обозначим его как ППВ) витала в воздухе давно. Его причина проста и банальна: в бюджете не хватает денег на стариков. Просчёты властей и безумные траты на военно-стратегические проекты, основные выгоды которых достанутся энергетическим компаниям, опустошили и без того небогатую казну.
Начиналась эта история так. Разработать (или наукообразно оформить) систему ППВ власти поручили Центру стратегических разработок под руководством бывшего министра финансов Алексея Кудрина. Задача была выполнена: специалисты ЦСР предложили повышение возраста до 65 лет мужчинам и до 63 лет женщинам, что мгновенно разлетелось по всем средствам массовой информации. Согласно «Плану Кудрина», ППВ должно было происходить медленно и постепенно, его крайней точкой был обозначен 2034-й год. План предполагал серьёзную работу по улучшению качества жизни россиян – в частности, предлагалось поднять уровень здравоохранения, чтобы увеличить продолжительность жизни в России, которая сейчас, поданным ООН, составляет всего лишь 65,5 лет, при этом большинство мужчин не доживают до этого возраста. Экономия для бюджета – огромная. Только непонятно, кто на кого работает – народ на правительство или наоборот?
«План Курина» выглядел фантастично, зато красиво. Однако красота его разбивалась об одно пренеприятное обстоятельство. Для реализации плана понадобятся огромные инвестиции – около 8 триллионов рублей. Которых нет.
Ознакомившись с «планом Кудрина», правительство представило свои схемы. Минфин предложил ППВ до 65 лет и мужчинам, и женщинам всего за 6–12 месяцев. Схемы, предложенные Минтрудом, предполагали два варианта ППВ: до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин, и 62 для мужчин и 60 лет для женщин, как мы сообщали ранее. Как видим, правительство выбрало схему, внешне похожую на «план Кудрина». Что там внутри – надо смотреть, пока слишком мало информации.
Прежние телодвижения правительства в области пенсионного обеспечения тоже не выглядели виртуозно. Перечислим основные его «достижения».
Сначала ввели «балльную систему» для начисления пенсий. 1 балл = 81 рубль. Позднее при расчёте пенсии перестали учитывать время учёбы в вузе, отчего россияне потеряли от 4 до 6 лет при расчёте баллов. В 2014-м, после вхождения Крыма в состав России и начала войны на Донбассе, была заморожена программа накопительной пенсии. Позднее была отменена индексация работающим пенсионерам, вместо индексации введён копеечный перерасчёт.
Власти в очередной раз показали своё истинное отношение к жителям страны.
Нынешним пенсионерам не следует успокаиваться от мысли, что эта чума пройдёт мимо них. Беда с названием «повышение пенсионного возраста» коснётся их детей и внуков, которым придётся буквально умирать на работе. И это в лучшем случае, поскольку найти работу после 50-ти почти невозможно. Рабочие места неуклонно сокращаются – кризис. В самое ближайшее время, как утверждают эксперты, работу потеряют массы водителей и продавцов.
Холодный фронт
Озвученный премьер-министром законопроект отправится на рассмотрение Госдумы и Совета Федерации, где он, скорее всего, будет одобрен с мелкими поправками, которые подадут как огромное послабление. Операция по дезинформированию общества неизбежна.
Теперь посмотрим, что думают о повышении пенсионного возраста жители нашей страны.
Народ встретил ППВ однозначно: резко в штыки. По опросам исследовательского холдинга «Ромир», идею поддержали только самые молодые – 18-24-летние, то есть те, кто считает пенсию отдалённой туманной перспективой и надеются баснословно разбогатеть, не в пример старшему поколению. Видимо, наивность лечится только жизненным опытом.
В остальных возрастных группах реакция почти единодушная: неприятие составило 92-93%.
92% – очень серьёзная цифра. Это не просто статистика. Это – национальный фронт.
Около 58% полагают, что 60 лет – оптимальный возраст выхода на пенсию для мужчин. При этом 35% убеждены, что мужчины должны уходит на пенсию раньше, от 50 до 58 лет. С нынешним пенсионным возрастом для женщин согласны 60% опрошенных.
Похожие данные дал опрос фонда «Общественное мнение» (ФОМ): против ППВ выступили 82% россиян. В его пользу высказались лишь 9% опрошенных. Больше трети респондентов считают, что ППВ сократит возраст пребывания на пенсии и уменьшит шансы вообще дожить до неё.
Исследования рекрутинговой компании HeadHunter показали, что 53% россиян одобряют нынешний пенсионный возраст, а 35% высказали мысль о необходимости понизить его. Поддержали повышение только 6% респондентов.
Подобные совпадения в оценках называются двумя словами: народная солидарность. Она чревата серьёзными последствиями для власти. Или власть надеется на поддержку военных, полицейских и спецслужб, которых не коснётся ППВ?
Здравствуй, рабство
Напомним, эксперты крайне негативно оценивают последствия нового законопроекта.
Президент Конфедерации труда России, председатель постоянной комиссии по трудовым правам и социальному партнерству СПЧ при президенте РФ Борис Кравченко считает, что повышение пенсионного возраста в России не имеет никаких демографических и экономических оправданий. По его словам, 60% мужчин не доживают до 65 лет – эта ситуация характерна для 62 регионов России. Профлидер полагает, что повышение пенсионного возраста приведёт к негативным социальным последствиям для всей страны.
Директор Центра политэкономических исследований, сотрудник РЭУ имени Плеханова Василий Колташов считает, что в стране усилится безработица и проблемы на рынке труда. Усиление конкуренции приведёт к тому, что работодатель будет диктовать свои условия. Людям 50-60-летнего возраста придётся соревноваться с молодыми, чтобы сохранить своё место. При этом молодые более привлекательны для работодателя: их можно сильнее эксплуатировать за меньшие деньги. Ситуацию могло спасти увеличение рабочих мест. Но его нет, и не предвидится.
Кроме того, люди предпенсионного возраста потеряли возможность трудиться дольше, чтобы повысить размер своей пенсии. Теперь, так или иначе, придётся работать лишние несколько лет. И это никак не отразится на пенсионных выплатах. Зато отразится на здоровье тех, кому сейчас 45-50 лет, ведь сколько бы ни длились «этапы» увеличения пенсионного возраста, они обязательно почувствуют их на себе.
Кстати:
Давайте называть вещи своими именами. Нас в очередной раз обокрали, ограбили. Отправили работать вместо заслуженного отдыха и умирать. Ведь ценность каждого прожитого дня после 60-ти – на вес золота: здоровье уже не то и силы не те. Но кого это интересует, кроме нас самих?