(1991, США)
Третий полнометражный фильм Кэтрин Бигелоу, тогда еще не-лауреата Оскаров и уже почти не-жены Джеймса Кэмерона, с которым они вместе прожили недолго и развелись аккурат в год выхода этой картины на экраны. Неизвестно, что выиграл от их развода Кэмерон, предпочтя тогда своей третьей жене убийцу терминаторов Линду Хэмильтон (с которой, впрочем, тоже развелся спустя восемь лет), но Бигелоу при этом уж точно ничего не проиграла. Тем более, что заработанные "На гребне волны" кассовый успех и культовый статус подсластили ей пилюлю, сделав этот фильм ее визитной карточкой, а ее саму - еще более известной и в конце концов оскароносной. В любом случае, умница Кэтрин не повторила судьбу Линды Хэмильтон, чья популярность вдали от картин своего мужа быстро сошла на нет и ныне Линда изредка всплывает разве что в дешевых фантастических сериалах и более нигде.
До сих пор удивительно, что этот чисто "пацанский" драматический боевик сняла женщина. Никаких вам сюсюканий и слезок - здесь даже нет персонажей, способных всплакнуть или жалостливо похныкать кому-нибудь в жилетку. Да, любовная линия в фильме имеется, но она второстепенная и является составной частью главной детективной истории. Поэтому, даже целуясь с подружкой, главный герой агент Юта (Киану Ривз) всё равно остается на службе. Которая у него и опасна, и трудна, и со всех сторон видна, а также кайфова и познавательна. Как такое возможно? Да вот так - в поисках неуловимых грабителей, что потрошат калифорнийские банки, Юта внедряется в тусовку сёрферов. И не каким-нибудь там слесарем по ремонту досок, жарщиком шашлыков или посыльным за пивом, а тоже под конспиративной личиной сёрфера. Ради чего ему надо срочно научиться кататься на волнах, ну а это занятие требует и времени, и сил, и денег.
Само собой, что если бы наш агент не справился со своей задачей, то и кино о нем бы не сняли. И с поисками банды ему вскоре повезет, здесь тоже можете не сомневаться. Впрочем, на этом все "лёгкости" для него закончатся. После чего жизнь Юты превратится в такой замес из экстрима, моральных дилемм и хождения по краю пропасти, что перспектива свалиться с доски и утонуть станет наименьшим из всех грозящих ему зол.
Не только Бигелоу схватила фортуну за хобот после выхода этой картины на экраны. Киану Ривз тоже сыграл тут выдающуюся роль и даже получил за нее награду MTV, после чего перешел в более серьезную актерскую лигу. А вот Патрику Суэйзи, наоборот, после роли Бодхи в жизни фартить перестало. И как бы это была вообще не последняя известная роль в его карьере, которая затем пошла вразнос и больше не принесла Патрику успеха до самой его скоропостижной смерти в 2009-м.
Кстати, шуточный MTV-шный приз Ривза была единственной наградой, которую заработало "На гребне волны" при всех своих выпирающих отовсюду достоинствах и уникальных фишках. Даже ни в одной технической номинации (операторская работа, монтаж, звук) кино не отметилось, хотя большую его часть зритель сидит с открытым от восхищения ртом, офигевая от бешеных трюковых съемок, крышесносных погонь и свирепых боевых сцен... Еще одна странная голливудская несправедливость, мотивы которой мне неясны.
***
В общем, такой вот любопытный расклад. И даже если поставить в один ряд все культовые боевики 90-х, "На гребне волны" все равно будет выделяться из их строя - настолько оно было нетипичным для своей эпохи. А в техническом плане оно и вовсе обскакало свое время, отчего кажется, будто ему максимум лет 7-8 от роду, но уж точно никак не 27. И лишь подозрительно молодые актерские лица выдают нам его истинный возраст, которого оно, впрочем, нисколько не стесняется.
P.S. Должен заметить, что у этой картины имеется, скажем так, духовный сиквел - "Короли улиц" (2008). И пусть эти фильмы ничем не связаны, однако Киану Ривз играет в "Королях..." лос-анджелесского копа, в точности такого же, каким спустя 17 лет мог бы стать Джонни Юта из "На гребне волны". По крайней мере, гипотетическая родственная связь между этими героями Ривза проводится очень легко.