Ненормативная лексика в офисе.
Есть офисы, свободные от бумаги, от буллинга, от гендерных стереотипов и курения. А вот про офисы, свободные от ненормативной лексики, мало кто слышал. Они наверняка есть, но не акцентируют на этой своей особенности внимание общественности, потому что не считают отказ от бранных слов достижением. Хотя стоило бы, ведь мат редко бывает уместным.
Эта статья будет полезна как тем, кто смущается при слове «дурак», так и тем, кто использует матерные слова в своей речи.
Матерятся все?
Большинство. И независимо от того, кем и где работают, хотя корреляции, вероятно, есть. Mail. Ru Group опросила 1100 человек, пользующихся бизнес-софтом корпорации, то есть офисных работников. Оказалось, что чаще других матерятся специалисты строительной сферы — 64% опрошенных из этой области. На втором месте — «офисные» заводчане с 60% матерщинников. Пройди опрос не в интернете, а на стройплощадке или у станка, цифры были бы еще больше.
Но не стоит думать, что сквернословят только рабочие и строители — офисные клерки справляются с ролью сапожника не хуже. Из опрошенных работников IT-сектора регулярно матерятся 58% респондентов. В торговле, маркетинге и пиаре бранятся 51 и 49% процентов опрошенных соответственно. Самые сдержанные (и это радует) — представители сферы образования, среди них матерятся только 17%, как они сами говорят.
Согласно одному из опросов ВЦИОМа, 78% граждан (экстраполируя выборку на всю страну) полагают, что за чистоту русского языка нужно вести целенаправленную борьбу. Неужели ВЦИОМ опросил одних только педагогов? Могут ли люди материться и при этом ратовать за чистоту речи? Скорее всего, да, ведь матерятся все по-разному. И если говорить о такой сомнительной характеристике, как «качество ругани», то разнообразие мата, «свежесть» комбинаций и эмоциональность подачи будет, вероятно, выше у представителей интеллигенции. Вместо сильного, но примитивного слова из трех букв московский старшеклассник может выдать фразу, от которой у честного саратовского токаря покраснеют щеки.
Матерятся все, но если в деревнях, на фабриках и стройках это делают по-простому, слегка маргинально и примитивно, то в креативных пространствах, коворкингах и опенспейсах — более изысканно и разнообразно, но вряд ли меньше.
За мат могут оштрафовать?
Могут. Статья 20.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях называет матерщинников хулиганами: «Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам <…> влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток».
Если мат обращен не в воздух, а к конкретному человеку, ругань расценивается как оскорбление, и матерщиннику грозит штраф до 40 тысяч рублей, исправительные работы или арест до года. Если вас угораздило оскорбить кого-то в публичном выступлении, отсчитайте до 80 тысяч рублей или приготовьтесь быть невыездным на срок до двух лет.
Можно ли считать офис общественным местом? Четкого определения этого термина в законе нет, и теоретически любое помещение, любую площадку можно назвать общественным местом, ведь это место скопления граждан. Однако офис — это скорее место общего пользования, ведь в нем не могут появиться неопределенные люди независимо от времени суток.
Теоретически пакостный коллега, которому вы очень насолили, может пожаловаться на вас, если вы материтесь в офисе. А тот, кого вы в сердцах пошлете на три буквы, может отсудить у вас 40 тысяч рублей.
Почему же тогда люди матерятся?
По результатам опросов, которые мы ранее упоминали, чаще всего матерятся из-за раздражения (60%) и несдержанности (57%). Лучше выразить свои мысли мат якобы помогает 41% опрошенных, а 36% используют его в шутках. Люди приписывают мату утилитарные функции: 47% респондентов полагают, что брань может помочь в решении ряда задач.
Откуда берется столько раздражения? Оно накапливается во время работы, когда люди стараются соответствовать стандартам — от общепринятых норм этики до узких корпоративных уставов. Тем, кто непосредственно работает не только с компьютером, но и с другими людьми, порой приходится терпеть (чего уж там) тормознутость, хамство и эгоизм. В ответ нельзя гаркнуть и послать, поэтому внутреннее напряжение растет и спускается через разные шлюзы: мат, нервные срывы, алкоголь. Более сильные духом люди переводят эмоциональное напряжение в мирное русло: рисуют, играют, ловят адреналин и бабочек, ходят в музеи и походы. Вербальная агрессия — один из самых простых (но едва ли конструктивных) способов эмоциональной разрядки.
Матерятся и те, кто не особо нервничают на работе, но разделяют нигилистичные ценности контркультуры. Они идейные бунтари, выступают против ханжества, узколобости и морализаторской спеси «правильных» граждан.
Контркультура — не анархистский бунт, она не обязательно деструктивна и негативна. Это альтернатива социокультурным нормам, которые требуют пересмотра. Это попытка добиться известности, не повторяя классический маршрут. Это стиляги в СССР, хиппи и бродяги-битники в США. Матерная ругань здесь противостоит рафинированной официозной речи с фальшивой вежливостью и пластмассовыми эмоциями.
Кто они, матерщинники?
Прочитать полную статью на www.megaplan.ru.