После успеха очень сильного альбома Look At Yourself группы Uriah Heep (об этом альбоме в статье по ссылке "Одно Июльское утро Uriah Heep") в команде произошли казалось бы незначительные изменения - сменилась ритмическая секция, пришли ударник Ли Керслэйк и басист Гари Тэйн, новозеландец, между прочим. Группа Юрай Хип была примечательна тем, что любые изменения в составе приводили к радикальной смене творческой парадигмы. Костяк оставался прежним в виде бешеного гитариста Мика Бокса, вокалиста с удивительным голосом Дэвида Байрона и универсала, выдумщика и мелодиста, клавишника Кена Хенсли. Звучание было получено и закреплено на последнем альбоме. Это был плотный богатый звук, основанный на часто одновременном и очень своевременном применении всего широкого инструментального набора с применением некоторых запоминающихся фишек. Длительность композиций варьировалась от двух до двенадцати минут - в зависимости от концепции и вдохновения.
В новом составе ребята приступили к записи следующего альбома в 1972 году. И тут оказалось, что всех потянуло в мир мистики и фантазий, и в текстах, и в музыке. Склонность к арт-року, заметная на всех предыдущих работах, наконец-то дала волю в произведениях. Альбом получил название Demons And Wizards - Демоны и Колдуны. Более подходящего названия сложно было придумать.
Вступительная композиция The Wizard была написана уже в традиционной для группы манере. Акустическое вступление за счёт арпеджио Кена Хенсли на акустической гитаре постепенно подхватывает всё электричество, имеющееся в наличии, голос Байрона подхватывается полифонией всех остальных участников. Доходя до крещендо следует возврат к первым акустическим фразам, но уже в сопровождении электроинструментов. Композиция богата мелодиями и сложна по структуре, даже странно, как девчонки умудряются плясать под песню в клипе. Хотя ритм довольно размеренный и не меняется всю песню.
Если первая композиция надёжно вводит слушателя в мир фантазий группы, то вторая Traveller In Time идёт забойной, но наполовину. Начало - инструментальный забой с ведущим звуком клавишных Хенсли, затем нежно спетый практически сопрано куплет сменяется ударным припевом, голос Байрона меняется на жёсткий тенор, Хенсли буйствует на клавишных, ритм-секция с гитарой Бокса даёт плотную подложку. Мелодия несложная, но запоминающаяся - стандартный хард-рок
Надо отметить, что несмотря на название альбома и название песен, никакой общей концепции у альбома нет - это отмечали и сами участники. Просто у ребят накопился арт-роковый материал и они не задумываясь о связках записали отдельные номера. Тем не менее звучит альбом очень цельно
Третьим идёт сольный номер Хенсли Easy Living. Песня исполнена в хэви и немного выбивается из общего звучания альбома, арт-роком тут и не пахнет, зато на ней звучат колокола. Песня скорее всего пришла из прошлого альбома. Но именно она попала в хит-парады
Следующими композициями Poet's Justice и Circle Of Hands группа ведёт линию второй песни - преобладание клавишных, ударный звук. Структура песен с этого альбома не предполагала сольных выходов Мика Бокса, подача должна быть слитной и плотной - их и не было. Но в качестве ритм-гитары с искажёнными примочкой аккордами Мик Бокс даёт скелет всем композициям. Сольные номера исполняет в этом случае Хенсли на своих синтезаторах.
Затем группа даёт слушателю немного передохнуть в традиционном медляке Rainbow Demon тоже авторства Хенсли, но довольно проходная песня. Будем считать её паузой, нужной для ударной концовки. И она наступает
Песня All My Life наконец основана на соло-гитаре Мика Бокса и он наигрывает там вволю. Номер ударный, хотя и в среднем темпе, налицо блюзовые гармоники и Байрон чувствует себя, как рыба в воде, включается его хард-рок-вокал. Постоянно звучащая гитара Бокса не даёт ему остынуть и он берёт очень высокие ноты, не очень характерные для его оперного голоса. Хенсли ничего не остаётся, как наяривать блюзовые аккорды на фортепиано на заднем плане
А вот в концовке ребята приберегли настоящий шедевр - сюиту из двух переплетённых композиций Paradise и The Spell. Первая часть - акустическая медленная песня, и в самом деле в соответствии с названием, вызывающая волшебные впечатления. Байрон поёт тихим загадочным голосом, композиция довольно длинная, пятиминутная, подача движется по синусоиде от куплета до кульминации и снова вниз, к акустике. Вторая часть песни - речитатив под классические аккорды и перекличка Байрона из левого в правый динамик стерео. В конце мелодия нагнетается и не успевают затихнуть последние аккорды, вернее они даже продолжаются, как начинается маленькая рок-опера The Spell с огромным количеством мелодий и переходов. Я считаю эту композицию лучшей в творчестве группы. Автор - Кен Хенсли, ну а кто же ещё?
Эти две композиции надо бы слушать подряд, но это двенадцать минут и с десяток мелодий, поэтому я поставлю всё-таки The Spell, чтобы не перегружать читателя. На концертах-то ребята давали себе волю и вообще устраивали загоны из этих двух композиций по полчаса без перерыва - благо и структура, и количество мелодий позволяют
Обратите внимание на интермедию, начиная с 1:30. Там прекрасно всё - и мелодия, и полифония, и соло Бокса, и вариации, и бегающий бас, и нерв, и классическое фортепиано Хенсли, и божественный вокал Байрона. Получилось поистине симфоническое произведение. Вершина арт-рока, как и весь альбом. Заканчивается сюита неожиданно, недосказанно, как и должно быть в мире фантазий и миражей.
Demons And Wizards нельзя рассматривать в отрыве от следующего альбома - Magician's Birthday - День Рождения Волшебника, но этот, второй, достоин отдельной статьи
До скорой встречи
Лайки приветствуются, подписчики тем более. Спасибо за внимание!