Найти тему
Это интересно

Безобразная красавица

"БЕЗОБРАЗНАЯ КРАСАВИЦА"

Полина Виардо - единственная любовь И.С.Тургенева

Семья Гарсиа

Мишель-Фердинанда-Полина Гарсиа, испанка по происхождению, родилась в Париже 18 июля 1821г. Она была младшей дочерью известного тенора Мануэля дель Паполо-Висента-Родригес Гарсиа "Великого" и певицы Хоакины Сичес (Брионес).

Мануэль Гарсиа, отец Полины
Мануэль Гарсиа, отец Полины

Хоакина Гарсиа, мать Полины
Хоакина Гарсиа, мать Полины

Старшая сестра Полины, Мария-Фелиста, тоже была знаменитой оперной дивой. Под давлением отца она вышла замуж за американского негоцианта Е. Малибрана, брак с которым в итоге распался, и именно под фамилией Малибран приобрела известность.

Мария Малибран (Гарсиа), старшая сестра Полины
Мария Малибран (Гарсиа), старшая сестра Полины

Начальным правилам пения Полину обучал её любимый отец. Девочка с ранних лет проявляла невероятное трудолюбие и усердие, за что среди домашних получила добрую кличку "муравей". Полина отлично владела несколькими языками, а в 8 лет приступила к изучению гармонии и теории композиции - сложным музыкальным наукам - под руководством композитора и теоретика Антонина Рейхи. Фортепиано ей преподавал сам Ференц Лист, в которого она по-детски была влюблена.

В 11 лет она познакомилась с другом сестры, 32-летним журналистом Луи Виардо. Но в тот период он отнёсся к девочке как к "гадкому утёнку", подростку, не отличавшемуся внешней привлекательностью и шаловоивому сверх меры.

В июне 1832г. в дом Гарсиа пришло горе - скончался Мануэль. Всех, особенно впечатлительную Полину, поразил тяжёлый удар, потеря была невосполнима. Семья переехала в Брюссель, где Хоакина вплотную занялась музыкальным образованием младшей дочери.

Начало

Сначала Полине пророчили карьеру пианистки, и Ф. Лист всячески поощрял способности девочки в этой области. Полина давала даже собственные вечера в "Артистическом кружке". Но позже Хоакина Гарсиа, вовремя уловив незаурядность голоса дочери, сформировавшегося к тому времени, поставила целью сделать из неё настоящую оперную певицу.

-4

Как-то Мария Малибран сказала французскому писателю Эрнесту Легуве про свою сестрёнку: "Это дитя затмит нас всех". Две сестры, рождённые от одних и тех же родителей, совершенно не походили друг на друга: красавица Мария была лишена усидчивости, а некрасивая Полина обладала редким обаянием, прекраснодушием и упорством в занятиях.

Но женщинам Гарсиа пришлось пережить ещё одну страшную потерю: 23 сентября 1836г. в Манчестере, упав с лошади, насмерть разбилась Мария Малибран.

Полина Гарсиа пела в ансамбле церкви св. Гудулы. Юную певицу стали приглашать на вечера некоторые аристократические семейства. Публичное выступление в концерте для бедных, проходившем в зале брюссельской ратуши, принесло ей широкую известность. Однако мать понимала, что Полину необходимо увозить в Париж - только там возможно начало карьеры оперной певицы.

Полина Гарсиа
Полина Гарсиа

Полина Гарсиа почти беспрепятственно продвигалась к высотам, покоряя слушателей самобытностью голоса, глубокой внутренней культурой и бесконечным обаянием. Весной 1839г. она получила предложение петь на сцене "Театра королевы"в Лондоне. Полине было всего 17 лет.

В Лондоне её впервые услышал Луи Виардо, на тот момент один из директоров "Итальянского театра"в Париже, и пригласил вступить в труппу театра. Дебют певицы на этой сцене состоялся 7 октября 1839г. Рецензент, писатель Теофиль Готье в своей книге "История драматического искусства во Франции за 25 лет" назвал П. Гарсиа "звездой первой величины, звездой о семи лучах".

Тот же Готье отметил её внешние данные: стройность фигуры, гибкую шею, изящно поставленную голову, красивые сверкающие глаза. А голос певицы он назвал "одним из самых великолепных инструментов, какие только можно услышать". А Г. Берлиоз пророчил, что у Полины Гарсиа "не будет соперниц в Европе".

В те времена П. Гарсиа стала новостью в музыкальном мире Парижа: она не только приятно шокировала зрителей волшебством голоса, но и произвела впечатление новаторством в манере игры на сцене. В её движениях не было принятой театрализованности, её игра, хотя и темпераментная, отличалась непосредственностью и жизненностью.

Луи Виардо влюбился в Полину - что и следовало ожидать по логике вещей. Он был старше на 20 лет. Виардо представлял из себя мужчину высокого роста, элегантного, с правильными чертами лица. Он был порядочным человеком, с мягким, покладистым характером, выходцем из состоятельной буржуазной семьи. Виардо имел юридическое образование, но оставил деятельность адвоката и посвятил себя литературе и журналистике.

-6

В апреле 1840г. состоялось бракосочетание Полины и Луи. Полина писала своей любимой подруге, французской писательнице Жорж Санд: "Как вы мне и обещали, я нашла в Луи возвышенный ум, глубокую душу и благородный характер..."

Русские сезоны

После ошеломительно блестящих гастролей в Петербурге итальянского певца Рубини, принесших эстетическое наслаждение русской публике и материальные выгоды руководству театрами, в придворных кругах русской столицы возникла мысль о создании постоянной итальянской оперной труппы в системе петербургских театров. Формирование труппы было поручено самому Рубини.

Летом 1843г. Рубини написал директору театров А. М. Гедеонову письмо, в котором дал характеристику певцам венской итальянской оперы и сообщил о неизвестной пока в России госпоже Виардо-Гарсиа.

Вопрос о приглашении Полины Виардо оставался открытым в течение всего лета. Вероятно, Гедеонов колебался и дал своё согласие пригласить в качестве примадонны неведомую ему певицу именно тогда, когда уже не осталось надежды заполучить в Петербург какую-нибудь итальянскую знаменитость.

Участие в русском сезоне имело для П. Виардо грандиозное значение: это прежде всего творческая перспектива и одновременно возможность вырваться из удушающей враждебной атмосферы парижского театра - в "Большой опере" Парижа её напрягали пошлые интриги. Была ещё одна причина - политический режим Франции преследовал передовые взгляды Луи Виардо, а певица являлась его супругой, поэтому отношение властей к Полине складывалось соответственное.

В русской столице Полина Виардо произвела на слушателей сногсшибательное впечатление. Стоит привести строки поэта и общественного деятеля А. Н. Яхонтова: "Вот кончилась увертюра, - на сцене полумрак... Рубини восхитительно пропел свою серенаду... на авансцене показалась Виардо - Розина, а за нею Този - Бартоло. Несколько коротких музыкальных фраз. Кто-то ...позади меня сказал: "Некрасива...". Перемена декораций. Входит Розина: небольшого роста, с довольно крупными чертами лица и большими, глубокими, горячими глазами.

Полина Виардо-Гарсиа
Полина Виардо-Гарсиа

"Некрасива", - повторил мой сосед. "В самом деле", - подумал я. Вдруг совершилось что-то необыкновенное, раздались такие восхитительные, бархатные ноты, каких, казалось, никто не слыхивал. По зале пробежала электрическая искра... Восторг не мог уже вместиться в огромной массе людей, жадно ловившей звуки этой волшебницы, завладевшей так внезапно и всецело всеми чувствами... Да, это была волшебница... Кто сказал: "Некрасива"? Нелепость!"

Русский помещик и плохой поэт

Именно электрическая искра пробила коллежского секретаря Министерства внутренних дел, кандидата философии и молодого писателя Ивана Тургенева, когда он в октябре 1843г. посетил один из спектаклей с участием Полины Виардо!

А. А. Комаров, преподаватель литературы во 2-ом кадетском корпусе, писатель, проводил у себя литературные собрания, на которых бывали Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский, А. Н. Некрасов и другие русские писатели. 28 октября на такой вечер Комаров позвал и Луи Виардо, где тот имел удовольствие познакомиься с И. С. Тургеневым, совершенно не предполагая, что судьба свела его с будущим обожателем своей жены.

А в ноябре Комаров привёл Тургенева дом Демидова, в котором расположилась на время гастролей семья Виардо. И произошла "роковая встреча" начинающего русского писателя с певицей, имеющей европейское имя. В конце жизни П. Виардо вспоминала первую встречу: "Мне его представили со словами: "Это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт".

-8

Полина Виардо поселилась в душе Тургенева навсегда. Пути любви неисповедимы!

Уходя - уходи

Во время третьего русского сезона, в январе 1846г., маленькая дочь Виардо, Луизетта, заболела коклюшем. Полина заразилась от девочки и болезнь грозила ей потерей голоса. Настал час, когда певица задала себе вопрос: возвращаться ли в Петербург на будущий сезон? Уйти вовремя - это своего рода талант.

Полина понимала, что "заживаться" в России нельзя. Стать обыденной частью итальянской оперы, допустить "привыкания" к себе публики - недостойно. В то же время она трезво оценивала для себя качество результата трёх русских сезонов: именно Петербург с радушной публикой, полезной критикой сформировал её как певицу и артистку.

Как-то она говорила: "Если я останусь, то останусь потому, что при 30-ти мороза в вашей публике я нахожу 35 градусов теплоты... эта публика одушевляет меня... и я люблю вашу публику".

-9

Но теперь наступило время, когда ей необходимо было закрепиться в положении основной европейской примадонны, а для этого нужно появиться на одной из крупных сцен Западной Европы. И Полина Виардо не подписала новый контракт с Дирекцией русских театров.

И вновь Россия

В Россию Полина Виардо попала вновь лишь в 1853 году. Чтобы понять, насколько велика была ответная любовь русской публики к певице, достаточно привести отрывок из писем К. И. Званцова,где он делится картиной ажиотажа вокруг выступления Виардо: "Весь город в три дня превратился в скопище энтузиастов - по улицам шум, крик, давка. В Большом театре, несмотря на прибитое к кассе объявление, что мест уже нет, началась свалка... с 5 часов... едва лишь публика заслышала ритурнель Алябьева, как вдруг поднялся такой гам, треск, вой и рёв, какого мне не удавалось ещё слышать...Русские пришли в такой азарт, словно встречали победоносные войска из Парижа..."

После грандиозного успеха в Петербурге Полина должна была продолжить выступления в Москве. Но 11 марта 1853г. Большой театр в Москве сгорел. Вообще, гастроли в Москве получили название "концерты с сюрпризами". Полина Виардо сильно заболела. С другой стороны, болезнь позволила быть рядом с любимым Тургеневым.

17 апреля 1853г. И. Тургенев написал П. Виардо: "Вы знаете то чувство, которое я посвятил вам и которое окончится только с моей жизнью".

Это был последний визит Полины Виардо в Россию.

"Звезда моих очей"

П. Виардо-Гарсиа блистала на многих мировых оперных сценах. Она пела в Париже, в Лондоне, в Вене, в Берлине, в Мадриде, в Петербурге. Однако лишь на первый взгляд её творческая жизнь была безоблачной. Нет, Полине Виардо выпала своя доля испытаний. Она всегда мечтала петь на родине, во Франции, но с "Большой оперой" в Париже отношения складывались не лучшим образом: то интриги тогдашних примадонн, то политические неурядицы из-за республиканских взглядов мужа.

А когда всё-таки пришло признание и "Большая опера" окончательно приняла Виардо, ей пришлось покинуть оперную сцену по причине плачевного состояния голоса после перенесённых заболеваний и певческой нагрузки. В 42 года П. Виардо закончила оперную карьеру и стала преподавателем вокала.

И в личной жизни складывалось не всё так просто.

Это была потрясающая женщина. А. П. Боголюбов охарактеризовал её, используя оксюморон - "безобразная красавица".

В своей книге "Записки моряка-художника" он писал: "M-me Viardot была нехороша собой, но у неё до старости были чудные чёрные волосы, умные бархатные глаза и матовый цвет лица, какой, видно, бывает у природных испанских цыганок. Рот её был большой и безобразный, но только она начинала петь - о недостатках лица и речи не было, она божественно вдохновлялась, являясь такой актрисой, что театр дрожал от рукоплесканий и браво, цветы сыпались на сцену, и в этом восторженном шуме царица сцены скрывалась за падающим занавесом. Полина Виардо всегда была для меня выше всех сценических наслаждений".

Полину Виардо, экзотическую женщину, любили многие великие мужчины. В сети её колдовского воздействия попал и Тургенев, который бесконечно обожал "большие глаза с задумчивым и в то же время дерзким взором...". "Мне ли забыть выражение этого взора? - говорил он. - Я замирал и гас в его лучах. С той минуты, как я увидел её в первый раз - с той роковой минуты принадлежал ей весь..."

Иван Тургенев и Полина Виардо
Иван Тургенев и Полина Виардо

Где бы ни находилась Полина, за ней неотступно следовал Тургенев. Богатый, получающий содержание от матушки-помещицы, он позволял себе приобретать недвижимость непода лёку от места пребывания своей возлюбленной. Вообще-то, сказать "возлюбленная" - это ничего не сказать о том чувстве, которое писатель питал к Полине Виардо: необозримо глубокое и очень сложное чувство.

В 1856г. он приехал к Виардо в их замок Куртавнель, слывя другом семьи. "Я здесь чувствую себя дома, никуда не хочется - на душе тихо и светло. Как отлично мы проводили время в Куртавнеле! Каждый день казался подарком", - писал он В. П. Боткину.

Замок Куртавнель
Замок Куртавнель

Если семья Виардо перебиралась в Париж в квартиру на ул.Друэ, Тургенев нанимал квартиру рядом. Когда чета Виардо переехала в Баден-Баден, Тургенев купил там же шикарную двухэтажную виллу. А в местечке Буживаль он жил в шале по соседству с виллой Виардо.

На протяжении сорока лет отношения между Тургеневвм и Полиной Виардо складывались не всегда ровно. Дважды они сводились как бы к нулю. Оба понимали, что они не могут быть друг с другом и не могут быть друг без друга. Мучительное противоречие.

И.Тургенев задумывался над созданием собственной семьи. Но ничего путного из этого не выходило. Никто, ни одна женщина не способна была затмить любовь к Полине Виардо.

Однажды, вернувшись из Берлинского университета, Тургенев узнал, что у него есть восьмилетняя дочь. Девочка родилась после романчика с хорошенькой вольнонаёмной его матушки белошвейкой. Дочку поначалу звали Пелагеей. Тургенев рассказал о ней Полине Виардо, и участь девочки была решена - Виардо взяли её к себе на воспитание.

Полина Виардо и её муж воспитали и поставили на ноги в общей сложности пятерых детей: трёх родных дочерей - Луизу, Марианну, Клоди ,сына Поля и Полину, дочь Тургенева (писатель поменял имя девочки, она стала тёзкой любимой женщины). По поводу сына Поля исследователи до сих пор имеют двусмысленные доводы: чей это сын? Луи Виардо или Ивана Тургенева? Внешне Поль Виардо очень похож на Луи.

Полина Тургенева, дочь писателя
Полина Тургенева, дочь писателя

В 1860г. после сильнейшей болезни сына Полина Виардо пожелала видеть Тургенева у себя. Между ними произошло какое-то серьёзное объяснение, потому что вскоре после этого свидания Тургенев в одном из писем говорил следующее: "На днях моё сердце умерло. Прошедшее отделилось от меня окончательно, но, расставшись с ним, я увидел, что у меня ничего не осталось, что вся моя жизнь отделилась вместе с ним..."

Маленький Поль Виардо
Маленький Поль Виардо

Поль Виардо, 1910 г.
Поль Виардо, 1910 г.

Однако Тургенев ошибался. Любовь никуда не уходила, и через два года началось новое сближение с Виардо. Он последовал за Полиной в Баден-Баден и остался там в качестве члена семьи.

Вилла Виардо в Баден-Бадене
Вилла Виардо в Баден-Бадене

-16

В Баден-Бадене Полина Виардо создала целую школу вокала. Она воспитала многих выдающихся оперных певцов и певиц. Именно частные уроки пения принесли Виардо ещё и мировую педагогическую славу. Дело в том, что в 1871г. она согласилась занять место профессора пения в Парижской консерватории по приглашению нового директора А. Тома, но через 4 года ушла из консерватории, так как идеи Виардо о методах преподавания вокала весьма расходились со взглядами консерваторских авторитетов. И Полина Виардо предпочла индивидуальные свободные занятия.

Ещё в 1835г. Луи и Полина приобрели в Буживале, на берегу Сены, среди восхитительной природы виллу, куда приезжали в апреле и находились до поздней осени. Там же, невдалеке от виллы Виардо, Тургенев построил себе изящный, украшенный резьбой двухэтажный домик-шале, имеющий четыре комнаты.

Домик-шале Тургенева в Буживале
Домик-шале Тургенева в Буживале

Луи Виардо медленно угасал. Он превратился в старика с крючковатым носом, сгорбленного, угрюмого, не выходящего из дому. Знакомые иногда обвиняли его в эгоизме и холодности, но никто, кроме Полины, не знал, какова была его любовь к ней и преданность, которую он проявлял на протяжении всей их совместной жизни.

Луи Виардо испытывал к жене настолько высокую любовь, что терпел присутствие Тургенева и расположение к нему Полины. Не всякому человеку дано понять беспредельное благородство души Луи Виардо, которое где-то даже совестило и утомляло Полину, ведь она питала к Луи только чувства дружбы и уважения.

Луи Виардо, Полина Виардо, Иван Тургенев
Луи Виардо, Полина Виардо, Иван Тургенев

По поводу многолетних странных отношений Тургенева с семьёй Виардо рождалось и в русском, и зарубежном обществе, конечно же, множество былей и небылиц. Одно время бытовала легенда "о рабстве" Тургенева, в другой раз его называли "нахлебником", хотя Тургенев никогда не нуждался в средствах. Порой судили о так называемой "неравной любви".

Полина Виардо и Иван Тургенев имели противоположные типы характеров: решительный, уверенный у неё и душевно-мягкий у него. Но никто из этого своеобразного треугольника не отказывался от существующего положения, значит, так и должно было быть, значит, в этом все трое находили выход и счастье.

С 1880г. здоровье писателя резко обострилось, врачи не понимали сущности его болезни. А у Тургенева развивался рак позвоночника. Через два года боли в спине усилились. В январе 1883г. Тургеневу сделали операцию невромы, но облегчения не наступило, страдания омрачали ему жизнь.

Полина забрала писателя к себе на виллу в Буживале. Случилась знаковая сцена: Тургенева сносили с лестницы, а на втором этаже к двери подкатили умирающего Луи Виардо. Они пожали друг другу руки и сказали "adieu", - так расстались навеки. Через две недели Луи Виардо скончался на руках у жены.

"Когда меня не будет"

Теперь все заботы Полины и её дочерей устремились к Тургеневу, прикованному к постели, измученному, пропитанному опиумом и морфием.

Накануне смерти он узнал Полину и воскликнул: "Вот царица цариц, сколько добра она сделала!" 3 сентября 1883г около двух часов дня И. С. Тургенева не стало.

Полина Виардо обратилась в Петербург, в Министерство иностранных дел с ходатайством о перевозе тела Тургенева а Россию. Правительство России не стало чинить препятствий.

62-летняя Полина, не имея возможности взять на себя проводы Тургенева в Петербург, отправила своих двух дочерей сопровождать гроб с телом Тургенева в Россию. Клоди и Марианна с мужем оказались свидетелями грандиозных похорон Тургенева на Волковом кладбище 27 сенября 1883г.

Полина Виардо
Полина Виардо

Смерть любимого человека для Полины Виардо стала слишком сильным ударом. В первое время она не выходила из комнаты.

Спустя время Полину посетил художник А. П. Боголюбов, и ему Виардо сказала слова, которые, по сути, подводят к пониманию их с Тургеневым отношений: "Какое право имеют так называемые друзья Тургенева клеймить меня в его пошлых отношениях? Все люди от рождения свободны, и все их действия, если они не причиняют вреда обществу, не подвержены ничьему суду, ибо чувства и действия мои и его были основны на законах, нами принятых, не понятных для толпы...

42 года я прожила с избранником моего сердца, вредя разве себе, но никому другому. Но мы слишком хорошо понимали друг друга, чтобы заботиться о том, что о нас говорят, ибо обоюдное наше положение было признано законным теми, кто нас знал и ценил. Если русские дорожат именем Тургенева, то я с гордостью могу сказать, что сопоставленное с ним имя Виардо никак его не умаляет..."

В свою очередь А. П. Боголюбов сделал вывод: "Жизнь Тургенева и Виардо не есть жизнь обыкновенных людей. Полина Виардо была ... с Иваном Сергеевичем истинная пара по умственным достоинствам... всё...было для него ничтожно по сравнению с теми высокими моментами, которые приковали его к дивной женщине... Он был счастлив до гроба. ...и бахвал тот человек, который подвергает лёгкому суждению таких двух гениальных личностей, каковы были он и она..."

И. С. Тургенев всю жизнь по-настоящему любил только одну Полину Виардо. Этому чувству им воздвигнут памятник - два стихотворения в прозе. "О ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!" - писал Тургенев в стихотворении "Когда меня не будет". "Стой! Какою я теперь тебя вижу - останься навсегда в моей памяти!" - строки из стихотворения "Стой".

Полина Виардо тихо ушла из мира, без страданий, в ночь с 17 на 18 мая 1910г. Великую певицу, прекрасного музыкального педагога и композитора Полину Виардо-Гарсиа похоронили на Монмартрском кладбище в семейном склепе.

Полина Виардо в молодости
Полина Виардо в молодости

Полина Виардо, 1910г.
Полина Виардо, 1910г.

На память приходят слова А. И. Куприна: "Тысячу раз может любить человек, но только один раз он любит".

Подписывайтесь на канал! И узнавайте интересное в мире литературы!