Среди моих знакомых не так много людей, которые часто перечитывают книги из школьной программы. Можно сказать, что их нет совсем. Боюсь, что, если я попытаюсь попросить у них экземпляр "Войны и мира", мне ничем не смогут помочь. Когда книги нет в удобном доступе, её вряд ли прочтут, это правило действует не только для тех, кто уже достиг возраста, в котором школьную программу перечитывают, но и для тех, кому её только предстоит прочитать.
Школьная программа по литературе - довольно объёмна, кроме того, в разных школах она существенно различается. Это объёмно "на пощупать" - десятки книг, если сложить их все вместе, то можно будет заполнить все демонстрационные образцы шкафов в Икее. Естественно, что каждый ученик не может держать дома все эти книги. Теоретически, эту проблему должны решать школьные библиотеки, но на практике они далеко не всегда справляются. Держать все книги из программы в не менее, чем в 20 экземплярах (а ведь 20 человек - это далеко не самый большой класс) довольно сложно, для этого требуется большая площадь, сотрудники, которые будет следить за книгами, финансовые затраты на закупку и поддержание фонда библиотеки, не все школы готовы пойти на это. А когда книги в школе есть, то библиотека норовит работать несколько часов в день, и ученики в неё не успевают попасть.
Школьные библиотеки не справляются с обеспечением учащихся книгами, которые проходят по программе
Ситуацию осложняет то, что многие преподаватели выступают против текстов в электронном виде. Они говорят, о том, что не могут контролировать что именно делает ученик в планшете/телефоне/ноутбуке, не могут быть уверены в том, что в тексте, которым пользуется ученик нет искажений, упоминают, что в электронном виде часто невозможно работать с двумя фрагментами текста одновременно (например, с началом книги и её финалом). Все эти опасения вполне имеют под собой основания, но ученик оказывается между молотом и наковальней, когда электронным текстом пользоваться нельзя, а достать бумажный очень сложно.
Проблема нехватки книг в школьных библиотеках вполне известна, раз в несколько лет, в честь знаменательных дат, школам присылают книги. Например, в мою школу однажды прислали огромное собрание, выпущенное специально к какому-то празднику, в нём было, если не ошибаюсь, сто книг, они заняли целый шкаф. Такой подарок выглядит внушительно, но пользы в нём не много. Да, эти книги можно взять домой и прочитать что-нибудь интересное (в этом собрании была действительно хорошая подборка произведений), но они не решают основную задачу - обеспечить учебный процесс.
Проблема нехватки книг связана с ограниченностью ресурсов школы. Первое ограничение - это бюджет, второе - это место для хранения книг
Книга на уроке литературы, если говорить грубо, это такой раздаточный материал, без которого нельзя провести занятие. Это как реактивы для химии, карты для географии. Поэтому важно не то, в каком виде будет книга, электронном или бумажном, а то, чтобы она непременно была. И это вполне реально обеспечить. Пока я учился в школе я мечтал о том, чтобы существовала специальная электронная библиотека для учащихся. Представьте, вы вводите какой-нибудь логин с паролем, и скачиваете книгу, которую будете проходить. Причём, и вы, и учитель полностью уверены, что текст произведения не содержит искажений. К тому же, на уроке у всех будут одинаковые тексты, это важно, я несколько раз сталкивался с тем, что в разных изданиях в некоторых произведениях используются разные слова, это никак не мешает изучению произведения, но всё равно не удобно.
Единая электронная библиотека для школ решила бы очень много проблем. Ситуации на уроке в стиле: "Кто не принёс текст, поднимите руки", остались бы в прошлом. Время урока перестанет уходить на организационные вопросы. Тексты произведений станут легко доступны, это увеличит долю читающих детей, потому что чем проще добраться до книги, тем выше шанс, что её прочтут. Школьные библиотеки смогут перестать держать сорок экземпляров "Евгения Онегина" и "Войны и мира", которые весь класс берёт в один день и в конце недели в один день возвращает, а потом эти книги лежат до следующего года. Библиотеки превратятся из книгохранилища в место, которое привлекает учеников школы, где они узнают, что читать - это интересно, что книги бывают очень разными.
Единая электронная библиотека для школ, где точно были бы все произведения из программы, может решить многие проблемы учебного процесса и повысить качество преподавания.
Кроме этого, единая для всех школ электронная библиотека - это экономически выгоднее. В первую очередь снижаются затраты на закупку книг. Книга, когда она прилично издана, это довольно дорогая вещь, а мы говорим о книгах на все школы страны, это огромная сумма. Соответственно снижаются и амортизационные издержки (деньги, которые идут на закупку новых книг, когда старые будут порваны). Место, которое занимают десятки книг, которыми пользуются раз в год - это тоже ресурс, который имеет свою цену, здесь тоже получается экономнее. Если мы посчитаем разницу для одного образовательного учреждения, то это не так уж сильно впечатлит, особенно с учётом того, что книги покупают на много лет, поэтому на затраты надо смотреть в долгосрочном периоде. Но, если всё тоже самое сделать для школ хотя бы одного региона, то разница уже будет существенной. Разумное использование ресурсов, в том числе финансовых, складывается из мелочей, но результат, который дают такие мелочи позволяет повышать качество образования и престиж профессии учителя.