Въехали в Киргизию. Задерживаться тут мы не собирались: планировали пройти транзитом до Оша, откуда начать движение по Памирскому тракту.
Таким же транзитом мы уже безуспешно попытались пройти Россию и Казахстан, не получилось у нас и в Киргизии. О причинах задержек, очередных поломках, дорогах, природе, погоде и многом другом, читаем ниже.
Страховка на машину здесь не нужна, по этому на границе нас задержал только обменник (курс рубля к сому 1:1), и мы неспешно покатились по новой для нас стране. В ближайшей деревне у частников можно купить бензин и дизель из канистр, но нам пока было без надобности т.к. залились по полной при выезде из Казахстана.
Вообще, как только въехали в населенку, в глаза сразу бросился разительный контраст с благополучным Южным Казахстаном, по не всегда уловимым признакам становилось понятно, что уровень жизни здесь гораздо ниже.
В сторону Таласа мы решили ехать по кратчайшей дороге, вдоль одноименной реки. Проехали село с вполне российским названием Покровка, и нам на хвост села белая иномарка. Как вежливые водители, мы посторонились, пропуская ее вперед. Обогнав колонну, она подрезала ведущий Патриот и остановилась. Из машины вышел абориген и, дыша перегаром, начал размахивать перед носом Олега какой-то потрепанной корочкой. Суть сводилась к тому, что необходимо разрешение на то, что бы мы с российскими номерами (вообще претензии при этом он предъявлял машине с украинскими номерами) могли здесь ехать! «Есть шоссе, туда и валите!» Мужик был нетрезв, очень эмоционален и нагл. Олег дослушивать тираду не стал — закрыл окно, и мы просто покатились дальше. Догонять и продолжать предъявлять нам претензии никто не стал, но осадочек остался. По этому, ожидая погони или ментовской засады, Таня принялась звонить в аналог местного ФСБ, где нам дали телефон по которому надо было трезвонить в случае очередной непонятной остановки.
Не спеша мы поднимались все выше и выше. Вообще к горной болезни, которой нам судя по отчетам бывавших на Памире, было не избежать, мы относились достаточно серьезно. Пару дней назад мы начали принимать витамины и таблетки от горняшки, а так же, Таня измерила всем контрольное-рабочее давление (что бы потом понимать есть скачки или нет).
Всем известно, что человеческое тело функционирует лучше всего на высоте уровня моря, с набором высоты атмосферное давление падает и после подъема на высоту около 2100 метров над уровнем моря, насыщенность организма оксигемоглобином (белком гемоглобина, связанным с кислородом) тоже начинает падать. Человеческое тело отвечает на это дело приспособительными реакциями — высотной акклиматизацией и\или горной болезнью. Проявления следующие: ухудшении самочувствия, вялость, учащённое сердцебиение, головокружение, одышка при физических нагрузках, сонливость и вместе с тем нарушение сна, головная боль, снижение аппетита, тошнота, изменение вкуса еды, сухость в горле, кровотечения, эйфорическое состояние сменяющееся апатией, а в крайних случаях отёк лёгких и головного мозга. Забегая вперед, скажу, что все вышеперечисленное, кроме трех последних пунктов в эту поездку испытывал как минимум один из нас (имеется ввиду разные люди в разное время или 2-3 человека со схожими симптомами одновременно, или 2-3 человека с разными симптомами одновременно).
Конечно, хотелось избежать горняшки хотя бы частично. Главное правило поведения в горах: высота должна набираться постепенно. Чуть позже местные жители присовокупили к нему еще 2: «не беги и если хочется выпить, то выпей, но только 1 стопку водки».
Наши стоянки были запланированы таким образом, что бы набор высоты (не разовый поднялись на перевал-спустились, а постоянная высота на протяженных участках и стоянках) составлял 500-700 метров в сутки. При этом уговор был, что если адаптация за время стоянки не наступала хотя бы у одного члена команды — все спускаются на предыдущую стоянку, и мы начинаем с шага назад.
Первая высотная ночевка предполагалась примерно на 1300 метрах над уровнем моря, правда для этого нам необходимо было преодолеть некоторое расстояние на высоте более 2000 метров и взять пару перевалов более 3000 метров. Т.к. это были разовые спуски-подъемы, подобная высота нас не пугала.
Но мы могли задумывать что угодно — техника внесла свои коррективы.
На подъеме, когда навигатор показывал нам 2800 случилась жопа: мы шли друг за другом — Буханка, Хантер и на приличном удалении Патриот. Своеобразная фишка гор — ты не понимаешь крутизны подъема и очень удивляешься почему машина тянет все хуже и хуже. Так происходило и сейчас. На каком-то этапе Сережа поинтересовался едет ли у нас машина, машина ехала тяжело, но динамики Хантеру из-за Буханки не хватало, промучившись так пару километров, решили выйти вперед. И только вышли, только оторвались, только решили подождать остальных на плоском месте…
Летит Буханка, вокруг нее то ли облако, то ли столб белого дыма, то ли пар… Машем руками, что бы остановилась. Через пару минут догоняет Патриот — ребята уже с километр наблюдали непонятную дымку на дороге и мечтали, что бы она была не от своих!
Антифриз куда-то ушел и что бы проверить куда именно решили залить воду. Вода тут же вытекла из-под помпы.
Стало понятно, что никуда мы отсюда сегодня не спустимся, акклиматизация начались неожиданно жестко вместе с ремонтом. Буханку бросили чиниться прямо на обочине.
Пока готовился ужин, начался разбор Буханки: сняли ремни, вентилятор, радиатор и обнаружили, что на помпе не хватает двух болтов. Не поставили на фиксатор при прошлом сборе — и вот результат. Нашли в закромах болты, а вот прокладки помпы не было, по этому посадили помпу на герметик.
Утром (точнее еще ночью) ловим первые проявления горняшки: плохо спим, начинает скакать давление, идет кровь из десен, болит голова, вялость. Конечно, пока не у всех сразу, но факт остается фактом.
Погода сегодня оказалась лучше, чем вчера. Горы предстают пред нами в полной красе.
С одной стороны, конечно, здорово, что вокруг красиво, с другой стоять на этом месте все равно не комфортно. Еще больше раздражают машины: и легковушки, и грузовики, и фуры, которые медленно, часто с натугой, с открытыми для охлаждения капотами, с остановками на остывание и доливание воды из «нашей» речки, но ползут вверх по затяжному S-образному подъему, и только мы тупим на месте.
Но вот ура-ура, ребята сообщают, что машина собрана, помпа держит и можно двигаться дальше. Продолжаем подъем.
«Мать-мать-мать» — откликнулось эхо! Решаем проверить не заклинило ли термостат по средством кипячения. Не заклинило. Выключили помпу из системы охлаждения — дело не в ней. Остается прокладка ГБЦ.
Чтобы ремонтировать двигатель нужна нормальная площадка, съездили на разведку и решили становиться в 300-х метрах от предыдущей ночевки, но для этого сначала надо развернуть Буханку, а потом еще спустить ее по кривой узкой дороге.
Буханку пустили вперед, пристраховав сзади тросом к Хантеру, а Хантер к Патриоту. Так паровозиком спустились и вновь расположились у реки.
Ребята начали разбирать мотор, но когда дошли до болтов ГБЦ, выяснилось, что они прикручены хитрым ключиком TORX60, а во всех стандартных наборах есть максимум, что TORX55. Попытались найти такой ключ у проезжающих мимо машин, народ охотно останавливался, но ничем помочь не мог.
В итоге Саша и Олег на Хантере отправились искать ключ в близлежащих населенках. Нашли!
Поставили новую прокладку, Игорь начал затягивать ГБЦ — бздынь — это пополам сломался TORX60.
Вновь Хантер отправился на поиски торкса в населенку и вновь нашел его.
В итоге к ночи двигатель был собран, но появилась подлая мыслишка — не повело ли ГБЦ? С таким диагнозом в горах делать нечего, Сережа с Игорем приняли волевое решение — сойти с дистанции. Решили потихоньку катиться в обратную сторону. Забегая вперед скажу, что голову действительно повело, но после шлифовки Буханка благополучно добралась до дома.
Утром мы продолжили путь 2-мя машинами.
Холодно было так, что зуб на зуб не попадал, но слава богу дальше дорога пошла вниз.
Для нас же, оказаться здесь означало наоборот — выход в цивилизацию, дальше нам предстояло двигаться по основной дороге, соединяющую 2 столицы Киргизии: крупнейший город страны — Бишкек и «Южную столицу» — Ош.
И все начало налаживаться: выглянуло солнце, от снега не осталось и следа, вокруг стало очень зелено и как-то даже празднично. Финальным аккордом явилось посещение кафешки в которую нас зазвали, когда мы остановились, купить лепешек на трассе. Пообещали «красивую обстановку» и не обманули!
Кормили по местным правилам: сначала черный чай с лепешками и вкуснейшим медом.
И в завершении зеленый чай.
Надо сказать, что куырдак пришлось ждать около часа, но мясо (баранина) было довольно жестким. Не скажу, что от этого блюда я в восторге. Наши одесские друзья остались так же не в восторге и от местных овощей, но мы сошлись во мнении, что ребята зажрались приморскими фруктами, купленными на привозе. Помидоры не шли ни в какое сравнение с тем силосом, что продают у нас в Подмосковье в мае месяце.
На сытый желудок жизнь начала налаживаться еще быстрее, чем до этого! На улице стало настолько тепло, что мы в первый раз за последние дни поскидывали зимние куртки, пели птицы, шумела река, дорога была чудесная. Мы ни раз вспомнили экипаж Буханки, наверное, если бы машина кончилась где-нибудь здесь, у них не возникло бы даже мыли о возвращении. Хотя, что уж греха таить, у нас мелькнули подлые соображения, что конец нашим мучениям пришел именно в связи с отъездом Сергея и Игоря.
Дело в том, что перед стартом экспедиции Сережа позвонил мне с офигенной новостью: «Тут составили гороскоп на поездку, так вот все плохо: будут поломки, некачественные запчасти, проблемы с ментами, властями, гос. структурами, здоровьем. Короче, криво абсолютно все!» Конечно, это в мозгах засело, но не отменять же экспедицию! Теперь же, в наших душах поселилась вялая надежда — что если данное предсказание касалось только Сережи и его машины? А ну как сейчас все пойдет ровно и гладко?!
В этой сладкой иллюзии мы пребывали до самого Оша. Киргизия оказалась неожиданно великолепна! По этому просто смотрим фотки и пускаем слюни.
Дороги здесь хорошие, на каком-то этапе путь нам преградил шлагбаум — платный участок, хотя никаких предупреждающих знаков мы не видели. Отдали по 5 баксов с машины.
Не омрачила нашего хорошего настроения даже самая тупая разводка от ментов за всю поездку: тормозят нас в одном из населенных пунктов — Саша выходит, дает права, страж закона стоит над ними и тупит, подъезжает Олег: «В чем собственно дело? Географическая экспедиция, вот бумаги.» Мент опять тупит, прям слышно, как мозги скрипят, потому, что очень от нас хочется мзды, но не за что. Наконец он выдавливает: «Едете без света!» Ребят пробило на ха-ха, потому, что Хантер как остановился, так и стоял с включенными фарами. Оставалось только пожелать нам счастливого пути.
Вскоре добираемся до Оша.
Но нас интересовали не достопримечательности, а обменник (учитывая выходной день, он оказался проблемой) и магазин продуктов. От Оша мы уходили на Памирский тракт и хотели на всякий случай иметь запас провизии на 10 дней автономки, не то, что бы это было необходимо, но нам так спокойнее.
Из непривычных продуктов мы приобрели нават (кристаллизованный сахар) и бурый рис, все остальное как всегда: крупы, тушенка, водка, чай, кофе, печеньки и т.д.
И вот мы в пути, сверху с переменным успехом льет дождь, дорога вроде как хорошая, но периодически на ней встречается непонятная жижа — потоки идут с гор.
Сначала мы потоптались в хвосте, потом протянули поближе к сели, а после навстречу нам выехал УАЗик. Ребята тут же допросили водителя и выяснили, что он только что преодолел преграду. Конечно, мы ринулись вперед! Но нетрезвые аборигены толпой буквально прыгнули нам под колеса и грудью загородили узенький проезд. На очень хреновом русском они орали, что все спешат и мы как гости должны спешить меньше всех, что сейчас приедет трактор и через 40 минут дорога будет свободна, что мы мешаем работать технике и все это с матюгами через слово и яростной жестикуляцией. Короче вокруг наших машин творился полный неадекват, и мы оставили попытки проскочить, дабы не нарваться на драку. Кстати, очередной раз всплыла проблема языкового барьера — я была уверена, что старшее поколение made in the USSR по определению должно здесь знать русский — ан нет, пока стояли в заторе народ подходил, стучался в окна, начинал что-то спрашивать на своем, и получая универсальный ответ: «только русский», разочарованно цокал языком и отваливал.
Следом за тракторами прикатило местное телевидение и менты, первые снимали, вторые очень четко и слаженно организовали реверсивное движение, как только была очищена одна полоса. При чем через узенький коридор машин, растянувшийся километра на 2, они умудрялись протискивать даже фуры.
Вечерело, боевой настрой был несколько сбит, но мы продолжили путь.
Милиционеру просто скучно и, проверив документы, он отпускает нас с миром.
Сегодня мы хотели встать на небольшом горном озере, которое отделяет от трассы 8 километров грунтовки, но пока искали нужную отворотку, вмешались местные и настоятельно рекомендовали туда не ездить — на дорогу, которую ни кто не чистит часто сходят сели, а учитывая случившуюся погоду… Короче от этой идеи мы отказались, а Саша все твердил: «Попой чую, если бы сунулись туда, нарвались бы на большое приключение!» Приключение действительно ждало нас впереди.
Стемнело, пусть не на озере, но где-то останавливаться было нужно. Мы приметили отворотку с трассы: крутой подъем на плато, где расположилась кошара, за ней сухое русло реки с чахлыми кустиками и относительно ровной местностью. Мы рванули на разведку, Патриот пыхтел следом. Ехал-ехал и в какой-то момент исчез! Рация молчит (со связью в эту экспедицию был полный треш, особенно связь любила пропадать в момент поиска места ночевки, когда все на последнем издыхании), пришлось вернуться. Экипаж из Одессы нашелся возле кошары — после крутого подъема раздался хруст, коробку заклинило на третьей передаче, и машина решила дальше своим ходом не ехать.
Цепанули ее на трос, оттащили подальше от забора и решили дальше не испытывать наше сцепление, таская груженый Патриот по горам.
Самый простой вариант — купить и вкорячить новую коробку, да только где же взять Даймос в долина реки Гульча?
Сначала хотели ехать Хантером в Ош (чуть больше 100 км по горам) и попытаться найти коробку там, потом рассудили, что это не логично — нужно ехать за связью и местной симкой (звонки с наших симок получались не простые, а золотые) в ближайшую крупную населенку и обзванивать всех подряд.
Саша, Олег и Таня отбыли с этой целью в Гульчу, а остальные остались тупить возле Патриота, кутаясь в спальники от пронизывающего ветра и скуки.
Довольно быстро вернулись ребята со следующими новостями: новая коробка стоит без копеек 100.000 рублей, но в окрестностях ее нет, в Оше с большой долей вероятности тоже, можно попытаться найти в Бишкеке. Нам до Бишкека 700 км по горным дорогам — это в самом лучшем случае 2 дня пути, да еще одной машиной — стремно, учитывая чудеса нашей техники.
Дозвонились друзьям и знакомым: коробка есть во Львове, можно ее отправить опять же в Бишкек, от туда попытаться с помощью какой-нибудь курьерской службы переправить в Ош — срок исполнения — 10 дней, дозвонились в Шымкент там коробка тоже нашлась, ее готовы были отправить завтра автобусом снова в Бишкек (до Бишкека она бы ехала сутки). Сережа и Игорь оказались все еще в Казахстане, но помочь нам ни чем не могли. Короче так или иначе все упиралось дней в 5-7 торчания здесь, что учитывая специфику места было совсем невесело.
Думаете мы смирились? Конечно нет, все отправки новых коробок решено было отложить на завтра, а мужики занялись разбором.
Залили бензином в надежде, что откиснет, долбили и всячески водили хороводы, пока Саша не предложил гениальную вещь — поджог!
Открутили болты плунжиров штоков, вынули пружинки, шарики, стукнули по ручке переключения скоростей — шток встал на место и ВСЕ! Коробка заработала!
Вообще при ремонте коробки совершили много лишних действий: фактически с плунжеров надо было начинать, ими и закончить, слава богу хоть коробку не вскрыли (была такая идея).
Так поиграв в коробку 2 дня на высоте 2333 метра (вот уж адаптация, так адаптация у нас!), мы продолжили движение.
Страшно было ехать с коробкой, у которой по непонятным причинам случился такой косяк? Конечно страшно, особенно первые 10-20 километров, а потом как будто так и надо, в конце концов, кто не рискует, тот не пьет шампанское!)))
Оказываемся в селе Сары-Таш. Оно лежит на перекрёстке главных автомобильных дорог Памира: с севера на юг через него проходит Большой Памирский тракт Ош-Хорог, с запада на восток — автомобильная дорога Европейский маршрут E60.
От Сары-Таша все нормальные люди обычно едут напрямую на границу с Таджикистаном, но мы решили, что Киргизия нам еще не достаточно надоела, по этому мы попытаемся добраться до альплагеря, дабы взглянуть на семитысячник — пик Ленина.
До альплагеря судя по карте вело 3 дороги, мы выбрали ближнюю, относительно нашего основного маршрута.
Поначалу все было отлично. Мы докатились до села Сары-Могол.
Занос был маленьким, вообще тьфу, а не занос. Видимо, поэтому нам особенно лень стало его копать.
Пока хитрый Саша искал (и нашел) беспроблемный объезд, Олег решил взять снежный перемет нахрапом.
От «ушей» Патриот отделяло совсем немного. Оставалось только двигаться вперед на лебедке. Как можно догадаться, при такой местности, лебедиться, кроме как за вторую машину было не за что. Снег прокопали, но Хантер упорно полз по мокрому грунту к Патриоту, а не наоборот. Тогда лебедку удлинили всеми возможными тросами, Хантер поставили за пригорок, что бы он уперся в него и только так дело пошло на лад.
Только извлекли застрявшего, только отошли в сторону, что бы выдохнуть — машина покатилась по склону обратно и чудом уперлась в кучу грязе-снега, которую сама же только что и нарыла. Так мы избежали «ушей» еще раз.
Думаете они пасутся здесь сами по себе? Ничего подобного, за ними издали в бинокль наблюдает конный пастух. Из разговора с ним Саша позже выяснил, что каждая лошадка стоит около 500.000 рублей.
Мы поднимались все выше, вот справа показались заброшенные постройки альплагеря: закрытый вагончик, полуразобранная душевая, сложенные в кучу деревянные ограждения и еще какие-то непонятные сооружения. Решили здесь не задерживаться, а проехать дальше.
Пришлось развернуться и спуститься к заброшенному альплагерю — здесь было наименее ветрено.
Тент для ночевки растянули меду вагончиком и Патриотом. Крапал мелкий дождик, было холодно и как-то сурово. Всех в той или иной степени начала крыть горняшка: головные боли, общий упадок сил. Адаптация? Какая адаптация? Нет, не слышали. Не смотря на то, что мы просидели чуть ли не неделю на высоте 2000+, на 3000+ нам это не помогло. Только суркам вокруг было хорошо, они в диких количествах скакали по округе и, наверное, ржали над нами.
Только народ разошелся по своим спальным местам, как налетел дикий порывистый ветер, внутрь тента задувало, как в трубу, снося столы, стулья, посуду и продукты. Я Саша и Уля побежали героически прятать вещи под вагончик, но ветер продолжал крепчать — из тента начало вырывать люверсы. Тут нам на помощь в одних трусах выскочил Олег, они с Сашкой срезали тент (отвязывать уже не было возможности), а мы с Ульяной его гасили, буквально кидаясь сверху. Ураган, дождь, темнота, горы, низкий-низкий черный купол неба — настоящий бой со стихией!
Только залезли в машину, дождь сменился крупным мокрым снегом. Так мы и смотрели в окна, как нас заметает, пока не уснули. Вообще сон на большой высоте — то еще приключение. Вырубались мы как правило быстро (не иначе под воздействием алкоголя), но часа через 2-3 просыпались как будто выспавшимися, заснуть получалось часа через 1,5-2, иногда таких просыпаний было несколько, а там уже и до рассвета недалеко. Вставали рано — между шестью и семью утра, учитывая смену часовых поясов, это оказалось совсем несложно, тем более, что почти каждый наш подъем сопровождался голосом Олега: «Ребята, просыпайтесь, кофе и кипяток готовы».
Этим утром мы проснулись еще раньше обычного, на этот раз Олег скакал вокруг машин с воплями: «Нас заметает!»
Паника была напрасной, но все уже повскакивали. Погода к завтраку не располагала, по этому мы решили перекусить в кафешке где-нибудь на дороге. Мы очень быстро покидали вещи по машинам и задумались, что же делать дальше. При таких метеоусловиях, пик Ленина, ради которого мы сюда приперлись, нам только снился.
Мы решили ждать и протупили наверное часа полтора, пока погода не разъяснилась окончательно.
Где-то за ним должен был быть семитысячник — пик Ленина, почему-то нам казалось, что это остренькая вершина, торчащая над всеми остальными горами. Среди облаков носящимися взад-вперед над ледником мы все пытались высмотреть нечто похожее, но опознать пик так и не смогли.
Это сейчас, сидя дома в кресле, мы такие умные и знаем, что увидели и даже успели заснять семитысячник, на месте же, мы решили, что за облаками его так и не рассмотрели. По этому, отправились колесить по округе в поисках действующего альплагеря и более удачного ракурса.
Очередная полевая дорога привела нас к одиноко стоящему домику, из которого высыпала огромная семья с кучей детишек. Хозяин, хоть как-то говорящий по русски, сообщил, что дорога когда-то здесь была, но «пришла вода и смыла».
Местные жители потом пояснили нам, что добраться до второго альплагеря все-таки можно, и он даже действует, но для этого надо навернуть круг в еще 40 километров. На это уже времени не было, по этому мы вернулись в Сары-Таш, что бы посетить кафешку перед переходом границы.
Вцелом, еда не слишком понравилась, но на фоне крупы и тушенки, от которых мы уже опухли за последние дни, хоть какое-то разнообразие.
На этом мы попрощались с Киргизией и двинулись в сторону Таджикистана. До границы ведет все сильнее ухудшающийся асфальт, никакой населенки, никаких заправок, никаких попутных и встречных машин. В погранпост мы уперлись километров на 10 раньше, чем предполагали.
Сначала отправились к начальнику заставы, он просмотрел паспорта, потом нашу бумагу от РГО, потом снова паспорта.
-Где разрешение от киргизских властей на проведение экспедиции?
-Нет его и не требуется.
-А я говорю требуется!
-Не требуется и почему нас об этом спрашивают при выезде, когда мы уже через всю страну проехали? Давайте звонить в МИД!
Долго хмыкал, тянул время, чего-то записывал, после чего отправил на транспортный досмотр. Машины осмотрели формально, так же формально позадавали вопросы в следующем здании (аналог ФСБ) и в самом конце, в самой задрипанной будке проштамповали паспорта. Вроде как без лишних проволочек, но все оооочень неспешно.
Так без особых проблем берем максимальную, на тот момент, в своей жизни высоту. Вообще как без проблем? Все ничего, пока ты сидишь в машине. Как только выходишь, начинает колотить сердце, сбивается дыхание, голова гудит, а на грудь как будто кто-то сверху сел.
Кыргызстан оставил много и положительных, и отрицательных впечатлений, но, наверное, все остальное забивает неожиданная красота здешней природы. Сюда хочется вернуться!
А пока впереди самый интересный участок Памирского тракта, езда вдоль границы с Афганистаном, самый высокий перевал нашего путешествия, знакомство с памирцами и многое другое.
Начало:
Продолжение:
Часть 3: Таджикистан. Восточный Памирский тракт.
Часть 4: Таджикистан. Западный Памирский тракт.