Найти тему
Портовой.ру

ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛОДОЧНЫМ МОТОРОМ

Оглавление

Для управления веслами на лодке нужно обладать силой. А для управления подвесным двигателем нужна сноровка и опыт. Для начала желательно брать мотор небольшой мощности, чтобы натренировать внимательность и реакцию. Он будет менее сложным в эксплуатации. Удобным дополнением к оборудованию станет устройство дистанционного управления мотором.

Содержание статьи

Основа управления мотором на лодке ПВХ

На большинстве моторов установлен специальный рычаг – румпель, который позволяет контролировать процесс одной рукой. В зависимости от направления хода, ручка крутится влево или вправо.

Для дистанционного управления лодочным мотором данный рычаг разделяет функции со специальным устройством. Оно не представляет собой пульт с кнопками переключения, которые можно нажимать, стоя на берегу. Но система облегчает жизнь по ряду причин.

  • Более комфортное управление лодкой и отсутствие необходимости постоянно держать руку на румпеле. Это немаловажно при путешествиях на дальние расстояния.
  • На большой лодке трудно контролировать обзор из-за вынужденного нахождения у кормы, ближе к движку. А это увеличивает риск встречи с препятствием. Дистанционная система решает эту проблему.

Оно представляет собой датчики для поворота двигателя, дроссельной заслонки карбюратора (в случае экстренного торможения), для активации реверсивной муфты и кнопки «стоп».

В большинстве своем дистанционным управлением оборудованы лодки ПВХ с мощностью двигателя свыше десяти лошадиных сил. Оба «рулевых» метода предусматривают следующие возможности:

  • Консоль нужна для выбора места фиксации дистанционной системы.
  • Редуктор зависит от «лошадок» мотора. От него в свою очередь зависит колесо.
  • Обязательно понадобится трос.
  • Установочный комплект.
  • Рулевая тяга.
Если в плавсредстве уже есть функция дистанционного управления (ДУ), то контролер, трос газ-реверс и тяга входят в комплект. Остальное придется закупить.

С ответом на вопрос, как управлять судном, помогают разобраться два варианта систем. Они способны существовать по раздельности и вместе.

Рекомендуем прочитать: Преимущества лодочных моторов Tohatsu

-2
  • Контроль включения передней, задней и нейтральной передачи, изменений оборотов вита и, соответственно, скорости плавсредства.
  • Контроль за маневрированием лодки, поворотами и другими переменами в движении. Данная схема похожа на рулевое управление в легковушке.

Механическая система ДУ

В ДУ входит рулевая система для контроля поворотов мотора и система управления газом. Рулевые делятся на механические и гидравлические. Стоимость первой системы ниже и легче процесс установки.

Но при этом их нельзя применять на движках большой мощности. Также рулевой трос чутко реагирует на перегибы и не может долго использоваться. В механические устройства входит:

  • редуктор;
  • трос;
  • рычаг;
  • колесо.

Далее следует разобраться, какое назначение имеет каждая составляющая системы.

  • Рулевые редукторы делят на группы по мощности движка: до 55 «лошадок» и более. Последние годятся даже на моторы до двухсот лошадиных сил. Правда, в таком случае уместнее будет поставить гидравлическую систему.
  • Трос подбирается согласно модели редуктора и параметров лодки. Так, до 55 лошадиных сил подойдет трос марки М58, а выше – М66. Чтобы правильно подобрать его, нужно померить длину от центра редуктора до борта катера, потом до транца (место крепления подвесного мотора) и учесть половину ширины транца. Далее все три цифры складываются и получается результат в метрах. Цифру делят на 0,3 и остается длина в футах.
  • Рычаги необходимы для того, чтобы приспособить механическую систему практически к любому движку. Также благодаря им становится возможным управление лодочным мотором в системе, состоящей из нескольких двигателей, но с одним рулевым редуктором.
  • Колесо представляет собой отверстие с пазом для сцепления с редуктором. С ними проблем не возникает, поскольку все колеса могут сосуществовать с разными редукторами. Нужно лишь выбрать комплектацию, потому что некоторые производители предлагают колеса без втулок.
Если нет возможности установить механику, то вспоминают о гидравлике. Так бывает при сложном пути прокладки ДУ. Гидравлика лучше, если речь идет о мощном двигателе и точка управления им далека от самого мотора. Она легче и допускает установку «автопилота».

Система ДУ газом

Данная схема состоит из контроллера, комплекта из двух тросов газа и реверса и фитингов.

Рекомендуем прочитать: Характеристики лодочных моторов Ямаха

-3
  • Контролеры подготовлены для одномоментного управления двумя двигателями или одним. Они могут быть как с одной рукояткой, так и с двумя для контроля газа и реверса. На ряде моделей есть специальная кнопка для выполнения трим-команды (гидроподъем двигателя).
  • Трос приходится подбирать отдельно в зависимости от модели мотора, различаясь по диаметру, внутренней оболочке (для снижения силы сопротивления при трении троса) и так далее. Замеры делаются также, как при определении длины рулевого троса.
  • Фитинги нужны для смыкания тросов с контроллерами и моторами. К примеру, для некоторых движков годятся тросы с резьбовыми наконечниками, а контроллер при этом допускает сцепку с петлеобразными. Чтобы контакт произошел, необходимы фитинги.
Чаще всего встречается тянущее ДУ, когда движок получает команды посредством гибких тросов. Они более надежные. А для толкающего ДУ применяют жесткие составляющие.

Сегодня нередко можно встретить модели систем ДУ, которые снабжены двумя управляющими комплектами. Один из них управляет катером. Другой организует работу движка в режиме прогрева.

В конечном счете существующие примеры ДУ для управления лодки с мотором размещаются по правому или левому борту. Некоторые могут устанавливаться и там и там. Для натяжения тросов используются специальные винты, которые помогают настроить их нужную длину.

Правила ДУ на примере «Ямахи»

Подвесные двигатели фирмы «Ямаха» от тридцати «лошадок» оснащены системой ДУ, чтобы контролировать процесс у штурвала и соблюдать правила безопасности. Чаще их ставят на лодки с жестким корпусом либо судна с твердым днищем. Длина таких плавсредств больше шести метров.

-4
Суть системы заключается в фиксации у рулевого колеса ручки «газ-реверс». Благодаря колесу лодка поворачивает в нужное направление, а ручка передает движку заданное число оборотов.

При покупке следует обратить внимание на комплектацию системы дистанционного управления. Кстати, производители «Ямахи» часто предлагают покупателям смешанную систему – дистанционную и с помощью румпеля, начиная от моторов в двадцать лошадиных сил.

  • Штурвал нужен для направления лодки и состоит из пластика или металла.
  • Рулевой редуктор способен полностью перекладывать руль за три с половиной оборота.
  • Трос снабжен наконечниками из нержавейки. Он достигает пяти метров, чтобы управление лодочным мотором было максимально удобным.
  • Коммандер может экстренно отключить двигатель в случае возникновения препятствия. Это контроллер «газ-реверс».

Рекомендуем прочитать: Популярные корейские производители лодочных моторов

При наличии большой лодки и долгих поездках дистанционное управление мотором просто необходимо. Лучше всего купить его вместе с движком. Но часто можно подобрать устройство к имеющемуся мотору или даже попробовать сделать пульт ДУ самому.

Источник https://portovoy.ru/motory/distantsionnoe-upravlenie-lodochnym-motorom.html