Найти тему
Газета Солидарность

Нищенство на Руси

Оглавление

Не для того история писана, чтобы забывать ее уроки, а для того, чтобы становиться мудрее, избегать ошибок прошлого. Вернемся к истории русского государства. Посмотрим, как справлялись прежние правители с бедностью и нищенством.

ОТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ…

В основе государственной политики того времени, как правило, была вера. А иначе где можно было почерпнуть истину? Только в Священном писании, в откровениях святых. И именно по их учению бедных на Руси оберегали. Помощь нищему считалась равнозначной помощи Христу. В “Домострое” есть такое указание: “И нищих, и малоимущих, и бедных, и страдающих приглашай в дом свой и как можешь накорми, напои, согрей, милостыню дай, ибо они заступники перед Богом за наши грехи”.

Вообще в славянской культуре отношение к собственности было иное, чем на Западе. Первично общее благо, а потом личное. Как “инструкция” общественного поведения - заповедь Иоанна Златоуста: “Ты говоришь: зачем он не работает, зачем он тунеядец. Скажи мне: а ты приобрел ли то имущество, которое ты имеешь, своим трудом и не получил ли ты его в наследство от Отца”. И поделиться с нуждающимися - это способ вернуть часть долга Богу.

В летописях содержатся многочисленные факты благотворительности русских князей, духовенства и бояр. Не сторонился этого и простой народ.

История государственной благотворительности берет начало с правления Владимира Святого, прозванного Владимиром Красно Солнышко (960 - 1015). Всем нищим и убогим он позволял приходить на княжий двор для прокормления. А к тем, кто по болезни и немощности не мог прийти, отправляли повозки с хлебом, мясом, рыбой, овощами, квасом и медом. Перепадали дары бедным и по случаю государственных и церковных праздников. Так, празднуя избавление Киева от печенежской угрозы, Владимир на празднике в городище Васильеве раздал из своей казны бедным много хлеба, меду и 200 гривен серебра. Раздавалось продуктов так много, что их хватало на несколько месяцев.

И Владимир Мономах (1053 - 1125) слыл “нищелюбцем”. Раздавал бедным предметы первой необходимости, пищу и деньги. Стремясь сохранить эту традицию, Мономах писал в “Поучении” детям: “Всего же паче убогих не забывайте, по сколько вам возможно, по силе своей кормите”. И родственники - не забыли. Его сестра княгиня Анна Всеволодовна основала в Киеве первое в русском государстве училище для девиц, где их обучали грамоте и ремеслам. Сын Ростислав все унаследованное имущество раздал бедным. Другие князья - и Андрей Боголюбский, и Дмитрий Донской - тоже делились с бедными. Но всех перещеголял князь Роман Мстиславич: все имущество раздал нищим и сам умер в нищете.

Духовенство наставляло народ и само помогало народу. Первая больница для неимущих была основана в 1091 году в Киеве. Митрополит Ефрем выделял бедным кормление и кров. Интересно, что Православная церковь еще в 996 году прописала в уставе обязанность монастырей отдавать нуждающимся десятую часть доходов. Нищие могли получить бесплатную пищу в монастырях.

С XII века благотворительность на Руси начинает формироваться уже на уровне городских и сельских властей. Такое своеобразное собрание жильцов, земская община. Избранный староста собирал “резервный фонд” (продовольствие и деньги), и часть резерва обязательно шла на помощь бедным. Земские собрания учреждали Божьи дома (приюты) для больных и преклонных лет бедняков. Основания для помещения туда рассматривали представители земского собрания: если мог работать, в помощи отказывали. Рассчитывать на средства резерва могли погорельцы и разорившиеся крестьяне. Им выдавался возвратный кредит.

Кстати, именно земские собрания стали использовать принцип адресности помощи, что Церковь не одобряла, ибо исповедовала подход всеобщности. В XVI веке из-за централизации власти земства почили в бозе, и принцип всеобщности социальной помощи возобладал.

Но нет худа без добра: при Иване Грозном помощь беднякам становится объектом государственной политики. В 1551 году Стоглавый собор рассмотрел вопрос о нищих и бродягах и постановил: нищенство искоренить. Цель поставили, но механизма ее достижения, по нашей традиции, не разработали.

И пылилась эта программа почти 100 лет, пока царь Федор Иванович не издал указ “О принудительной работе как средстве исправления нищенства”. Впервые в нашей истории нищенство стало трактоваться не как богоугодное положение, а как притворство проходимцев.

Федор счел, что надо по примеру английских работных домов создать заведения, куда насильно заключать нищих, дабы не проводили дни в праздности. А для тех, кто по здоровью не мог трудиться, - создавать государственные богадельни. И детей не позабыл: их полагалось отправлять в мастерские, чтобы к делу с малолетства приучались…

…Но в России между законом и его исполнением - огромная дистанция. Указ в жизнь так и не вступил.

А что население? А оно следовало законам божьим и человеческим и продолжало помогать страждущим. В северных деревнях даже придумали специальные приспособления - желоба для подаяния! Постучал калека в стену дома клюкой - хозяйка через желоб отсыпала, что бог послал, прямиком в котомку просящего. Зачем? А чтобы ни просящего не смущать, ни самим не смущаться.

…К БОРЬБЕ С НИЩЕНСТВОМ

Петр I - человек решительный и склонный к реформам - нищих не любил и со всей решимостью и реформаторством с ними боролся. В 1691 году приказал чиновникам высылать из Москвы пришлых нищих и профессионалов в этой сфере, прикидывавшихся калеками: “А буде те люди... впредь объявятся... в том же нищенском образе и притворном лукавстве... учинить жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в ссылку…”

В 1705 году Петр повторил указание. Нищих отлавливали, а все собранное ими позволялось изымать в свою пользу участникам “задержаний”. Предписывалось “всякого чина людям заказывать, чтоб тем бродящим милостыни никто не давал, а кто хочет милостыню подавать, пусть подает в богадельни. А кто не послушается… хватать, приводить в Монастырский приказ и брать с них пеню по указу”.

В 1717 году Петр издал новый указ о запрете нищим бродить по улицам. Чтобы учесть всех нуждающихся, велено было провести перепись бедняков, чтобы распределить их между “праздно живущими” монахами. То есть Церковь определялась как институт заботы о ближних.

Преемники Петра с нищенством боролись больше на бумаге. Только при Екатерине II в 1775 году стали учреждаться приказы общественного призрения в 40 губернских городах. К функциям “социальных” приказов было отнесено: устройство народных школ, сиротских домов, больниц, домов для неизлечимых больных, богаделен, работных, смирительных домов.

В 1823 году Николай I учредил военно-арестантские роты, куда направлялись осужденные за бродяжничество. В 1838 году в Москве и Санкт-Петербурге были созданы специальные полицейские учреждения - комитеты для разбора и призрения просящих милостыни…

*   *   *

И все-таки, несмотря на принимаемые меры, бедность и профессиональное нищенство побороть не удалось. К концу XIX века профессиональных нищих стало 70 - 80% из их числа, а крестьяне тратили на подаяния около 230 млн рублей в год! Не помогли ни наказания, ни полиция.

Александр Сафонов, доктор экономических наук