В этом году мы празднуем 100-летие промышленной отечественной игрушки. Взрослые часто ставят равенство между игрой и игрушкой. Однако надо понимать, что дети могут найти возможность поиграть и без игрушки или сделать игрушкой.
Минпромторг разрабатывает проект постановления правительства о наделении полномочиями профильного ведомства по вопросам психолого-педагогической экспертизы настольных, компьютерных и иных детских игр, игрушек, а также игровых сооружений для детей.
Какие игрушки наносят вред, а в какие играть полезно? Гость "Радио России" – президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина.
Яркая дискуссия по поводу вреда или пользы игрушек активно идёт с 2006 года. Один из актуальных вопросов – при всей своей обыденности – "что же такое игрушка?". И как это ни парадоксально, а мы не понимаем по сути, какие игрушки нужны современным детям.
Результаты исследований по теме игрушек интересны и неоднозначны. Первый сюрприз для взрослых – дети спокойно играют в монстров. Это активно-позитивная игра, только у родителей эти игры вызывают страх, потому что тема смерти у нас была долгое время табуирована. Такая же острая дискуссия, кстати, проходит в отношении книг, где затрагивается тема ухода из жизни.
"Я хотела бы защитить монстров, – говорит Антонина Цицулина, – потому что Чебурашка ж тоже своего рода монстр. Я считаю, что монстр играет значимую роль в жизни ребёнка, особенно в период детских страхов. Я часто привожу в пример гениальную фразу одного ребёнка, который на вопрос о любимой игрушке ответил, что у меня есть любимый монстр, его даже бабушкин монстр боится! В этом смысле бабушка выступила гениальным педагогом. Она так боролась со страхами. У ребёнка был один монстр, у бабушки – другой. Ребёнок перестал бояться. Знаменитая школа психолога Мухиной часто использует монстров при лечении нарушений психического развития ребёнка, чтобы вывести его из состояния страха".
Международная ассоциация игрушечников ввела такое понятие, как право ребёнка на игру. Речь идёт о свободной игре на площадках, в общественных местах. Этому посвящено большое количество программ за рубежом. Мы должны признать, что сегодня игровые технологии активно влияют не только на маленького ребёнка, но и на все этапы развития личности. В Китае, например, организована целая программа в детских садах, где созданы рекреационные зоны – и там дети могут играть во что угодно. Радости от свободной игры у детей всегда много. Показатели креативности у таких детей тоже высокие. Исследования, проведенные в России (проверяли 8 тысяч детских садов) показали следующее: 99% детей играют в детсадах всего полчаса! Это трагедия.
Ещё одна проблема в сфере детских развлечений: на российском рынке много сувенирных игрушек или игрушек-забав, также связанных с медийными героями. Они не предназначены для детей младше 14 лет. Есть большой класс игрушек, адресованы молодёжи и взрослым; в них нельзя играть детям.
А вот в чём-то хорошая новость: за рубежом более 50% рынка игрушек состоит из персонажей анимационных фильмов. В России около 35% рынка – это также персонажи из мультиков или литературы. Наши "Маша и Медведь" популярны во всём мире, это отечественный успех. Персонажи полюбились на Западе за безусловное принятие и любовь к ребёнку. Этот мультик попал в число 10 "Самых лучших мультфильмов" всех времён и народов...
Полностью беседу с экспертом слушайте в записи эфира "Радио России"