НАТАЛЬЯ КОЛЕСНИЧЕНКО, ЗАВТРА ТВОЕЙ СТРАНЫ
Эксперты назвали условия, при которых белорусская экономика в следующем году вырастет от 2,8% до 4,1%.
Минэкономики надеется на рост валового внутреннего продукта в следующем году на 4,1%. Правительство планирует сделать упор на внутренний спрос, увеличение количества занятых в экономике, создание новых предприятий, улучшение условий для инвестиций и делового климата.
Рост экономики по базовому сценарию запланирован на 2,8%.
− Прирост ВВП в следующем году, как ожидается, будет обеспечен на 1,7 процентного пункта за счет внешнего спроса и на 2,4 процентных пункта – за счет внутреннего, − сообщил министр экономики Владимир Зиновский на заседании Президиума Совета Министров.
Рост будет, но не такой большой, как планирует Минэкономики
Экспертные организации прогнозируют рост ВВП в этом году на 3,5-4% за счет благоприятной внешней конъюнктуры, а в следующем году, скорее всего, рост замедлится до 2,5%.
− То, что происходит в экономике в этом и в прошлом годах, это эффект восстановительного роста. Но уже в следующем году произойдет его замедление, и экономика будет двигаться к равновесному росту, − говорит эксперт Центра экономических исследований BEROC Дмитрий Крук.
Развитие базового сценария роста экономики более вероятно, чем целевого, считают эксперты.
— Исходя из статистического эффекта, возможно взять планку в 2,8%. Есть пространство как для более высоких темпов роста ВВП, так и для более высоких показателей ВВП в абсолютном выражении в белорусских рублях и в долларовом эквиваленте, − считает финансовый аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.
Если же внешние условия не будут такими оптимистичными, как сейчас, то замедление роста экономики может быть и более существенным. Тогда рост в 2,8% покажется оптимистичным, отмечает Дмитрий Крук.
Даже при нынешнем росте Беларуси есть куда стремиться — по сравнению с первым десятилетием 2000-х годов темпы роста экономики в последние годы значительно замедлились.
Точно так же замедлилась динамика ВВП в сопоставимых темпах роста – показатели все еще далеки от уровня хотя бы 2014 года, отмечает Александр Муха.
Кстати, Международный валютный фонд не так оптимистично видит развитие белорусской экономики, как Минэкономики. По прогнозам фонда, в 2018 году ожидается рост ВВП на 2,8%, в 2019 – на 2,5%, с 2020 по 2023 по 2% ежегодно.
БелАЭС и ПВТ как драйверы роста экономики
Обеспечить рост экономики в 4,1% властям будет намного сложней. Это возможно при дальнейшем улучшении внешней ситуации, что нереалистично, считает Дмитрий Крук. Либо за счет внутренних факторов, если все положительные эффекты сработают как четкий механизм.
— Есть небольшой переток ресурсов от неэффективных госпредприятий в более эффективные предприятия и более продвинутые отрасли. Это может дать позитивный эффект, но он будет небольшим. До 4% роста экономику он никак не разгонит, так как госсектор все еще искусственно поддерживается, − объясняет экономист.
Второй составляющей роста может стать запуск БелАЭС. Так как достроить ее будут стараться как можно быстрей, это привлечет значимый объем инвестиций, что может дать эффект в 0,1-0,2 процентных пункта.
Третьим компонентом для роста может быть эффект от проектов «Великий камень» и Парк высоких технологий. Но и их вклад будет в лучшем случае в 0,5 процентных пункта, полагает эксперт.
− Рост в 4,1% может быть только в том случае, если все звезды сойдутся. Однако вероятность того, что будет улучшаться одновременно внешняя конъюнктура, в регионах начнут активизировать малый бизнес, люди займутся самозанятостью, удастся активизировать проект «Великий камень» и будет приток инвестиций в ПВТ, очень мала, − резюмирует эксперт.
Цель не оправдывает любые необдуманные шаги
Если показатель роста экономики в 2,8% возможен без искусственной стимуляции, то попытки приблизиться к 4,1% неправильными методами могут привести к обострению экономических рисков, убеждены эксперты.
− Если наметится рост выше 2,8%, то важно смотреть на внешние факторы – экспорта товаров и услуг и притока прямых иностранных инвестиций в ВВП – и от них отталкиваться и решать, где можно подстегнуть внутренний спрос в разумных пределах с тем, чтобы не навредить внешней и внутренней устойчивости национальной экономики и устойчивым темпам экономического роста, − говорит Александр Муха.
Иначе есть риск увлечься искусственным стимулированием экономики ради высоких планок по росту ВВП. Среди популярных у руководства страны — искусственное повышение средней зарплаты работников и включение печатного станка. Это может привести к негативным последствиям в экономике, в том числе к снижению обменного курса рубля по отношению к основным иностранным валютам и ускорению темпов инфляции.
− Лучше выбрать более продуманную и менее рисковую стратегию, придерживаясь темпов, которые бы не навредили внешней и внутренней устойчивости национальной экономики. В первую очередь можно делать ставку на экспортную составляющую и прямые иностранные инвестиции, − говорит экономист.
Устойчивей окажется стремление добиться показателей, хоть и не таких амбициозных, на здоровой основе – за счет повышения производительности труда, увеличения объемов притока прямых иностранных инвестиций, создания новых рабочих мест с высокой добавленной стоимостью, повышения эффективности производств и создания новых предприятий, дебюрократизации национальной экономики и ее либерализации, усиления борьбы с коррупцией. А также за счет общих положительных изменений в обществе.
Не только в ВВП счастье
Властям стоило бы акцентировать внимание не только на абсолютном росте ВВП, но и отслеживать его рост по паритету покупательной способности, предлагает Александр Муха. Для примера, показатель ВВП в текущих ценах 59,2 миллиардов долларов, а по паритету покупательной способности – 188,1 миллиардов долларов.
— ВВП по паритету покупательной способности показывает различия в среднем уровне цен в Беларуси и в США, которые используются в качестве базы сравнения при международных сопоставлениях соответствующих показателей. То есть с точки зрения покупательной способности 100 долларов в Беларуси в 2018 году эквивалентны 318 долларам в США, − объясняет финансовый аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by.
Покупательная способность в долларах на внутреннем рынке меняется под воздействием динамики обменного курса и инфляции. Средневзвешенный курс рубля в долларах на внутреннем валютном рынке с января 2015 по апрель 2018 год снизился на 82%, а цены в Беларуси повысились всего на 33,2%. Поэтому покупательная способность доллара на внутреннем рынке выросла на 36,6%, поясняет эксперт.
− За счет изменения покупательной способности доллара на белорусском рынке за 460 долларов мы сегодня можем приобрести больше товаров и услуг, чем в декабре 2014 года на 618 долларов. При прочих равных условиях покупательная способность средней зарплаты в долларах за декабрь 2014 год, когда она составляла 618,7 долларов, равна 452,8 долларам в апреле 2018-го, − говорит экономист.
По покупательской способности белорусы отстают от тех же западных соседей. Лучше не гнаться за большими цифрами, а сосредоточиться на обеспечении более качественного экономического роста. Можно расти с одной и той же скоростью – допустим, 2,8% − но при этом способствовать структурным преобразованиям, заботясь и о более длительной перспективе, считает Александр Муха.