В очередной раз после длительного перерыва в Гоголь-центре показали "Метаморфозы".
И в очередной раз убедился насколько это парадоксальный спектакль!
Вроде представлены разрозненные аллегорические сцены из сюжетов Овидия, а складываются они в законченное полотно, поражая исключительной виртуозностью компоновки, утонченным искусством сюжетных переходов и использованием сложнейших рамочных конструкций.
С одной стороны сцены эти, как и в литературном источнике, мифологичны, а с другой — очень остро всю окружающую действительность, политические, социальные и экономические отношения между людьми и государствами всех времен выражают.
То классическим гекзаметром, то его "адаптированной" под современный язык версией, к тебе обращаются персонажи мифов, а уже через секунды — сами актеры. Отчего эффект личного присутствия и сопричастности происходящим событиям возникает моментально. А к в финальному монологу достигает уже полного совершенства — дистанция между сценой и залом полностью растворяется.
Спектакль предельно тактично и бережно обращается с масштабным литературным источником, но при этом отсечены все лишние детали. Мы застаем человеческий род в постоянном превращении с момента создания его богами. Изменения здесь демонстрируются именно в форме процесса, до последнего скрывая конечный результат таких "метаморфоз".
Отсюда возникает эта ценная тонкая и меланхоличная атмосфера по утраченной человечности, которая держит в неподдельном психологическом напряжении от начала до самого финала.
Эта атмосфера поддерживается и грандиозным саундом, и ритуальной хореографией, и экзистенциальными видео.
Но изначально привнес ее драматург Валерий Печейкин. Он дополнил мифологические истории Овидия всего одним персонажем, очень рифмующимся с "Метаморозой" Кафки, где происходит превращение доброго, чуткого, жертвенного человека в отвратительного жука.
Новый персонаж — полутварь.
Так случилось, что он застыл в момент превращения между двумя видами существования. Желудок у него уже человеческий, а вот муки — нечеловеческие. И все о чем он мечтает — это превратиться наконец в тварь окончательную. Потому, что по-другому в этом мире тебя ожидают лишь страдания.
У Овидия все превращения вершили боги.
И спектакль показывает, что по-видимому люди чем-то богов обидели. В каждой последующей форме человечество все менее человечно. И уже непонятно что страшнее — живые, преследующие мертвых, или мертвые, преследующие живых. Уже неясно как выбирать между тем кого любишь ты, и тем, кто любит тебя. Ничто не гибнет. Оно лишь переходит в различные формы. И даже, когда утолился голод, а вокруг все стало золотом, продолжает казаться, что поступить с нами страшнее нельзя.
Однако в эти два показа стал очевиден еще один парадокс:
Метаморфозы, которые происходят с самими "Метаморфозами"
Как многие знают, спектакль возник на Проекте "Платформа". В 2012-м году он был одной из жемчужин "Платформы", одним из самых значительных явлений "Седьмой студии" и одним из главных театральных событий Москвы.
Позже он "переехал" из ангара "Платформы" в Гоголь-центр. И, хоть с тех пор статус одного из самых значимых российских спектаклей до сих пор не утратил, заиграл совсем по-иному.
Но сейчас...
Как опять же довольно широко известно, Овидий заканчивал свои "Метаморфозы" в ссылке. И, обыгрывая этот факт, спектакль всегда начинался фразой из уст той самой полутвари:
"Здравствуйте, уважаемые судьи и судебные приставы! А я вчера попал под стражу. Подрался с другой тварью..."
Начинается он этой же репликой и сейчас, но, пожалуй, не стоит и говорить насколько сегодня от такого начала берет оторопь. Невольно вспоминаешь и первые показы на "Платформе" в 2012-м, и первые спектакли в самом Гоголь-центре, который вдруг возник словно вопреки всему, и до последнего сложно было поверить, что в России настолько здоровое место стало реальностью.
Актеры "Седьмой студии" тоже сегодня этот спектакль не могут играть, как прежде и как ни в чем не бывало. Они стали старше, опытнее, выносливее, харизматичнее и гутаперчивее, но главная эмоция, которая теперь возникла — это, конечно, злость. Злость на происходящее.
Фразы в духе "Если вы не превратите меня в окончательную тварь, то я буду говорить о своих видениях на площадях..." звучат уже не столь решительно и многообещающе, как в 2012-м. Время показало, что либо не все готовы говорить о своих видениях, либо наоборот – все мы уже давно и успешно перешли в новую форму окончательных тварей.
Но сейчас труппа Гоголь-центра, как возможно ни одна другая, на себе испытала несправедливость мироустройства и невозможность в нем выживать, не став окончательной тварью. И этот деструктивный опыт, это разъедающее моральное давление, они неистово пытаются скинуть с себя именно в этом спектакле.
По-прежнему остаются в конце три чаши.
По-прежнему в первой – зло, во второй – добро, а в третьей...
В третье – тоже зло...
Потому что зла больше.
Но никогда еще этот диагноз человечеству не звучал так пугающе убедительно.
Не знаю, как долго придется ждать появления этого спектакля в афише теперь. Несмотря на то, что сегодня он исполняется настолько идеально, как возможно никогда прежде, видно, что морально он дается тяжело. И актерам, и залу.
Но, если увидите в афише, не раздумывайте долго. Это захватывающий спектакль, один из главных блокбастеров Москвы. Нескучный, динамичный, зрелищный. Но при этом он совсем не про "развлечение", а про серьезное и большое театральное искусство. Очень редкое сочетание!
И еще это грандиозная возможность познакомиться с самим произведением Овидия.
Во всем развитом мире "Метаморфозы" давно включены в школьную программу. По сути — это же почти хрестоматия всех мифологических сюжетов в доступном и увлекательном изложении. Возможно, человечество бы сегодня и не помнило миф о Дедале и Икаре, если бы не этот талмуд.
Там есть и Медея, и Орфей и Эвридика, и Пигмалион, и Минос, и Пирам и Фисба, и Дафна и Аполлон, и Нарцисс и Эхо — все сюжеты, тысячетелетиями эксплуатирующиеся в мировой культуре. И знать их — это просто открыть в себе новые горизонты эстетического восприятия. К тому же, если смотреть на эти сюжеты уже в зрелом возрасте, обнаруживаешь за ними обширную аналитику людских представлений о страстях, любви, пороках и добродетелях.
Хотя я бы все же рекомендовал по возможности прочесть "Метаморфозы" до спектакля. Просто так будет возможность оценить режиссерские решения, а они того стоят.
И, конечно, я очень рекомендую этот спектакль старшим школьникам и "переходному возрасту". Часто спрашивают куда сходить, чтобы подросток не умер со скуки и не потерял интерес к театру на всю оставшуюся жизнь. Ну вот сюда, например, точно.
На всякий случай уточню для "ответственных" родителей: в спектакле нет каких-то "неприличных" сцен". Есть одно "полное обнажение", но сделано оно настолько красиво, что вполне соответствует эстетике античной скульптуры.
Из неприятного лишь — в спектакле есть стробоскопический эффект. Он недолгий и происходит ровно один раз. И хотя он тоже очень изящный и уместный, знать о нем желательно, особенно если есть какая-то эпилептическая неустойчивость.
К слову, страшно на спектакле может быть вполне, но, поверьте, ничего не пугает так, как просто изображение метаморфоз, которые происходили и происходят с человеком.
___________
Видео, фото, обсуждение и комментарии:
https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/441847866264122
Самые свежие обзоры и обсуждения театральных и музыкальных событий всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant