Подборка произведена Павлом Шашериным.
Владимир Святославович Святой правит с 11 июня 978 лета. В лето 980-е вводит культ поклонения Перуну и старославянских божествам.
1000 лето. Рогнеда постриглась перед смертью в монахини под именем Анастасия. В это лето преставилась Рогнеда – мать Ярослава. Рогнеда была второй из шести жён Владимира. Княгиня была поселена рядом с Киевом — на Лебеди, где образовалась деревня Предславино (название связывают с именем дочери Рогнеды — Предславы). Относительно поздней «Тверской летописи» Рогнеда Рогволодовна умерла, вероятно, в городе Изяславле. Место её захоронения неизвестно. В 1866 году у деревни Черница найден склеп с богатым убранством. А. М. Сементовский предполагал, что это место захоронения Рогнеды.
Образование славянского Тьмутороканского княжества на полуострове Тамань, между Чёрным и Азовским морем.
1002 лето. Преставился Изяслав Владимирович отец Брячислава Изяславовича.
1002 – 1044 лето. Время княжения в Полоцке Брячислава Изяславовича, внука киевского князя Владимира Святославовича.
1003 лето. Преставился Всеслав сын Мстислава, внук Владимира.
1008 лето. Киевский князь Владимир Святославович заключает мир с печенегами.
1010-1015 лето. Княжение сыновей Владимира Святославича – Глеба в Муроме, и Бориса в Ростове.
1013 лето. Печенеги нарушают мир, заключённый в 1007-1008 лето, и совершают набег на Русь. Князь Владимир основывает города Владимир -Залеский, Владимир-Волынский, Белгород. Владимир начинает лить серебряные и золотые монеты. За щедрость Владимир получает прозвание Красно Солнышко.
Норвегия в это время из разрозненных частей объединяется под руководством Олафа II. Олаф II приносит в страну христианство, чем настраивает против себя имущественных и знаменитых людей Норвегии, которые, объединившись, свергают короля. Олаф II бежит в Новгород к Ярославу Мудрому. «Отлежавшись» Олаф возвращается домой, чтобы противостоять врагам. Король идёт в битву с золотым шлёмом на голове, с белым щитом на котором был золотой крест. В правой руке он нёс копьё. Олаф в жестокой битве ранен топором в ногу, копьём в низ живота и мечём в шею. (Мечём через «ё», потому что, по моему убеждению, это слово происходит от слова «метать» но это другая история), от которых король вскоре после битвы умирает. Перед началом битвы Солнце померкло (частичное затмение), что посчитали плохим знамением. Войско короля потерпело поражение. Поражение христианства от язычников. На месте захоронения Олафа II насыпан земляной курган. После того, как на могиле Олафа II начали регистрировать чудесные знамения, тело короля переносят в собор Дронтгейма и возложили в серебряную раку. Короля причисляют к лику святых. 21 августа 1847 года король Швеции и Норвегии Оскар I учредит для норвежских подданных орден Святого Олафа
1014 лето. Ярославу, живущему в Новгороде и уроком дающего дань Кийеву в 2 000 гривен от года до года, а тысячу новгородским гридем раздавал. И так же давали все князья земли новгородской, а Ярослав в этого год не дал в Кийев – отцу своему. (некоторые считают потому, что в Кийеве было 2 000 воинов, а в Новгороде 1 000, я не придерживаюсь этого мнения, так как Кийев в трудные минуты своей истории, получал войско в помощь из Новгорода). И сказал Владимир: -«Готовьте путь, мосты мостите». Хотел пойти на Ярослава-сына своего, только разболелся. Раскрывается заговор туровского князя Святополка Владимировича (Окаянного) против своего отца – киевского князя Владимира Святославича.
1015 лето. Владимир, женивший Святополка -пасынка своего и сына Ярополка на польской царевне, заключает его с семьёй под стражу, «за намерение перейти в латинскую веру». Хотел Владимир идти на Ярослава, но Ярослав посылает послов за море, приводит Варягов, из-за боязни отца своего. Но Бог не дал дьяволу радости – Владимир Святославич разболелся. Ходили слухи, что у него любимцем был Борис, и против Печенегов, идущих на Русь, посылает Бориса, а сам Владимир ещё синее разболелся и скончался в 1015 лето месяца июля в 15 день. Смерть его под Берестовом утаили, так как был Святополк в Кийеве. И ночью между зубцами крепости сделали помост, в ковёр обернули и на верёвках опустили на землю, положили на сани. Везут и поставили у Святой Богородицы, которую сам создал. Это увидели люди, собравшиеся без числа и плакали по нему бояре как по правителю земли их, и убогие как по кормильцу. Вложили тело его в раку мраморную и окутали тело его с плачем весьма великим. Это есть блаженный князь Владимир – новый Константин великого Рима, что крестился сам и людей своих крестил, так и сей сотворил подобное ему. Если прежде был в поганстве (язычестве) на скверную похоть желание имеющий. Но после прилежный к покаянию, как Апостол вещает: -«Где умножался грех, тут изобилует благодать». Ибо если в невежестве некоторым образом согрешения бывают, напоследок рассыпались покаянием и милосердием, так как говорят: -«В чём ты судишь, в том тебя судят». Так же пророк говорит: «Живу я, Адонай - Господь, так как не хочу смерти грешника, но обратиться им от пути вашего злого». Ибо многие праведное творящие, по правде живущие, погибают, но воздать каждому противящемуся трудом и неизречённой радостью, что будет улучшением всем крестьянам.
1015 лето. Ближе всех к Киеву оказался старший из Владимировичей – Святополк, рождённый гречанкой, вдовой киевского князя Ярополка Святославовича, которую, теперь уже вдовой берет в наложницы к себе Владимир, убивший Ярополка. Гречанка беременная, но Владимир воспитал сына Ярополка, как своего собственного. Святополк вышел из темницы и получил одобрение у горожан на княжение в Киеве. Святополк чеканит собственную монету, судя по всему, приготовленными уже оттисками, теперь уже без Хазарского «триденса», как знака вассальной выплаты дани Хазарии. Правит он недолго, до осени 1016 лета.
Об убиении Бориса и Глеба. Святополк сидел в Кийеве после кончины отчима своего Владимира и созывает княжичей и начинает раздавать им имения. Они же приняли, но не были сердца их с ним, так как братья их были с Борисом, который возвращается с войны без столкновения с Печенегами, так как весть приходит к нему: «Отец твой умер». Он плакал по отцу, ибо весьма любим был отцом, больше всех и приходит Альт: -«Решила дружина отцовская “Вот, у тебя есть дружина отцовская и воинство бесчисленное. Скорее пойди и сядь в Кийеве на стол отеческий”». Борис же говорил: -«Не будет мне того, чтобы взять и руку поднять на брата старшего. Если отец мой умер, то этот будет мне вместо отца». Это услышав, разошлись в разные стороны и остался Борис с отроками своими. Святополк же, исполнившись беззакония, умысел каинов принимает и посылает посла к Борису, говоря: -«С тобой хочу любовь иметь и как отец приму тебя», - с лестью к нему, как бы погубить. Святополк приходит в Вышгород ночью, тайно призвав Путшу - вышегородского боярина и говорит им: -«Примите меня всем сердцем». Говорит же Путша и вышегородские бояре: -«Может головы свои сложить за тебя». Он же говорит им: -«Не говоря никому, идите, убейте брата моего Бориса». Они обещали сотворить всё вскоре. О таких Соломон говорил: «Душою скоры кровь пролить, баз правды те, ибо кровь обещают собрать себе злую. Суть пути их этих заканчиваются беззаконием, нечестие душу свою погубят». Посланные приходят на Алто поле ночью и подступив ближе, услышали голос блаженного Бориса, поющего заутреннюю, ибо была ему весть, что хотят убить и встав, начал петь: -«Господи, что умножаются противящиеся мне, многие восстали на меня. Многие говорят о душе моей». И более: «Стрелы твои вонзаются в меня, только я готов на раны, болезни мои передо мной выну». И более говорил: «Господи, услышь молитву мою, внуши моление моё истиною Твоею, услышь меня правдою Твоею, не вступи в суд с рабом Твоим, так как не оправдается пред Тобою всяк живой, что погнал враг душу мою». Окончил псалом и увидел посланных погубить его, и начал петь псалтырь, говоря: -«Обошли меня тельцы тучные и собрание злобных осаждают меня. Господи – Боже мой, на тебя уповаю, спаси меня и от всех гонящих избавь меня». Потом же начал петь канон, только окончив, заутреню, помолился, говорит, смотря на икону образа Владимира: -«Господи, Исусе Христе, что сим образом явился на Землю ради нашего спасения, изволил Своею волею пригвоздиться на кресте, страсть принявший волею Своею, из-за грехов наших. И мне дай сподобиться принять страсть. Это всё не от противников принимаю, но от брата своего, и не сотвори ему, Господи, в этом греха». И помолившись Ему, возлёг на постель свою. И вот, напали, как звери дикие, около шатра, и засунули в шатёр копья свои, и пробили Бориса, напав на него и слугу его, который был любим Борисом. Отрок сей сын Угореска по имени Юрги, его любил Борис очень сильно и возложил на него гривну великую златую, и в ней служил перед ним. Били отрока Георгия много, так как не могли снять гривну эту быстро с шеи его и отсекли ему голову прочь. С тем и не смогли позднее обрести голову его с трупом. Окаянные Бориса убивая, завернули в шатёр, возложили на повозку, везут ещё дышащего. Увидел это Окаянный Святополк, что ещё дышит, посылает двух Варягов прикончить его. Они приходят и видят, что ещё живой он и один из них извлекает меч и пронзает сердце. Так скончался блаженный Борис, принявший венец от Бога Христа к праведным причислен был, к пророкам и Апостолам, с ликам мучеников, водворяется Аврааму на лоне почивая, видя неизречённую радость. Воспевает с Ангелами веселиться с ликами Святых. Положили тело его и в тайне приносят в Вышгород к церкви Святого Василия. Окаянные убийцы приходят к Святополку и хвалу имели беззаконные. Имена же сим законопреступникам: Путьша, Талец, Оловиц, Ляшко и отец их сатана. Такие слуги у беса бывают, ибо бесами на зло посылаемы бывают. Ангелы посылаются на благое, ибо Ангел человеку не сотворит зла, на благое мыслит всегда, более же крестьянам помогает от супротивного врага – дьявола. А бесы на злое всегда ловят, из зависти к нему, поскольку видят человека Богом почитаемого, и завидуя ему, на злое скоро толкают. Ибо говорил Бог: “…кто идёт прельстить Ахава?”, - и сказал бес: -«Вот я иду». Злой человек, тщится на злое, не лучше есть беса. Бесы Бога боятся, а злой человек ни Бога не боится, ни человека не стыдится. Бесы креста Господня боятся, а злой человек и креста Господня не боится. Тем же говорил Давид: «Если себе право говорите, право судить сыновей человеческих, ибо в сердце беззаконие делаете на земле, неправду руки ваши сплетают, уничтожение было грешникам от ложесна, заблудившиеся от чрева говорящие лживое, ярость же по образу змеиному». Святополк окаянный замыслил в себе говорит: -«Вот, уже убил Бориса. Как погубить Глеба?» Принял Каинову мысль, с властью послал посылает к Глебу, говоря сие: “Пойди скорее, отец тебя зовёт, не здоров сильно». Глеб скорее садится на коня с малой дружиной едет, ибо был послушен отцу и отцом любим. На коне приходит он на Волгу и споткнулся конь во рву, повредил ноги немного. Приходит к Смоленску и идёт от Смоленска, так как было близко место строительства на Смядыне кораблей. В это время пришла весть к Ярославу от Предславы о смерти отца. Посылает Ярослав к Глебу, говоря: «Отец умер, а брат твой убит от Святополка». Это услышав, Глеб возопил со слезами, плача по отцу более чем о брате, и начал молится со слезами, говоря: -«Увы мне, Господи лучше мне умереть с братом, нежели жить на свете прельщённом. Если бы жив был, дорогой мой брат, видел бы лицо твоё ангельское, то сколько постигал меня, лучше мне с тобой умереть! Господи - Боже мой, ныне что я сотворю?! Умилённый и отчуждённый от Твоей доброты и от отца моего многой доброты. О! Честнейший мой Господи и дорогой брат, если сейчас дерзновение получил у Господа, моли о моём унынии, дабы и я способен был ту же страсть принять и с тобой жить, нежели в свете этом прельщённом». И тут ему стенающему и плачущему и воздыхающему слезами умывающемуся, и часто Бога призывающему, приспели внезапно посланные от Святополка слуги злые. Святой же. Шедший в корабле, проходили устье реки Смядынь, когда окаянные залезли на корабль. Повар князя Глеба, по имени Торчин, взяв нож, зарезал Глеба скоро, как агнца незлобивого, месяца сентября в 5-й день. Принесена была жертва чистая и взошла на Небесные обители к Господу, и узрела желанного ему брата, и принял венец нетленного. Окаянный же убийца возвратился и приходит к пославшему его. Так сказал Святополку, что: -«Сотворили повеление твоё». Это услышав, возвеселился душою и сердцем. Убитого и поверженного Глеба на том месте положили между двумя колодами, как говорил Давид: «Хранит Господь все кости их, и ни одна из них не сокрушится», - и этому Святому лежать долгое время и не останется в неведении и небрежении от иных не пребывает. Показался тогда видимый столп огненный, как свеча горящая, и вскоре пение ангельское услышали мимо проходящие купцы, а также и охотники, и пастухи. Это всё видевшие и слышавшие, не имели в памяти ни одного из них о взыскании тела Святого. Ибо ясно все видели, что в Смоленске был убит, но не ведали, где положен. Тогда вспомнили как видели свет великий в месте пустынном, как свеча горящая. И то слышавшие, послали искать тело Святого с честным крестом, и находят его, в том месте, где огонь увидели. Привозят и положили его в Вышегороде, где лежит тело блаженного Бориса. Раскопали землю и там положили блаженное и святое тело, красиво и честно.
Святослав II Древлянский -сын Владимира от наложницы чешкой, почуял неладное, пытается бежать на Родину матери в Чехию, но был перехвачен людьми Святополка и была битва в которой были убиты Святослав и семеро его детей, якобы по приказу Святополка. Здесь некоторое недопонимание, так как бежать проще было в Новгород, объединиться с Ярославом против Святополка, но почему-то бежит через земли Святополка, видимо и Ярославу не было доверия в этой борьбе за трон. Всё складывалось благополучно именно для Ярослава.
1016 лето. Против Святополка выступает Ярослав Владимирович (Мудрый) князь Новгорода. Было трёхмесячное стояние на Днепре у города Любечь, так оборонительные позиции Ярослава были более выгодные при наступлении против него. Ослабив противника стоянием на Любече, одолевает князь новгородский Ярослав Владимирович Святополка. И «Окаянный» бежит к Ляхам, в Польшу к своему тестю Болеславу Храброму. Там его тесть помогает войском. В Новгороде тогда Ярослав кормил Варягов множество, ожидая войны. Но начали Варяги насилие делать жёнам замужним. Сказали Новгородцы: -«На это насилие не можем смотреть», - и собрались ночью и иссекли Варягов в Порамоновом дворе. Сам князь Ярослав тогда - в ту ночь был на Ракоме. И это услышав, князь Ярослав разгневался на горожан и собрал воинов славных тысячу и обольстил их. Иссекли одних, как были Варяги те иссечены, другие бежали из города. И в ту же ночь из Кийева, сестра Ярослава Преслава присылает ему весть, говоря: -«Отец твой умер, а братья твои избиты». И это услышав, Ярослав до утра собирает новгородцев оставшихся и сотворил вече с ними на поле, обращаясь к ним: -«Любимая и честная дружина, кого вы иссекли вчера в безумии моём, не обидятся, мы их златом окупим». И так говорит новгородцам: -«Братья! Отец мой Владимир умерший есть, а Святополк княжит в Кийеве. Хочу на него пойти, помогите мне». И сказали ему новгородцы: -«Мы княже, за тобой идём». И собрал воинов 4 000. Варяг было тысяча и новгородцев было 3 000. И пошёл против него Святополк, и это услышав, собрал бесчисленное множество воинов. Выходит против него к Любечу и сидел тут на поле со множеством воинов. Ярослав же приходит на кораблях по Днепру и стояли тут три месяца, не смея в битве сойтись. Воевода Святополка – Волчий Хвост, что всегда подле руки его, начал укорять начал Новгородцев: -«Зачем пришли с хромым тем, а вы плотники все, вот мы приставим вас хоромы рубить». Начал Днепр замерзать. И был у Ярослава муж приятель, служивший у Святополка и посылает к нему отрока своего ночью. Обращается к нему: -«По тому, что ты велишь творить- мёду мало творено, а дружины много». Он же отвечал: -«Скажи так Ярославу: - ”Да, ещё мёду мало, а дружины много, но к вечеру дадут». Уразумел Ярослав, что в ночь велит атаковать. Вскоре тем вечером, перевозит Ярослав на другую сторону Днепра и лодьи отталкивает от берега. И той же ночью пошли на битву. И сказал Ярослав дружине: -«Обозначьтесь, обвяжите головы свои полотенцами». И была сеча злая, и многих, кто руки поднимал, убивали и по долине кровь текла. Многие православные видели, что Ангелы Божие помогали Ярославу и до света победил Святополка. И бежал Святополк к Печенегам, и была граница между Чехами и Ляхами, и ими гонимые пропадали окаянные, и тем живот свой окончили и намять о том до сего дня существует. А Ярослав идёт к Кийеву, сел на стол отца своего Владимира, и вскоре начал трофеи свои делить: старостам по 10 гривен, смердам по гривне, а новгородцам по 10 гривен. И отпустил их всех по домам, дав им закон и установления, так говоря им: -«По этой грамоте ходите, что написал вам, так и держитесь».
Составление «Правды Ярослава» древнейшей части «Русской Правды».
1017 л. Начало сооружения Софийского собора в Киеве. Окончание строительства в 1032 л.
1018 лето. Август месяц. Захват Кийева Святополком Окаянным с помощью войск польского короля Болеслава Храброго и захват Болеславом Червенских городов. При жене Святополка неотлучно находится епископ Кольбергский Рейнберг, который правил службу для в церкви киевской. Но вскоре Святополк ссорится с поляками и заключает союз с Печенегами.
1019 лето. Но лишившись мудрого руководства тестя, Святополк проигрывает сражение и с января 1019 лето правит в Киеве Ярослав Владимирович до февраля 1054 лета.
Святополк возвращается во главе печенежского войска. Ярослав собирает дружину из Варягов и на реке Альте разгромил Святополка. Изгнание Святополка из Кийева князем Ярославом Мудрым с помощью войска варяжского и новгородского. Святополк опять бежит за границу. Битва на реке Альта и поражение от Ярослава Мудрого с последующим бегством уже в Польшу. Умер Святополк в тот же год «между Ляхами и Чехами». Ярослав садится на киевский престол. Его стремление подчинить себе последнего Владимировича – Мстислава Тьмутороканского. Канонизация князей Бориса и Глеба, потому как они признали власть Святополка, а Святослав не канонизирован, так как пошёл против.
Вот она вся правда-то повылезала!!! До каких высот подняли Святополка, кто за него, тот «святой», а кто против- тот «дьявол».
1020 лето. Родился у Ярослава сын и назван был Владимир. Полоцкий князь Брячислав Изяславович совершает поход против князя киевского Ярослава Мудрого. Митрополитом Киева становится Иоанн.
1021 лето. Брячислав разоряет земли Новгородские идя на Ярослава. Победил Ярослав Мудрый Брячислава. По заключении мира Полоцкий князь получает города Усвят и Витебск.
1022 л. Тьмутороканским князем Мстиславом Владимировичем покорены Касоги.
1023 лето. Княжение в Чернигове Мстислава Владимировича Храброго.
1024 лето. Битва при Листвене братьев Ярослава Владимировича Мудрого с тьмутороканским князем Мстиславом Владимировичем Храбрым, где поражено было войско Ярослава. По заключении мира земля Русская разделена по Днепру. Правый берег закреплён за Ярославом, Левый берег – за Мстиславом. Первое упоминание города Суздаля в летописях в связи с восстанием горожан под управлением волхвов. Скандинавская сага развивает историю убийства «конунгом Ярислейвом брата своего Борислейва с помощью Варягов, а потом воюет с братьями. Война прекращается после разделения земли Русской: Киев Ярославу, Чернигов и Тьмуторокань Мстиславу. Но остаётся самый младший из Владимировичей Судислав Псковский. См. 1036 лето.
В те времена существовало ограничение имён для князей, когда «проклятые» имена не передавались в роду, не привлекали беды. Но Святополки продолжают существовать в потомстве до XII века, когда в памяти народа история истёрлась и прижилась версия Святополка Окаянного. Историю пишет политика продолжения рода правителей.
1028 лето. Знамение явилось на небе видом змиевым.
1030 лето. Сооружение Спасо-Преображенского собора в Чернигове.
1031 лето. Объединение Ярослава Владимировича Мудрого и Мстислава Владимировича для завоевания Червенских городов.
В 1036 лето при церкви Святого Николая был основан женский монастырь, в котором доживал свои годы один из основателей Киево-Печерской обители преподобный Феодосий. Он содержался то ли на самой Оскольдовой могиле, то ли на возвышении над ней. Разрушена в 1096 году Половцами. Осада Киева печенегами и разгром печенегов у Золотых Ворот. Смерть Мстислава Тьмутороканского, в связи с чем княжение Мстислава переходит Ярославу Мудрому.
Ярослав ликвидирует княжение Судислава в Пскове, а его садит в темницу, где тот отсидел 23 года.
1043 лето. Владимир Ярославович идёт на Византию. Последний поход Руси на Византию закончился поражением русского войска.
1044 лето. Основание Новгородка (Новгород-Северский).
1046 лето. Перенесение на Русь Смоленской иконы Божией Матери.
1047 лето. Ярослав идёт на Мазавшаны и победил их, а князя их Моислава убил, и покорил их Казимиру, тогда отдаёт Казимир 800 русских людей, полонённых Ярославу – шурину своему.
1049 лето. Месяца марта 4 дня, день субботний, сгорела «Святая София», что была красиво устроена и украшена, 13 этажей имеющая, и где стояла Святая София конец был Свирельной улице, и где ныне поставил «Цеху музыкальных инструментов» церковь каменную «Святых Бориса и Глеба» над Волховом.
1050 лето. Завершено было строительство храма «Святой Софии» в Новгороде, повелением князя Ярослава и сына его Владимира и архиепископа Луки. Преставилась жена Ярослава княгиня.
1051 лето. Основание Антонием Печерским (печеры = пещеры) Киево-Печерского монастыря. Пребывание первого русского на месте митрополичьей кафедры Киева – Илариона.
1052 лето. Месяца октября в 4 день, в воскресенье преставился Владимир сын Ярослава – старейшина в Новгороде. И положили его в Новгороде в «Святой Софии», которую сам создал. 1052 году начинается раскол церкви на католическую и православную, окончательно сформировавшийся в 1054 лето.
1053 лето. У Всеволода родился сын Владимир от царевны греческой.
1054 лето. Преставился Великий князь киевский Ярослав Владимирович Мудрый. (По-моему, первое употребление титула Великий – главный над другими князьями). Но ещё живущий, нарядил сына своего, говоря боярам: -«Вот я ухожу со света сего, сыновья мои. Имейте в себе любовь между собой и Бог будет в вас, поможет покорить противостоящих вам и будете жить в мире. Если же будете ненавистью жить и в распрях, жить в ссорах, то погибнете сами и землю отцов своих и дедов своих упустите. Она собрана трудом великим. Пребывайте мирно, слушая брат брата. Вот поручаю на своё место – стол великокняжеский старшего сына моего, брата вашего Изяслава в Кийеве. Этого слушайте, как вы были послушны мне. Да и вы будете в ином месте: Святославу даю Чернигов, Всеволоду Переяславль, Игорю Владимир, Вячеславу Смоленск». И так сказав, разделил им города и заповедь им положил не входить в пределы к брату. Не сгоните Изяслава из Кийева. «Если кто хочет обидеть брата своего, то помогай ты его же обидеть. И так постановил сынам своим пребывать в любви. Сам же больной, придя к Вышегороду, где Изяслав тогда находился, весьма разболелся. Святослав во Владимире, Всеволод же был у отца своего, ибо был любим отцом своим более всех братьев и его постоянно имел возле себя. Ярославу пришёл конец жизни и предал душу свою в месяце феврале в субботу первой недели поста, на Святого Фёдора. Всеволод спрятал тело отца своего положил на сани и везёт к Киевским попам, поющим обычные песни. И плакали по нему люди плачем великим и вскоре приносят его тело и положили в раку мраморную в церкви Святой Софии. Плакал по нему Всеволод и люди все. Жизни всей его 76 лет.
Раскол (Великая схизма) христианской церкви на Западную-Католическую и Восточную-Православную. Рим становится центром католической веры (западной), а Константинополь – православной.
1054 лето. Февраль месяц. Начало княжения Изяслава в Кийеве до 1068 лета.
Первое появление на Русской земле половцев во главе с ханом Болушем. Князь Переяславля Всеволод Ярославич заключил с половцами мирный договор, и они возвратились домой. Постоянные набеги Половцев на Русскую землю начались с 1061 лета.
Начало княжения в Тьмуторокани Глеба Святославича – сына владимирского князя Святослава Ярославича.
В лето 1055-е. Приходит Изяслав и сел в Кийеве, а Святослав в Чернигове, Всеволод в Переяславле, Игорь во Владимире, Вячеслав в Смоленске. В это лето приходит Болуш с Половцами и сотворил Всеволод мир с ними и возвратились Половцы вспять, откуда пришли. В семь лет клевета была на епископа Луку от своего холопа Дудикы, уходит из Новгорода и идёт в Кийев и сел там митрополит Ефрем и пребывал там три лета.
1056 лето. Преставился Вячеслав сын Ярослава в Смоленске и посадили Игоря в Смоленске, а из Владимира вывели. Создание Остромирова Евангелия, которое было написано для тысячника Остромира.
1058 дето. Победил Изяслав народность «Голяд».
Го́лядь (др.-рус. Голѧдь) — балто-язычное племя, обитавшее, согласно древнерусским письменным источникам XI—XII веков, в верховьях реки Протвы (на территории современных Московской, Смоленской и Калужской областей), между землями вятичей и кривичей. Археологически соотносятся к мощинской культуре. Название племени (этноним) идентично галиндам. Всем на заметку: так исчезали народа.
Этим же летом архиепископ Лука принял свой стол в Новгороде и свою область. Холопа Дудица оскопил, урезал ему нос и обе руки и бежал тот к иностранцам.
1059 лето. Изяслав, Святослав и Всеволод освободили нарядника своего Судислава князя из заточения, сидевшего там 24 лета и приводят его к роду своему и к кресту, и стал он чернецом.
1060 лето. Преставился Игорь сын Ярослава. В тоже лето Изяслав, Святослав, Всеволод и Всеслав соединили войска свои бесчисленные и пошли на конях и в лодьях бесчисленном множестве на Торков. В 985 году Торки-наёмники принимали участие в походе князя Владимира Святославича на Булгар и Хазар. В начале XI века, теснимые половцами с востока, Торки прикочевали к Днепру, где столкнулись с Русью. В 1055 году князь Всеволод ходил на них, чтобы защитить Переяславскую землю. Услышав это Торки «убоявшись, пробежали, и до сего дня. И вымерли бегающие, гонимые, одни же от зимних холодов, другие же от голода, иные же моровыми болезнями». Так Бог избавил крестьян от язычников поганых. Забегая вперёд… В 1121 году Владимир прогнал из Руси Берендеев, а Торки и Печенеги бежали сами. Часть Торков ещё в XI веке заняла местности по реке Роси (ниже места древнего города Кийева, основанного Кием) и подчинилась местным князьям. Центром этих полуоседлых Торков был город Торческ. На левом берегу Днепра поселилась другая группа Торков, признавших власть Переяславского князя. По известиям XII века, эти Торки занимали местность близ города Баруча. Часть Торков перешла Дунай и приняла подданство Византии. Поселившиеся в Порусье и Переяславщине Торки вошли в состав вассального объединения Тюркских племен под названием «Чёрные клобуки». Торки в составе «Чёрных клобуков» принимали участие в защите границ от Половцев, в военных походах киевских князей.
Возвращаемся к нашей теме.
Потом уже ходил Изяслав на Сосолы и дань установил давать по 2 000 гривен. Они же поручились, но потом сборщиков дани изгнали. На весну приходит и повоевал селения у города Юрбева. Город и хоромы пожёг и много зла сотворил, до П(ле)скова дошёл, воюя. Выходят навстречу им П(ле)сковичи и Новгородцы на битву и пало у Руси 1 000, а Сосолов бесчисленно. «А чего их басурманов считать!»- как потом Суворов А.В. скажет вспоминая это сражение.
1061 лето. Первое нашествие Половцев на Русскую землю. Всеволод выходит им навстречу месяце февраль во второй день и бились с ними. Победив Всеволода отошли. Это было первое зло от язычников поганых -врагов безбожных. Был же Сокаль вождь их.
1062 – 1072 л. Пребывание на киевской митрополичьей кафедре Георгия.
1062 - 1074 лето. Игуменство в Киево -Печёрском монастыре Феодосия Печерского. (Печеры -пещеры).
Вот уж кто поразил меня по-настоящему, словно день назад как умер. А его же три раза за лето переносят в открытом гробу из собора, где он лежит в другие церкви Чернигова.
1063 лето (6571 л). Преставился Судислав, Ярослав брат его похоронил его в церкви Святого Георгия. В это лето В Новгороде пошёл Волхов вспять и это знамение на недоброе было. На четвёртое лето пожёг Всеволод город.
1064 лето. Бежит Ростислав сын Владимира, внук Ярослава и племянник Святослава Ярославича в Тьмуторокань (Керчь) и с ним бежит Порей Вышата (Мышата?) сын Остромира -воеводы Новгородского. (для него было написано «Остромирово Евангелие»), приходит и выгоняет Глеба Святославича из Тьмуторокани, а сам садится на его место. Отражение киевским князем Изяславом Ярославичем набега половцев рядом с городом Сновск.
1065 лето. Идёт Святослав Ярославич на Ростислава сына Владимира – внука Ярослава в Тмутаракань. Ростислав выступил из города, не испугавшись его, но не хотел против строя оружия взять. Святослав пришёл в Тьмуторокань и посадил снова сына своего Глеба Святославовича, возвращая опять. Ростислав же снова приходит и выгоняет Глеба к отцу своему и садится в Тьмуторокани. В это лето начал свою рать собирать Всеслав. В это время было знамение на западе: звезда превеликая, вид Луны кровавой имеющая, всходила с вечера до захода солнечного и пребывала семь дней. Это проявление не к доброму, после чего были междоусобицы многие и нашествия поганых на Русскую землю. Это была звезда кровавого вида, пророчащая кровопролитие. В это время было «детище» брошено в Сетомль. Это «детище» вытащили рыболовы неводом, его стерегли до вечера и после бросили в воду, поскольку было у детища того срамные части на лице его, и иного нельзя было сказать из-за срама. Перед этим временем и Солнце переменилось и не было светло днём, подобно месяцу было. Не знающие говорили, что съедаемо было. Эти бывают знамения к недоброму, ибо мы по всему понимаем, что в древности, при Антиохе в Иерусалиме, случился внезапно град на 40 дней, явился им в воздухе на конях рыкающих, с оружием и одежды золотые имеющие, полки, обвешанные оружием, двигаются. Это было проявлением нападения Антиохово, нашествие рати на Иерусалим. После же при Нероне в Иерусалиме воссияла звезда копейного образа над городом. Это же предвещало нахождение рати от Римлян. И снова это было при цезаре: звезда воссияла на западе, испускающая лучи, её прозвали «блистающей» и было её блистание 20 дней. После же было звездам движение с вечера до утра, так что казалось всем, что упадут звёзды, и снова Солнце без лучей сияло. Это же предсказание крамолы, недуга человеческого, и умирали многие. Так же при Маврикии цезаре было такое: женщина родила дитя без глаз и без рук, вместо ног ему хвост рыбий прирос, а пёс родился о 6 ногах, в Африке же двое детей родилось, один о 4-х ногах, а другой о двух головах. После же было при Константине-иконоборце сыне Леона: течение звёздное на небесах было, ужасались все на земле, так как видели в этом им кончину. Думали тогда им конец наступил. Тогда же и воздух вознёсся (торнадо) во множестве. И в Сирии было землетрясение большое, земля разошлась на три поприща. И потом вышла из земли удивительная маска человеческая, гласом говорящая, проповедующая наитие языком, что случится: «Придут Сарацины на Палестинскую землю. Такие же знамения, что бывают на небесах, или в звёздах, или на Солнце, птицами или некоторым в отдельности, коим не благо бывает. Это происходящее на злое бывает, или предсказание войны, голода или смерть предсказывает.
Теперь это списывают на генетические эксперименты и погодное оружие. Это значит, что наука генетика существовала до рождения академика Вавилова?
1064 лето. Отражение киевским князем Изяславом Ярославовичем набега половецкого у города Сновска.
1065 л. Смерть тьмутороканского князя Ростислава Владимировича.
6574 л. до н.э. 1066 л. Приходит Всеслав и взял Новгород, с жёнами и детьми. Колокола снял с храма Святой Софии. О велика была беда в час тот Ростиславу, живущему в Тмутаракани, и имеющему дань с Касогов и у иных стран. Сего остерегались Греки и послали с обманом катопана. Пришёл тот к Ростиславу с дружиной и вверился ему и почитал его Ростислав. Однажды, когда пировал Ростислав с дружиною своей, говорил катопан: -«Княже, хочу за тебя пить». Ему отвечал: -«Пей». Он испил половину, а вторую часть даёт князю выпить, обмакнув палец в вино, ибо имел под ногтем растворение смертное. Дал князю и обрёк на смерть в восьмой день. Катопан приходит в Корсунь и поведал, что в сии дни умрёт Ростислав. Так и было. Этого катопана побили камнями Корсунские люди. Был же Ростислав муж добрым на войны, возрастом хорош, красен лицом и милостив к убогим. Умер же месяца февраля в 3 день и там положен был в церковь «Святой Богородицы». С этим возвращается в Тьмуторокань князь Глеб Святославич.
1067 лето. Воевал Вячеслав (Всеслав) сын Брячислава - князь Полоцкий за Новгород с Ярославом. Другие трое: Изяслав, Святослав и Всеволод Ярославичи, объединившись ратью, идут на Всеслава зимою и приходят к Минску. Минчане затворились в городе. Но эти братья взяли Минск, иссекли мужей, а жён и детей взяли на щит (плен). Идут к Немиге в марте месяце в 3 день. Снег был велик. Вышел против своих братьев и одолели Изяслав, Святослав и Всеволод брата своего. Всеслав бежал. Побеждают братья Ярославичи половецкого князя в сражении на реке Немига. (Может «Неминга»? тогда Мингане или Минчане). После этого в месяце июля в 10 день Изяслав, Святослав и Всеволод целовали «крест Честной перед Всеславом», говоря: «Приди к нам, и не сотворим зла». Он, надеясь на «целование» креста, приехал в лодьи через Днепр. Изяслав в шатёр входил впереди идя, Всеслав за ним входит, так Всеслава взяли у (О)Рши под Смоленском – «преступивши крестное целование». Изяслав приводит Всеслава в Киев и сажает в поруб с двумя его сыновьями. Историк, видимо, не понимает, что братья не нарушили целования, так как «зла» - «убийства» не совершали. Поруб это даже не темница, а дом, хотя и не терем.
6576 1068 л. Чтобы понять происходящее далее, надо объяснить, что Минск не был столицей Половцев, а только трофеем, сам же князь бежал к своему народу. Гнев Божий был: пришли иноплеменники на землю Минскую – Половцы многие. Изяслав, Святослав и Всеволод выходят против них на Альто, в 50 верстах от Киева. Ночью пошли против себя: «из-за грехов наших допустил Бог врагов на нас», - и побежали русские князья и победили Русскую землю Половцы. Наводит, ибо Бог поганых по гневу своему, иноплеменников на землю, в сокрушение им, «вспомянутся у Бога». Междоусобная война бывает от козней дьявола. Бог не хочет зла между людьми, но только благого. А дьявол радуется злому убийству, кровопролитию, разжигая свары, зависть, братоубийство, клевету. На Земле согрешать кому любо, казнит Бог смертью или голодом, или наведением нашествия поганых язычников, или вёдром, или гусеницей, или иными казнями (египетскими). Если же покаявшиеся будут, в Нём уже нам Бог велит жить, говоря нам через пророка: «Обратитесь ко мне всем сердцем вашим- постом, молитвою и плачем», - да ещё и сотворим по всему этому, у всех грех прощён будет. Но мы на злое возвращаемся, как свиньи в кале валяемся и в том пребываем. С тем же пророк нам говорит: «Разумеем, что твёрдость Твоя есть и на железной шее рука Твоя. Того ради удержал от нас дождь, другой край дождями покрыл, и всех поразил Ты зноем и различными казнями. Если и так, не обратитесь ко Мне», -говорит Господь, - «то, этого ради, виноградники ваши и смоквы ваши, и нивы, и дубравы ваши иссушил», - говорит Господь, - «но злобы вашей не смог стереть. Послал на вас различные напасти и болезни, смерти тяжкие, на скот ваш казнь Свою послал. Но так не обратились ко Мне, не скажете: “Муж есть во мне”. Доколе не насытитесь злобой вашей. Вы уклонились от пути Моего - соблазнившись многим. Этого ради буду Свидетель скорый на противящихся и на прелюбодействующих, и на клянущихся именем Моим, и на лишающих платы наёмным работникам, насильствующих сирот и вдовиц и наклоняющих суд кривой. Почему не сдерживаетесь от грехов ваших, но отклоняете Законы Мои и не сохраняете их? Обратитесь ко Мне – обращусь к вам», -говорит Господь, - «и Я открою вам хляби неба и возвращу гнев Мой от вас, доколе всё обильно будет вам и иметь будете виноградники ваши и нивы. Но вы собираете на Меня словеса тяжкие, говоря: “Суетно работая Богу“, - теми же устами чтут Меня. Когда сердце ваше далеко отстоит от Меня», - говорит Господь, - «того ради просим, не уличая. Когда призовёте Меня, Я вас не послушаю вас. Взыщите ко Мне в злые времена и не обретёте. Ибо не захотели ходить по путям Моим…» Этого ради казни принимаем, казни всякие от Бога за грехи наши. И нашествия военные по Божьему повелению принимаем. Мы же на предлежащее возвратимся, поскольку Изяслав со Всеволодом к Киеву прибежали, а Святослав в Чернигов. Люди киевские прибежали к Киеву и сотворили вече на торжище и говорили, посылая к князю: -«Вот, Половцы разошлись по всей земле, дай, княже, оружие и коней и ещё раз будем биться с ними». Изяслав же этого не послушал и начали люди призывать идти на воеводу Косняча. Идут на гору и приходят во двор Коснячев, и находят его стоящим у двора Брячиславова и говорят: -«Пойдём, выпустим дружину свою из погреба». И разделились двое: половина их идёт к погребу, а половина идёт к мосту. Другие же приходят во двор княжеский и начали спорить с князем стоя внизу. Изяслав сидел в сенях с дружиной своей из оконца смотрел, а дружина стояла за князем. И сказал Тукы брат Чюдин Изяславу: -«Видишь, княже, люди разозлились уже, пошли принять Вячеслава». И вот, ему говорят, - «Другая половина людей приходит от погреба, отворив его». И сказала дружина князю: «Всё зло есть. Пошли весть к Всеволоду, и когда призовёшь к окошку, пронзим его мечом». Не послушал его князь. А люди призывая других, идут к порубу Всеслава. Увидев это, Изяслав с Всеславом бегут со двора княжеского. И двор княжеский разбежался, бесчисленное число злата поимев, серебра и куны. Изяслав бежит к Ляхам. После чего Половцы воевали по всей земле Русской. Святославу, живущему в Чернигове, Половцы пришли воевать Чернигов. Тогда Святослав собрал дружину невеликую и выходит на них к городу Сновску. Увидели Половцы идущих воинов и построились против них. Увидел и Святослав всё множество их и говорит дружине своей: -«Послужим, иначе нам нельзя. Куда же деться?» И ударили на них. И одолел Святослав их тремя тысячами, когда Половцев было 12 тысяч, одни побиты были, другие потонули в реке Снови. А князь их взял Шаракана в 1 день ноября. И возвратился с полоном в город свой Святослав. Всеслав же сед в Киеве. Это Бог явил силу христианскую. Поскольку Изяслав целовал честной крест и измену проявил, тем навёл Бог поганых. Этому же явил избавление от целования Креста Честного. Ибо, в день Воздвижения креста, Всеслав, вздохнув, сказал: -«О! Кресте Пресвятой, поскольку в тебя веровал, избавил меня от «рва» сего». Бог показал силу крестьянскую для покаяния земли Русской, дабы не преступали Креста Честного, целование если преступят, то здесь и примут казнь. И на предыдущим вече казнь вечную. Ибо, если есть сила великая крестная, то крестом побеждены бывают силы бесовские. Крест, ибо с князем в битвах, ибо крестом ограждаемые, получают верные супостатов противных, крест вскоре избавляет от напасти, призывающих его с верой. И его все бесы боятся. Только креста, ибо ещё бывают от бесов мечтания знаменавшие, видом креста прогоняемы бывают. А Всеслав сидел в Кийеве семь месяцев. В 1792 году солдаты найдут камень с надписью: «В лето 6576 (1065 л) индикта 6, Глеб -князь мерил море по льду от Тьмуторокани до Крчева (Керчь ещё раньше Пантикопея) 10 000 и 4 000 сажен». (14 000 саженей) Это даст историкам понимание древней сажени -около 1.5 метра или 21 км.)
3 марта 1067 лета во время восстания, выпущен из темницы пленённый Всеслав Брячиславович Половецкий и посажен на стол Киева.
С 1068 лета 15 сентября правление до апреля 1069 лета Всеслава Брячиславовича Полоцкого – единственного представителя половецкой ветви Рюриковича на киевском столе. При подходе к Киеву войск Изяслава, бежит с польскими войсками в родной Полоцк.
1069 л. Апрель месяц. Приходит Изяслав с Бориславом и с Ляхами на Всеслава. Всеслав выходит против. Приходит к Белгороду Всеслав, но этой же ночью таившись, князь бежал из Белгорода в Полоцк в погорье Подольское. До утра уже, увидели люди бегство князя, и возвратились к Киеву и сотворили вече. Посылают к Святославу и к Всеволоду, говоря: -«Мы уже зло сотворившие, князя своего прогнали, который вел на нас Ляхтскую землю. Вы пойдите в град отца своего. Если же не хотите, то нам неволя. Зажёгши град свой, отступим в землю Греческую». И отвечал им Святослав: «Вот пошлю к брату своему, да если пойдёт на вас с Ляхами губить вас, то против него ратью выйду, не дав ему погубить города отца своего. И если хочет с миром, то в малой дружине придёт». Утешились кийевляне. Святослав же и Всеволод послали к Изяславу, говорить: «Всеслав от тебя бежал, а ты не води Ляхов к Кийеву, противного тебе нету. А если хочешь гнев иметь, погубить город, то ведаешь, что нам жаль тебя, что отняли стол». То услышав, Изяслав оставил Ляхов, идёт с Бориславом, с малым количеством Ляхов. Посылает же перед собой сына своего Мстислава в Киев. Пришёл Мстислав, убив всех бывших с Всеславом, числом в 70 человек, а других ослепил, иных без вины с их стороны погубил, даже не испытав. К Изяславу же, идущему к городу с поклоном и принял князя своего киевляне. И сел Изяслав на столе своём месяце мае в день 2-й, 1069 лета и правил до марта 1073 лета. Распустил в начале правления Ляхов на прокорм и избивали Ляхов в тайне. Возвратился Бореслав в землю свою. Изяслав же взял торг на гору и прогнал Всеслава из Полоцка, и посадил Мстислава, сына своего, в Полоцке, где вскоре умер там. И посадили на его место брата его Святополка к Всеславу сбежавшего.
1070 лето. Родится у Всеволода сын и назвали его именем Ростислав. В это же лето заложена была церковь Святого Михаила в монастыре Всеволожском в Киеве.
На епископскую кафедру в Ростове входит святитель Леонтий. Здесь ещё множество язычников, а княжеской власти в городе не было и пришлось ему применять христианизацию увещеваниями. Его упорство вызывает возмущение волхвов, которые выгоняют его из города. Тогда епископ поселяется в небольшой келье у ручья и со временем возводит церковь на этом месте. Здесь он приближает к себе детей, принося им слово Божие. Через сопротивление и рукоприкладство, но и взрослые приходят к нему и крестятся. Святитель принял мученическую смерть в 1073 году.
В тоже год осенью в октябре месяце 23-го (день) на святого Якова – брата Господня, в пятницу, в час 6-й дня, опять приходят все … к Новгороду. Новгородцы поставили полк против них у Зверинца на Клязьме. И помог Бог Глебу князю Новгорода. Великая была сеча с Вожянам и пало их великое множество. Самого князя отпустили «ради Бога». А поутру обрели «крест честной» Владимир у Святой Софии в Новгороде, при епископе Фёдоре.
1071 л. Заложена была церковь Печерская (пещеры внутри горы) игуменом Феодосием. Воевали Половцы у Ростовца и у Неятина. Всеслав де в это лето выгнал Святополка из Полоцка. И в это же лето победил Ярополк Всеслава у Голотическа. В это же время пришёл волхв, прельщённый бесом, приходит к Кийеву, говоря, что явились мне пять бозей, говорящие так: «Поведай людям, что на пятое лето потечёт Днепр вспять, а землям преступать на иные места: что стояло на Греческой земле, то на Русскую землю, а с Русской земли на Греческую землю. И прочие земли изменятся». Его же не принимая послушали, православные и насмеялись, говоря ему: «Бес тобою играет на погибель твою». Ещё было ему: в одну из ночей пропал без вести. Бесы, подстрекая на злое выводят. После же насмехаются, ринувшись в пропасть смертную, научившись говорить, всё что скажет бесовское научение и действие. И бывшие одной из скудостей в Ростовской области восстали два волхва от Ярославля, говорящие, что «мы знаем, кто держит изобилие в себе». А потом идут по Волге, где приходят в погост, и тут назывались лучшие жёны и говорили, что «эта жена жито держит, сия мёд, а эта рыб, а эта кору. И приводили к волхвам сестёр своих и матерей, и жён своих, которых прельщением своим прорезавши в наказание и отнимали либо жито, либо рыбу или белку, и многих жён убивали и имения их забирали на себя. Пришли на Бело-озеро и было у них людей 300. В это время случилось прийти от Святослава Яну сыну Вышаты собирать дань. Поведали ему белоозерцы что «есть у нас два кудесника и избили многих жён по Волге, по Шексне (Вологодская обл.) и ныне пришли сюда в нашу землю». Ян же, испытав, чьи есть смерды, и узнав точно, что сутью князю Святославу принадлежат, тогда послал к ним и рассказал, что сотворили двое кудесники. «Выдайте мне волхвов тех самых, так как те сущностью смерд* моего князя». (Смерд – человек низкого происхождения, отличался от свободного человека, тем, что не мог поступить на военную службу.) Они же его не послушали. Ян же идёт сам без оружия и советует ему отрок его: «Не ходи без оружия, унизят тебя». Он приказывает отрокам своим взять оружие и было с ним 12 отроки все отправляются с ним в лес. Отроки кудесников построились против Яна и идут с топорцем, выступили от них трое мужей. Приходят к Яну и так говорят ему: -«Видишь, что идёшь на смерть. Не ходи». Он же приказывает бить их, к прочим же идёт. Они выскочили на Яна и один из них бросился на Яна с топором. Ян же оборотил топор и ударил обухом и тут уже приказал отрокам сечь их, но они убежали в лес и убили тут попа Янова. Ян же приходит в город Бело-озеро и говорит им: -«Если не поймаю волхва сего, не уйду от вас за лето». Идут белоозерцы берут их и приводят к Яну. И говорит им: -«Чего ради столько погубили человек?» Они же отвечают, так: «Те сдерживают обильное (урожай). Если истребим и изобьём этих, то будет урожайно, если хочешь, то перед тобой вытащим жито или рыбу, или иное что». Ян же говорит им: -«Поистине ложь сотворил! Ибо есть Бог у человека, живущего урожаем от земли, составленного из костей и жил, и крови. И нет в нём ничего и не ведает никто, только Бог один ведает». Они же говорят: -«Ведаем, как человек устроен». Он же говорит: -«Как?» Они говорят: -«Бог мылся в бане и вспотев, отряхнулся ветошью и сверг её с Небес на Землю. Заспорил сатана с Богом – кому из него сотворить человека, и сотворил дьявол человека, а Бог душу в него вложил, с тем, что если умрёт человек и в землю уйдёт тело, то душа к Богу». И говорит Ян: -«По прельщению вы есть бес. Какому бози веруете?». Они же говорили: -«Антихристу». Он же им говорит? –«Тот где есть?». Они отвечают: -«Сидит в бездне». «Так какой он есть босс, если сидит в бездне?! То есть бес! А Бог есть, Сидящий на престоле Небесном, прославляемы Ангелами, которые предстоят на службе Его со страхом, не могущие на Него воззреть. Из этих Ангелов один свержен был и его вы называете антихристом (против Христа), за гордыню свою свержен был с Небес, и теперь в бездне, как вы говорите. Ждёт, когда приидет Бог с Небес, этого антихриста свяжет узами и посадит в огонь вечный со слугами его, что в него веруют. Вам же и здесь муки принять от меня и по смерти там». Они же отвечали: -«Нам бозе поведают (по тексту), что не можешь нам сотворить ни чего». Он же говорит им: -«Лжёт вам бозе». Они же говорят: -«Нам пред Святослава встать, а ты нам не можешь сотворить ничего». Ян же велит бить их и вырвать бороды их. Потом более биты были и подбородки покрыл червями. Спрашивает их Ян: -«Что вам говорит бози ваш?» Они же так отвечали: -«Поставь нас пред Святославом». И тогда повелел Ян вложить рубли в уста им и привязать их к упругом и пустил пред собой в лодьи, а сам по ним пошёл и встал на устье Шексны. И говорит им Ян: -«Что вам бози молвят?» Они отвечали: -«Говорят нем, что не быть нам живыми от тебя». И говорит им Ян: -«Вот тут правду поведали». Они же говорят: -«Если отпустишь нас, много добра тебе будет. Если нас не пустишь, много печали примешь и зла». Ян говорит: -«Если вас отпущу, то зло мне будет от Бога. Если вас погублю, то награда мне будет от Бога». И спрашивает Ян повозников: -«У кого из ваших родные убиты от этих?» Они говорят, что у одного мать, у другого сестра. Ян же говорит: -«Мстите за своих». Они их взяли, убили и повесили на дубе (дерево поклонения язычников). Отместку приняв от Бога -по Правде. А Ян идёт к дому своему. В другую ночь медведь влез на дуб, отгрыз и съел волхвов. Так погибель пришла бесовским научением, провидцам и гадателям, но своей пагубы не видел и не знал. Если бы ведали и знали, то не пришли бы на место это, где были. И уже схваченные, говорили: «Нам не умереть», тому кто замыслил их убить. Не это ли есть бесовское наущение, ибо бесы не ведают мысли человеческие, но влагают помысел в человека, тайны не знающего. Лишь Бог один ведает мысли человеческие. Ибо бесы не ведают ничего, сутью своей, ибо немощны и плохи взором.
Князь Глеб из Тьмуторокани переходит на княжение в Новгород, оставив княжеское место младшему брату Роману Святославичу.
1071 лето Восстание в Ростово-Суздальской земле, под руководством волхвов.
Восстание под руководством волхвов в Бело-озере, против местных старейшин. Восстание подавлено киевским воеводой Яном Вышатичем. Князь Всеслав Брячиславович изгоняет из Полоцка Святополка Изяславовича.
1072 лето. Перенесли Святых страстотерпцев Бориса и Глеба примирившиеся братья Ярославские: Изяслав, Святослав и Всеволод, митрополит же был в то время Георгий, а епископы Пётр Переяславский, Михаил Юрьевский, Феодосий игумен Печерский, Софронии Святого Михаила игумен, Герман игумен и прочие все игумены. И сотворили праздник светлый, положив их в новую церковь, которую создал Изяслав, что стоит и ныне. Взяли первым Бориса в деревянной раке Изяслав, Святослав и Всеволод, взяли на плечи свои и понесли за впереди идущими чернецами, которые свечи держали в руках, за ними дьяконы с кадилами, потом пресвитеры и за ними епископы с митрополитом, а за ними с ракой идут. И принесли в новую церковь в Вышнем городке, построенную Изяславом Ярославичем, открыли раку и наполнилась церковь благоухания и запаха благого. Увидевшие это прославили Бога. А митрополита ужас объял, ибо был нетвёрдо веру держащий и пал ниц, прося прощения. Целовав мощи его, вложили в раку каменную. После этого взяли Глеба в раке каменной на сани, их же за верёвки везли. А как оказались в дверях, тут встала рака, не двигаясь. Повелели народу призывать: «Господи помилуй», и двинулась и положили его месяца мая во 2 день. Отпевши литургию, обедали братья все вместе, каждый с боярами своими и с любовью великой…
Княжеский сход в Вышнем городке, где князья приняли дополнения к «Русской Правде», получившей название «Правда Ярославичей». После этого разошлись в свои пределы.
1073 лето. Воздвигает дьявол среди братьев корысть и Ярославичи стали между собой в распри великой. Святослав Ярославович со Всеволодом на Изяслава идёт из Кийева месяце марте в 22 день, и сели на стол в Берестовом, преступив заповедь отцовскую. Святослав начал выгонять брата, желая большей власти и Всеволода прельстил, говоря, что «Изяслав сдружился со Всеволодом, замыслив на него, не упреждая, взять его и прогнать». И тем настроить Всеволода на Изяслава. Изяслав же идёт к Ляхам с имением многим и с женой, упиваясь богатством многим, говоря: «С этим найму воинов. Это взяв у него, Ляхи показали ему путь от себя. А Святослав мел в Кийеве, прогнав брата своего, преступив заповедь отцовскую, более же Божию. Велик грех преступления заповеди отца своего, ибо так от начала преступили сыновья Хама на землю Сифову, и в 400 лето отмщение приняли от Бога и от племени, ибо Сифова существуют Евреи (Еврей- находящийся в пути, без родины. Время Исхода Иудеев из Египта), что избили Ханаанское племя и приняли свой жребий – землю свою полученную по жребию. И более преступил Исав заповедь отца своего, и совершил убийство. Ибо не хорошо есть преступать пределы чужой земли.
В то лето была основана церковь Печёрского монастыря игуменом Феодосием и епископом Михаилом, а митрополит Георгий существовал тогда в Греческой земле. Святослав в Кийеве сидел.
1073 -1076 л. Княжение в Киеве Святослава Ярославича.
1074 лето. Преставился Феодосий игумен Печерского (в пещерах) монастыря. Скажем же, что успение его мало, ибо Феодосий имел обычай всегда приходить к постному времени, в неделю масленую вечером, по обычаю целовать братию и поучить братию, как проводить им постное время: в молитвах ночных, так же и в дневных, и соблюдать себя от помыслов лукавых и от бесовского насилия, «ибо бесы подсовывают помышления чернецам желания лукавые, влагающие помыслы и тем влезают им в молитвы. Да, приходящие такие мысли возбраняются знамением крестным, говоря: -«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Аминь». И с этим иметь воздержание от обилия бражного, множества еды, в питии безмерном и вырастают помыслы лукавые. Помыслом возрастающим, водворяется грех. Тем же говорит, противиться бесовскому действию и пронырства их и соблюдать от лености и от многого сна. Бодрым быть в пении церковном и на предания отеческие и чтения книжные. Более же иметь в устах «Псалтырь» Давидов чернецам и этим прогонять бесовское уныние. Более же всего имейте любовь в себе, меньшим, а к старейшинам покорность и послушание, и старейшим к меньшим любовь и наставление. Собою показывать образ воздержания и бдения хождения и смирения. И тем наставлять меньших, наказывая и утешая их, и так проводить пост». Говорил, ибо так: «Бог дал нам 40 дней эти на очищение души и тела. Ибо это десятина, даваемая от лета Богу, ибо дней есть от года до года 365, и от этих дней десятый день воздавать Богу десятую часть, это есть пост с сорокадневный, в который очищающаяся душа празднует светло на воскресение Господнее, веселящимся о Господе. Ибо постное время очищает ум человеку, Пост изначально преображен было Адаму первое: не вкушать от древа единого, ибо постился Моисей 40 дней и сподобился принять Закон на горе Синайской, и видел славу Божию. Постом Самоила (Самуила) мать родила, постившись в Нивевгитяне (в Нивее египетской), гнева Божия избегая. Постился Данило и видения сподобился великого. Постился Илья, перед тем, как на небо взят был. В сладость плодородную постились три отрока угасили силу огненную. Постился Господь 40 дней нам показывая постное время. Постом апостолы искоренили бесовское учение. Постом явились отцы наши как светила в мире, что сияют после смерти, показавшие труды великие и воздержание, как те великие: Антоний, Ефимий и Сава и прочие отцы, которым мы поревнуем братья». И так поучив братию и целовав всех по имени, говорил им, исходя из монастыря, взяв мало хлеба – один ломоть, и потом входил в пещеру, затворял двери пещеры и засыпая пеплом, не говоря никому. Если кому бывало нужен было укрепление, то оконцем малым беседовал с ним в субботу или в неделю (не делать = выходной). А иные дни пребывал в посте и в молитвах, воздерживался твёрдо. Приходил в монастырь в пятницу, на канун Лазарев, ибо в этот день оканчивался пост 40-дневный и начинался от первого понедельника, начиналась неделя Фёдорова, кончается в пятницу Лазарев, а страстная неделя установлено поститься ради страстей Господних. Феодосий приходил по обычаю своему, целовал братию свою и праздновал с ними неделю цветную. И дойдя до Великого дня Воскресения, по обычаю, праздновал светло и впал в болезнь. Разболевшемуся ему на пятый день, после вечера, повелел вынести себя на двор. Братья взяли носилки и вынесли, поставив напротив церкви. Он повелевает собрать братию всю. Брат, что на это поставлен был, ударил в било и вскоре все собрались. Он же говорил им: -«Братья мои и отцы мои, и чада мои, вот я уже отхожу от вас, так как уже явился мне Господь в постное время, находящемуся мне в пещере, выйти от света этого. Вы же кого хотите игуменом иметь себе, бабы я -убогий, благословение дал бы ему». Они же говорят ему: -«Ты есть отец нам всем, то если кого сам захочешь, то нам он будет в отца и игумен. Послушаем его, как и тебя». Отец же наш -Феодосий говорил: -«Кроме меня, идите и скажите, кого хотите от старейших до малейших». Феодосий же говорит им: -«Если хотите от меня получить игумена, то я сотворю им не по моему изволению, но по Божьему и нареку им Якова -пресвитера.
Братьям же не любо это было, но так говорили, что «Не здесь у нас пострижен был». Ибо был Яков пришельцем издалека с братом своим с Павлом. И начали братья просить Стефана, бывшего тогда певчим, ученика Феодосия, мужа по всем обычаям благого и кроткого, тихого и смиренного, кто говорил, что «Сей взростил под рукой твоей и у тебя служил, этого ныне дай». И говорит им Феодосий: -«Вот, я, по Божьему повелению нарёк уже Якова. А вы волю свою творить хотите». И послушал их, предал им Стефана, да будет им игумен. Благословил Стефана и сказал ему: -«Чадо, вот предаю тебе монастырь. Соблюдай со спасением его, как я устроил в службах, так держись предания монастырского, устава не изменяй, и твори всё по Закону, по чину монастырскому». И после этого взяли братья и несут его в келью, положили на одр. И к наступлению шестого дня узнав о болезни, приходит Святослав с сыном своим Глебом. Сидевшему ему у него, говорил Феодосий: -«Вот, отхожу со света этого и предаю тебе монастырь на соблюдение. Если будет смятение в нём, то это поручаю игумену Стефану. Не дай его в обиду». И тогда князь Святослав с сыном своим Глебом, целовали Святого старца и обещались монастырём печься.
27 декабря 1076 лета умирает Святослав Ярославович.
1077 лето с 1 января занимает престол Всеволод Ярославович, после смерти брата и правил до июля 1077.
1077 л. Правление Изяслава Ярославовича, до октября 1078 -го. Он вернулся в Киев после смерти брата Святославовича, мирится с Всеволодом и отправил его княжить в Чернигов.
Впервые в летописи Суздаля упоминается Олег Святославович во время борьбы за власть между Изяславом и Святославом Ярославовичами. Олег Святославович вместе с братом Владимиром идёт помогать польскому королю Бориславу Храброму в его борьбе с Чехами (происходящими от Щека, брата Кийя), которые на тот момент являлись союзниками германского императора Генриха IV. Изяслав обратился за помощью к германскому императору, а польский король держал сторону Святослава. Русские князья опустошают Чехию и берут с неё 1 000 рублей серебром. После смерти отца, Олег получает в удел город Владимир-Волынский, но оттуда его изгоняют, и он удаляется в Тмуторокань. Княжение в Тмуторокани Олега Святославича – младшего брата Романа Святославича. Потом князя -изгоя Бориса Вячеславича.
1078 л. Находясь в Тмуторокани Олег вместе с братом Борисом Вячеславовичем заключают союз с половцами, с которыми приходит на землю Русскую и побеждает Всеволода Ярославича на реке Сожице. Победители входят в Чернигов, но ненадолго. Киевский князь Изяслав объединяется с Всеволодом и атакует стены Чернигова, когда Олега и Бориса в городе не было. 3 октября. Битва на Нежатиной Ниве. Победа объединённого войска Изяслава и Всеволода Ярославичей над ратью князей Олега Святославича и Бориса Вячеславича. Гибель Изяслава и Бориса Вячеславича. Олег бежит в Тмуторокань, откуда его отправляют в Царьград Хазары и Половцы. Дальнейшее его пребывание в ссылке на острове Родос, откуда он вернётся в 1094 лето.
1078 – 1088 л. Игуменство Никона Печерского Великого в Киево-Печерском монастыре. До 1094 лета княжение в Чернигове Владимира Всеволодовича Мономаха.
1079 л. Отражение киевским князем Всеволодом Ярославичем нашествия Половцев, под руководством Олега и Романа Святославича. Поход Тьмутороканского князя Романа Святославича против киевского князя Всеволода Ярославича. Гибель Романа Святославича в сражении с Половцами. Княжение в Тьмуторокани Олега Святославича. Но Хазары пленяют его по научению киевского князя Всеволодовича и вывозят в Византию Олега Святославича. В Тьмуторокани воссел киевский боярин Ратибор.
1080 лето. На Афоне основан монастырь Пантелеймона.
1081 л. Власть в Тьмуторокани захватывают племянники киевские князья Всеволода Ярославича – Давид Игоревич и Всеволод Ростиславович.
1083 л. Олег Святославич возвращается их Византии, после женитьбы там и изгоняет из Тьмуторокани племянников.
1086 л. Дочь князя Всеволода Ярославича Янка Всеволодовна основала женский Андреевский монастырь и становится первой игуменьей.
1088 лето. Основание в Киеве Выдубецкого Михайловского монастыря.
1090 л. Рождение младшего сына Владимира Мономаха Великого князя Киевского Юрия Владимировича Долгорукого. -1157 л. После женитьбы Мономаха на дочери половецкого хана Аепы Юрия отправили в Ростов. См. 1111 л.
1091 лето. Переносят мощи игумена Феодосия из Пещеры в монастырь.
1093 лето. Всеволод Ярославич преставился. Киевляне зовут на княжение сына его Владимира Всеволодовича (Мономаха), но соблюдая закон о столонаследии, Владимир уступает трон старшему двоюродному брату, и сел в апреле месяце Святополк Изяславович в Кийеве. В то лето победили Половцы союзники тьмутороканского князя Олега Святославича Святополка и вынужден он был уступить ему Чернигов, а самому сесть в княжестве Переяславском. Здесь Владимир Всеволодович более других выступил за прекращение междоусобиц между братьями на Руси и объединении против Половцев. Ему принадлежит инициатива проведение княжеских съездов для урегулирования спорных вопросов в 1097 лето.
1094 лето. Вернувшись из ссылки, Олег Святославович решает вернуть себе княжение в Чернигове – уделе отца своего, к которому он приходит вместе с Половцами. В этот год там правил Владимир Мономах, который запирается в городе. Восемь дней отбивался в осаде Владимир, но приходит время тотального грабежа и разорения земли Черниговской, Владимир решает сдать город и уйти в Переславль. Уходил он через строй половцев со своей небольшой дружиной, а те «скалили на него зубы, как волки голодные». Олегу нечем заплатить половцам за участие в походе, и он отдаёт город на разграбление половцам. «Это уже в третий раз наводит он поганых на Русскую землю и много христиан было погублено, а другие взяты в полон и расточены по разным землям». Последнее упоминание в русской летописи Тмуторокани при правлении Олега Святославича, который правил до 1115 лета. После этого Тмуторокань присоединена к Византии.
1095 лето. Идёт Святополк и Владимир Мономах на Давида в Смоленске, и дали Давиду Новгород. В то лето пришла на Русь саранча. 28 августа. Воевали с Черниговским князем Олегом Святославичем и осадили его сначала в Чернигове, потом в Стародубе и заставили его подписать мир на их условиях.
1096 лето. Киевский князь Святополк Изяславович и Владимир Мономах зовут Олега из Чернигова на решение споров и «урядиться о земле Русской пред епископами, игуменами, мужами отцов наших и людьми городскими» и как на следующие времена защитить землю Русскую от нападения враждебных племён. Но Олег отказывается: «Не пойду на суд к епископам, игуменам, да смердами». Это вызвало гнев и объявление войны Олегу от Владимира и Святослава. Это была первая большая война в княжеских междоусобицах. Месяц проводится осада города – Олег заключает мир, но с условием явится в Киев на совет общий. Но Олег бежит в Стародуб обманом к брату Давиду, там собирают они войско и идут с ним в землю Муромо-Рязанскую, которые некогда принадлежали предками Олега, но никто их родственников не принималась. Сын Владимира Мономаха Изяслав Владимирович принял правление этими землями и по всем землям ставит своих наместников. Требует Олег Святославович от Изяслава Владимировича оставить город, но получает отказ. В сражении погибает Изяслав Владимирович. Олег взял себе город и арестовывает всех людей Изяслава. Но мало ему этого и идёт он на Ростово-Суздальскую землю, что Мономахам принадлежала. И перенял власть в Ростове и Муроме и садит посадников своих по городам и начал дани собирать. От того прозвался в народе «Гореславич». (Горем принесённым прославился). Захватив Суздаль, Олег, по обычаю того времени, взял в плен многих Суздальцев, других рассылает в другие свои города. Но за павшего в бою брата своего вступается новгородский князь Мстислав Владимирович – второй сын Мономаха, и требует от князя Олега оставить Суздаль, и Олег сжигает город. «Олег пришёл в Суздаль, но видя, что за ним гонится Мстислав, повелел сжечь город Суздаль. И остался только двор Печерского монастыря с церковью Святого Димитрия, которые дал Ефрем с селами». С победой Мстислава освобождены суздальцы из пленения Олега. Но кроме этого Мстислав прогоняет Олега и из Мурома и Рязани. Олега принуждают прийти в Любеч на Совет и заключить подряд.
Половцы вновь нападают на Переяславль. 19 июля Святополк Изяславич и Владимир Мономах разгромили половцев. В битве полегли многие знатные люди Полоцка в том числе тесть Святополка Тугоркан с сыном своим. Но половцы опустошили в этот же год окрестности Киева.
1097 лето. Приходят Святослав, Владимир, Давид Игоревич, Василко Ростиславич, Давыд Святославич и брат его Олег в Любече на устроение мира между собою, говоря между собой: -«Почему губим Русскую землю, сами на себя деля. А Половцы землю нашу несут и рады только, что мы между собой воюем. Отныне объединимся в единое сердце и соблюдаем землю Русскую. Пусть каждый держи отчизну свою… И на том целовали крест. «Если кто с этого времени на кого будет нападать, то будем на того все и клятва «креста честного». Решили все: «Да будет на него «крест честной» и вся земля Русская. И с целованием пошли все во свои земли. Приходит Святополк с Давыдом к Киеву и рады были все люди. По решению Любечского съезда Святополк Изяславович получает Киев, Туров, Слуцк и Пинск. Владимир Всеволодович к Переяславскому княжеству получил Ростово-Суздальская земля, Смоленск, Бело-озеро. Но сразу после съезда Святополк и князь Владимиро-Волынский Давид Игоревич захватили в плен князя Василька Ростиславовича. Следующий съезд состоялся в 1100 лето в Витичеве.
Только дьявол печален был от любви этой. И влезает сатана (противящийся) в сердце некоторым людям и начали обращаться к Давиду Игоревичу, говоря такое: «Как Владимир объединился с Васильком на Святополка и на тебя?». Давыд же поверил словам лживым и начал обвинять Василька, говоря: «Кто убил брата твоего Ярополка? Кто ныне замыслил на тебя, объединившись с Владимиром? Подумай о своей голове». Пришёл в смятение умом Святополк, говоря: -«Толи -это правда будет, или лож, не ведаю». И говорил Святополк Давиду: «Да если правильно говоришь, Бог тебе будет свидетель. Если же из зависти говоришь, Бог будет за тем». Святополк сжалился над братом своим и о себе начал размышлять, всё ли то правда будет. …В ту же ночь повезли Василька в Белогороду, что град малый у Киева так в верстах десяти. Привозят на повозке закованного, вытащили из повозки и ведут в горницу малую. И увидел Василко напротив него сидящего торчинца (Тор – языческий бозе любострастия), острящего нож, и понял, что его хотят ослепить. И возопил к Богу плачем великим и стенанием. И вот, входят посланные Святополком и Давыдом: Сновидец (Изечевич) конюх Святополка и Димитрий конюх Давидов и начали расстилать ковёр и расстелив, схватили Василька, желая завернуть в ковёр. Боролись с ним крепко и не могли завернуть. И вот заходят другие и повергают его и вяжут, снимают доски с печи и положили на грудь его. Садятся на доски Сновидец и Давыд, но не могут удержать. Но подбегают ещё двое, снимают доску с печи и садятся, и давят на неё плечами, так что грудь затрещала. Подступил торчинец именем Беренди - пастух Святополка, держа нож и хочет ударить в око, но испугался взора и перерезал ему лицо, и есть рана та на Василька и ныне. (Эта фраза говорит нам, что летопись закончилась при жизни Василька). Но после этого ударил в око (глазницу) и изъял зеницу (глаз), потом в другое око, и изъял другую зеницу. (Видимо раньше «оком» называли глазницу, «зеницей» глаз. П.Ш.) И в то время стал, как мёртвый. Взяли и на ковре положили на повозку почти мёртвого и везут его к Владимиру. И когда везли его, пришёл в себя при переходе моста Звизденского (Звиздать= свистеть или скрипеть). На торжище и стащили с него сорочку окровавленную и дали попадье почистить. Попадья почистив положила на Василька, когда те обедали, и начала попадья плакать, как по мёртвому уже. Он ощутил плач и спросил: -«Где я нахожусь?» Они ответили ему: -«В городе Звиздене». Попросил воды, и они дали ему испить воды. И вернулась в него душа, пришёл в себя, пощупал сорочку и говорит: -«Зачем сняли её с меня? Был бы в той сорочке, окровавленной, смерть принявший, престать пред Богом». Они пообедав пошли с ним на повозке, по зимнему пути, ибо тогда был месяц «грудень» - названный потом «ноябрём». И приходят с ним во Владимир в 6 день. Приходит и Давыд с ним, как ни как, добычу поймал. И посадил его во двор Вакеев, и приставил 30 мужей сторожей и двух отроков княжеских Улана и Колчко. Ослеплён был Василько Ростиславович (став Василием Тёмным).
Владимир услышал, как взят был Василько и ослеплён и ужаснулся, заплакал и сказал: -«Такого ещё не было в Русской земле ни при дедах наших, ни при отцах, такого зла». И тотчас посылает к Давиду и к Олегу Святославовичу, говоря: -«Приходите к Городцу, поправил это зло что вы сотворили в Русской земле. И в нас, и в братьев уже ввержен нож. Если сего не исправим, то большее зло встанет среди нас и начнёт брат брата закалывать, и погибнет земля Русская. Враги наши Половцы придут и возьмут землю Русскую». Это услышав, Давид и Олег братья Святославовичи, опечалились весьма и плакали, говоря: -«Такого не было в роде нашем». Тут же вскоре собрали воинов и приходят к Владимиру, который с воинами своими стоял в бору. Владимир, Давыд и Олег Святославовичи посылают мужей своих, говорить Святополку: -«Зачем зло такое сотворил в земле Русской, ввергая ложь среди нас. Зачем ослепил брата своего? Если бы вина какая была на нас, обличил бы её перед нами, поспорив бы с ним, сотворил ему. А ныне яви вину его, что ему сотворил ты». И отвечал Святополк: -«Поведал мне Давыд Игоревич, что Василко брата твоего убил- Ярополка, и тебя хочет убить и занять волость твою: Туров, Пинск, Берестие и Погорину. И поклялся с Владимиром, чтобы сесть Владимиру в Кийеве, а Василко во Владимире. А мне неволя свою голову сохранить. И не я ослепил, а Давыд, отведя его к себе». И решили мужи Владимир, Давыд и Олег: «Лжи о том не имей, что Давыд ослепил его. Не в городе Давыдовом взят, а в твоём городе взят и ослеплён». И с этим разошлись на свои стороны. Наутро переходят Днепр на Святополка, Святополк хотел убежать из Кийева, и не дали ему кийевляне сбежать. Посылают вдову Всеволода, а митрополита Николу к Владимиру, говоря: «Молимся, княже, тебе и братьям твоим “не можете погубить землю Русскую. Если воевать начнут рати между собой, поганые будут радоваться, и возьмут землю нашу, которая была собрана отцами нашими и дедами нашими трудом великим и храбростью, присоединяющие к Русской земле иные земли, приисканием. А вы хотите погубить землю Русскую». Это услышав, Владимир прослезился и сказал; - «По истине отцы наши и деды наши соблюдали землю Русскую. А мы хотим погубить».
В то год зимой победил Мстислав с новгородцами Олега на Кулатске, в великое говение. Но на весну погорел Кулатское поле, а в 3-й день погорел Детинец. Горожане Ильину челядь избили.