Найти тему

Инженерные изыскания - они и в Африке изыскания. А вы что думали?

За последние две недели мы в профессиональном электронном отраслевом журнале для инженеров изыскателей (www.geoinfo.ru) опубликовали две статьи, посвященные проблемам выполнения инженерных изысканий в Африке. Конечно, мы как обычно на примере этой страны показали, как этот первый этап строительных работ влияет в дальнейшем на все строительство, в первую очередь, на его стоимость, строки и безопасность. Но заодно и много интересных фактов про строительный комплекс Африки раскопали.

Список беднейших государств, подготовленный ООН, включает 49 стран, из которых 33 находятся в Африке. Прямые иностранные инвестиции в экономику африканских государств пока составляют лишь 3% от общемировых. Проблем на этом континенте слишком много. Это и зашкаливающий уровень бедности, и правительственная коррупция, и авторитарность власти, и ущемление гражданских прав населения, и разрушенные городские системы, и отсутствие необходимых объектов инфраструктуры, не говоря уже о бесконечных переворотах, вооруженных конфликтах, этнической и религиозной розни, геноциде и, соответственно, голоде, болезнях и преступности .

Однако в жизни Африки намечаются и положительные моменты, в том числе в области строительства. Этот континент богат полезными ископаемыми, сельскохозяйственными ресурсами, туристическими объектами и нуждается в строительстве автомобильных и железных дорог, сетей связи, промышленных предприятий, ирригационных сетей, жилья, гостиниц, плотин, электростанций и т.д. Сегодня некоторые африканские государства даже могут составить конкуренцию развитым странам в области строительных технологий. В течение 1970–2016 гг. годовой оборот строительной отрасли вырос на континенте в 21 раз при среднегодовом приросте 6,8% (или 4,2% в постоянных ценах). Минимум был в 1970 году (6,1 млрд USD), максимум – в 2014 году (140,4 млрд USD) [6]. Более развитыми в этом отношении являются страны, богатые нефтью и газом, ЮАР и североафриканский регион.

Как отмечает директор Центра исследований экономики стран Африки Оксфордского университета профессор Пол Коллиер, Африка имеет большие перспективы с точки зрения иностранных инвестиций, особенно при участии Международного совета по урегулированию споров. Уже сейчас различного рода проекты постепенно меняют континент. Наиболее активны китайские вложения. Китай финансирует и осуществляет десятки проектов по всей Африке, в том числе транспортных, строительных и энергетических (китайские инвестиции составили уже почти триллион долларов).

Промышленный и строительный рынок Африки осваивают и русские компании. Наиболее крупными проектами являются промышленная зона рядом с г. Порт-Саидом и атомная электростанция вместе с заводом по опреснению морской воды «Эль-Дабаа» в Египте, на возведение которых уйдут десятки миллиардов долларов.

При этом, как отметили В.М. Улицкий, А.Г. Шашкин и К.Г. Шашкин [16], «небоскреб – он и в Африке небоскреб». И особенности его проектирования и строительства диктуют местные грунтовые условия.

В 1992 –2000 годах в африканской части Египта в городе Медина-Ситтат-Октобер (им. Шестого Октября) недалеко от г. Каира велось строительство крупнейшего в этой стране медиа-информационного комплекса зданий и сооружений Egyptian Media Production City (EMPC). В него вошли киностудии, теле- и видеостудии, киносъемочные павильоны и открытые площадки, мастерские, рекреационные и туристические объекты, электростанция, банк, резервуары с водой и пр.

Ничто не предвещало проблем, пока не начались земляные работы.

Слой песчаника во многих местах был встречен строителями на меньшей глубине, чем предполагалось. Более того, он оказался крепче по сравнению с тем, что было указано в отчете. Это должно было привести к перерасходам и задержкам при рытье котлованов (поскольку удельная стоимость выемки грунта в песчанике значительно выше, чем в песке).

Основной причиной возникновения проблемы был недостаточный объем первоначальных изысканий, в процессе которых было пробурено только по одной скважине на каждые 785 кв. м, в то время как согласно египетским стандартам по механике грунтов, проектированию и строительству фундаментов должно было быть пройдено не менее одной скважины для строительства каждого объекта рассмотренных типов (площадью в плане 300–500 кв. м), то есть должно было быть пробурено 132–220 скважин, а не 84. Хотели сэкономить, а вышло как всегда - инвестор значительно переплатил за работы. Кроме того, общая задержка строительства составила около 6 месяцев.

Подобные проблемы не редкость и в нашей стране.

Подробнее об этой и других проблемах инвесторов, связанных с инженерными изысканиями для строительства в нашей стране и за рубежом читайте в электронном журнале "ГеоИнфо" (www.geoinfo.ru).