Найти тему
Грёзы Белого Лебедя

Ещё раз про любовь

(несомненно это спойлер!)

То, что мир изменился, уже давно понятно всем: не случайно даже в речи участников "Дома-2" появилось слово геолокация, которое в силу его структурной сложности, в их высказываниях трудно было себе представить. А всё благодаря чему - благодаря смартфону и прочим штучкам-дрючкам. Сегодня человека окружают не просто электронные игрушки, мы постепенно погружаемся в мир умных вещей, мир Интернета вещей. Но то, что происходит в фильме Джонса Спайка "Она" очень сильно переходит эти грани, это просто фантастика, причём во всех смыслах. Как говорится, удивительное рядом, стоит только протянуть руку или ухо, желающее слушать, ибо писать и даже печатать ничего уже не нужно. Герой фильма Теодор занимается весьма своеобразным трудом: он пишет заказные любовные письма чужим людям, причём иногда совершенно незнакомым, имеет и постоянных клиентов. Он выступает таким выразителем чужих чувств за деньги. Значит, эти чувства, которые он передаёт на бумаге, не являются реальными, поскольку их носители безмолвствуют.

Ничего нового в этом нет, как нет и нового в том, что люди начинают использовать Интернет как форму эскапизма и даже близость тел переносят в фразы, когда всем "хорошо", но никому не нужно куда-то ехать, что-то делать и к кому-то прикасаться, всё делает приложение, соединяющее совершенно незнакомых людей, не испытывающих друг к другу даже еле ощутимой симпатии. Но фильм предлагает нечто совершенно новое, а что если однажды появится такой высокий интеллект, который сможет затмить нам образ реального человека? Иными словами, сможем ли мы влюбиться в робота, не просто совершенного носителя знаний, а идеального подобия человека, точнее, даже выше этого человека, по крайней мере удобнее - надоел, можешь выключить кнопочку, приспособить под себя.

И вроде бы банальное сочетание человека и куклы, одухотворённой с помощью цифровых технологий. Но дело в том, что операционная система, назвавшая себя Самантой, для меня лично выступает не метафорой симбиоза человека и техники, а как ни странно аллегорией любви настоящей. Конечно, если раньше наше искусство задумывалось над тем, умеют ли любить крестьянки, то сейчас оно задаётся иными вопросами - может ли полюбить кого-то операционная система. Это в фильме есть, но не оно главное... поскольку уж слишком реален образ любимой Теодора Саманты, поскольку реальна, как ни странно, их любовь. В ней слишком много человеческого, точнее, человеческое всё. Теодор любит отнюдь не суррогат, ибо Саманта далеко не идеал, да она умна, обаятельна, хороший и понимающий друг, но тем не менее, её невозможно потрогать и даже увидеть, и это отсутствие реального облика лишает её визуального очарования. Можно было бы сказать, что Теодор любит голос, живущий в его голове изо дня в день. Однако же этот голос слишком далёк от самого Теодора, от женской части его мужской души, словом самость его не назовешь. Подобное происходит потому, что Саманта - проявление реальности, она наделена уникальными качествами, отделяющими её от идеала. Она может грубить, говорить глупости, обижаться и даже канючить. Более того, в определённый момент она может не только предать, но и уйти. Поэтому хотя Теодор и заполняет пустоту отсутствия телесной части возлюблённой внешними проявлениями реального мира, то смотря на огонь плиты, то разглядывая летающие на солнце пылинки, он внутренне всё же ощущает её присутствие, боль от определённых её поступков. Получается, что роман Теодора не так уж воображаем с самого начала. Если после первой близости Теодор пугается возникших у него по отношению к Саманте обязательств, то позднее решается на те шаги, которые без Саманты не осуществил бы. Он совершает то главное, чего не решался делать до Саманты и что по сути было его истинными желаниями, именно любовь раскрыла в нём это. Он лишается страха и посредством Саманты получает главный подарок любви - рукопись его книги в бумажном варианте на мелованной бумаге. Это уже не просто письма чужим людям, а собранное в едино произведение. Любовь позволяет Теодору раскрыться как личности. Более того, утрата Саманты толкает его в реальность, в осознание ценности пережитого опыта, в понимание того, как преображает нас это чувство.

Конечно, фильм Джонса Спайка и о тотальном одиночестве, и о симбиозе физиков и лириков (цифровых систем и живого человека), о том, что всё вокруг нас есть материя, что мы сами часто разрушаем свой мир своей же глупостью, о том, как нам будет житься в эру симулякров. Но всё же любовь Теодора к операционной системе выступает вовсе не как отображение чего-то туповатого и патологичного, поскольку она является любовью. Иными словами, любовь это то, что выступает естественным проявлением жизни. И здесь обращает на себя внимание ещё одна деталь: в русском переводе фильм называется "Она", что создаёт обобщение, когда образ толи Саманты, толи любви выступает как нечто широкое, доступное каждому и встречающееся везде - типичное. В то же время правильнее было бы перевести название как "Её". И акцент полностью сместится - речь уже будет идти о принадлежности, указании на соотнесённость с другим, а точнее, другой. Именно поэтому мне кажется, что одним из лейтмотивов фильма является это щемящее ощущение собственной нужности кому-то. Есть такие старые, как мир слова, мы все не можем обойтись без кого-то, но без нас каждый может легко обойтись. Да, даже если мы умрём, нас не станет, другие дальше продолжат жить без нас... и вполне возможно, что и хорошо, просто пронося в своей душе след нашей любви. Но между тем, мы все так остро нуждаемся друг в друге, в другом, пусть и не являемся для него идеальным. То есть так хочется быть кому-то нужным, хочется быть необходимым... и чтобы каждый вечер "над крышами загоралась хоть одна звезда" - ведь она тоже светит для кого-то (чего-то). Человеку сложно быть человеком, если он ничей... Так нужен отклик из пространства, не случайно мы обращаемся к компьютерной программе "Привет, Алиса!"...И обозначаем свою геолокацию в пространстве другого. - Ты где? - Я рядом! - Это хорошо!