Китайское правительство заставляет банки массово выдавать кредиты на аренду жилья, фактически субсидируя проживание людей в домах, которые они не могут себе позволить. Это всё больше напоминает ситуацию 2008 года в США, когда чрезмерная накачка населения жилищными кредитами запустила мировой финансовый кризис:
http://investinginchinesestocks.blogspot.com/2018/06/the-final-stage-china-copies-us-housing.html
В США пузырь плохих ипотечных долгов начал формироваться в президентство Билла Клинтона. В 1994 году было принято дополнение к закону Community Reinvestment Act (CRA) от 1977 года. Этот закон требовал выдавать кредиты всем категориям населения, в том числе с низкими доходами, однако банки находили пути, чтобы игнорировать эти требования. При Клинтоне всё поменялось: выполнение CRA стало условием для одобрения финансовыми властями сделок по слиянию банков и расширению бизнеса за границы штата.
При президенте Буше-младшем в 2000-х годах эта политика была продолжена — ипотечные кредиты раздавались направо и налево, так что порою даже безработные и не имеющие никаких доходов люди легко могли заполучить себе новое комфортное жильё. Это привело к так называемому кризису субстандартной ипотеки (subprime mortgage crisis) — пузырь плохих долгов лопнул, а вместе с ним и многие банки, выдававшие безнадёжные кредиты.
Нечто подобное происходит в данный момент в Китае в сфере аренды жилья. Недавно, из-за резкого удорожания цен на аренду в городах, китайское правительство обратилось к крупнейшим банкам, которые в ответ пообещали потратить 3 триллиона юаней (467 миллиардов долларов) на арендные кредиты. Это просто колоссальная цифра, с учётом того, что общий объём арендного рынка в Китае составил в прошлом году лишь 1,3 триллиона юаней.
На практике, чтобы выполнить требования правительства, крупные банки, например Китайский строительный банк (China Construction Bank, CCB) выдают арендные кредиты по сверхнизким ставкам на очень длительный срок. Часто это работает так: владельцы жилья сдают его банку, а тот уже сдаёт недвижимость клиентам, субсидируя их проживание за счёт низких ставок и долгосрочности кредита.
Нет нужды говорить, что данные затраты со стороны банков приводят к накоплению значительных финансовых потерь, которые ничем не компенсируются. Причём если в США в случае неплатёжеспособности клиента, по крайней мере, банки получали в собственность недвижимость, на которую был выдан кредит, то в случае арендного кредитования они не получат вообще ничего.
С одной стороны можно порадоваться за китайцев, которым обеспечивают такую субсидию, но с другой стороны, ситуация действительно по сути похожа на то, что было в США как раз перед кризисом 2008 года.
Если бы китайские власти честно сказали, что это — субсидия, то было бы гораздо лучше. А так, получается, что власти своими действиями подталкивают госбанки (которым население доверяет!) переупаковывать токсичные кредиты и продавать их в виде инвестиционных инструментов инвесторам. Получается, что государство как бы хочет и субсидию населению дать, но и сделать так, чтобы из бюджета за неё не платить. Это можно сделать, но что потом делать с ситуацией, когда инвесторы (тоже китайские граждане, которые честно пытались купить в госбанке инвестиционные инструменты) перестанут доверять госбанкам, которые их фактически обманули, причем обманули изначально, зная что это токсичные инвестиции?
Возможно, более адекватной мерой было бы стимулирование предложения на рынке недвижимости. Это в равной степени относится и к России. Если уж государство желает помочь гражданам с жильём, то правильный способ — это построить (и потом сдавать или продать) само жильё. А попытки как-то «надавить» на рынок с использованием банков и финансового инжиниринга всегда заканчиваются плохо, независимо от страны.