26 июня 2008 года был принят Федеральный Закон N 102-ФЗ «Об обеспе-
чении единства измерений», согласно которому все измерительные прибо-
ры подлежат поверке.
Поверка – это обязательная процедура, позволяющая понять: правильно
ли работает прибор учета, соответствует ли он техническим требованиям.
Проводится поверка Государственной метрологической службой или любой
другой организацией, у которой есть специальная аккредитация.
Поверка прибора имеет принципиальное отличие от проверки. Как
указано выше, поверка прибора представляет собой комплекс действий по
определению метрологических характеристик поверяемого прибора, т.е.
соответствие заявленному в паспорте классу точности, быстродействию и
др., то есть правильно/неправильно работает прибор учета, в то время как
проверка прибора представляет собой только определение работоспособно-
сти, то есть работает/не работает.
Поверка бывает первичная, периодическая, внеплановая.
• Первичная поверка – поверка, выполняемая на заводе-изготовителе
до ввода в эксплуатацию средства измерения или после его ремонта.
• Периодическая поверка – поверка средств измерений, находящихся
в эксплуатации или на хранении, выполняемая через установленные
межповерочные интервалы времени.
• Внеочередная поверка – проводится, если собственник, например,
потерял паспорт или прибор явно неправильно работает.
Межповерочный интервал – это интервал времени, через который
необходимо произвести поверку прибора, в противном случае прибор будет
считаться нерабочим, а его показания нельзя принимать для расчета.
Правительством Российской Федерации в Постановлении от 20 апреля
2010 г. № 250 установлен перечень средств измерений, поверка которых
осуществляется в установленном порядке только аккредитованными в об-
ласти обеспечения единства измерений государственными региональными
центрами метрологии.
Средства измерений, применяемые при расчете оплаты коммунальных
услуг гражданами (то есть наши квартирные счетчики ГВС, ХВС, электро-
энергии), входят в этот перечень.
Поверка электросчетчиков
Для каждого вида электрического счетчика устанавливается свой опре-
деленный временной (межповерочный) интервал, в течение которого его
показания признаются правильными и действительными:
– для механических индукционных приборов с дисками этот срок со-
ставляет не более восьми лет;
– для современного электронного счетчика в зависимости от модели –
до 16 лет.
Периодичность поверки электросчетчиков (межповерочный интервал)
приводится в техническом паспорте на электросчетчик. Первый межпо-
верочный интервал исчисляется с даты проведения первичной поверки
при выпуске из производства, а не с момента покупки прибора!!! Поэтому,
приобретать счетчик впрок не имеет никакого смысла.
При проведении поверки метрологической службой либо делается от-
метка в паспорте прибора, либо выписывается свидетельство о поверке.
Для каждого прибора измерения электроэнергии характерна принад-
лежность к тому или иному классу точности. Класс точности является
максимально допустимой величиной отклонения в показаниях электро-
счетчика от реальной цифры потребляемой энергии. К примеру, если класс
точности соответствует двум, то при потребляемой электроэнергии в 100
Вт, счетчик может насчитывать от 98 до 102 Вт. И это будет считаться нор-
мой именно для данного прибора.
До 1996 года однофазные электрические счетчики выпускались с клас-
сом точности до 2,5, но после выхода ГОСТа 6570-96 счетчики стали выпу-
скать с более высоким классом точности – 2,0.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О
функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и
(или) частичном ограничении режима потребления электрической энер-
гии» учёт потребляемой гражданами электрической энергии должен произ-
водиться только электросчетчиками класса точности 2,0 и выше.
Согласно ГОСТу 6570-96, срок эксплуатации однофазных счетчиков
электроэнергии класса точности 2,5 ограничен первым межповерочным
интервалом, и с 01.10.2000 запрещено производить их поверку, как несоот-
ветствующим требованиям стандарта.
Следовательно, электросчетчики класса точности 2,5 с истекшим сроком
межповерочного интервала не поверяются, а подлежат замене.
ПОМНИТЕ!
Электросчетчик – это ваша собственность, документы на данный
измерительный прибор должны храниться у вас со всеми необходимы-
ми отметками о проведении периодических поверок.
Если вы не можете доказать, что межповерочный интервал вашего
электросчетчика еще не истек, то управляющая компания правомер-
но может считать данный прибор учета непригодным для использо-
вания, и вам либо придется производить поверку, либо приобретать и
устанавливать новый электросчетчик.
Поверка водяных счетчиков
Водяной счетчик имеет технический паспорт, в котором прописаны его
технические характеристики и указан межповерочный интервал. Обяза-
тельная поверка приборов учета для горячей воды проводится через 4-5
лет, для водосчетчиков холодной воды – через 5-6 лет. Объясняется это тем,
что высокие температуры оказывают большую нагрузку на счетчик воды и,
соответственно, во избежание искажений в показаниях метрологическая
поверка счетчиков горячей воды должна проводиться чаще. Первый межпо-
верочный интервал исчисляется с даты проведения первичной поверки при
выпуске из производства.
Ранее механизм тестирования водомеров был не совсем удобным, так как
приходилось снимать прибор и отправлять в метрологическую лабораторию.
Это создавало значительные неудобства, и во многих случаях вынуждало
пользователей переплачивать. При этом стоимость такой поверки была сопо-
ставима с покупкой и установкой нового прибора учета. Поэтому пользовате-
ли поверку водяных счетчиков не проводили, а просто меняли водомеры.
В настоящее время механизм контроля упрощен, поверка счетчиков
проводится без его снятия. В этом случае метролог-поверитель проводит
необходимое тестирование прямо на месте установки счетчика. Стоимость
такой услуги составляет 300-500 руб. за поверку одного прибора учета. В
настоящее время на рынке этих услуг некоторые компании предлагают
бесплатное проведение поверки в случае ее отрицательных результатов (то
есть прибор учета придется менять).
Повторно напоминаем, поверку могут проводить только фирмы, кото-
рые прошли аккредитацию и располагают пакетом разрешительных доку-
ментов.
Для подтверждения качества выполнения работ такая фирма обязана
предоставить своим клиентам аттестат аккредитации.
При положительном результате поверки прибора учета выдается «Сви-
детельство о поверке» установленного образца либо делается соответству-
ющая запись в паспорте прибора учета.
ВАЖНО!
В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуа-
тацию индивидуального прибора учета, а также истечения срока его
эксплуатации, плата за коммунальную услугу, начиная с даты, когда
прибор вышел из строя (а если дату установить невозможно – то
начиная с месяца, когда это произошло), до даты, когда был возобнов-
лен учет работоспособным прибором учета, определяется, исходя из
рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального
ресурса потребителем. Среднемесячный объем потребления комму-
нального ресурса определяется по показаниям индивидуального прибо-
ра учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора
учета составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы
прибора учета, но не менее 3 месяцев.
Прибор учета считается вышедшим из строя, когда:
• результаты его измерения не отображаются;
• нарушены контрольные пломбы;
• прибор имеет механические повреждения;
• погрешность показаний прибора учета превышает допустимые значе-
ния;
• истек межповерочный интервал.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал.