Найти в Дзене
Правда ЖКХ

СЧЕТЧИКИ Срок службы. За чей счет установка? Как провести поверку прибора учета?

26 июня 2008 года был принят Федеральный Закон N 102-ФЗ «Об обеспе- чении единства измерений», согласно которому все измерительные прибо- ры подлежат поверке. Поверка – это обязательная процедура, позволяющая понять: правильно ли работает прибор учета, соответствует ли он техническим требованиям. Проводится поверка Государственной метрологической службой или любой другой организацией, у которой есть специальная аккредитация. Поверка прибора имеет принципиальное отличие от проверки. Как указано выше, поверка прибора представляет собой комплекс действий по определению метрологических характеристик поверяемого прибора, т.е. соответствие заявленному в паспорте классу точности, быстродействию и др., то есть правильно/неправильно работает прибор учета, в то время как проверка прибора представляет собой только определение работоспособно- сти, то есть работает/не работает. Поверка бывает первичная, периодическая, внеплановая. • Первичная поверка – поверка, выполняемая на заводе-изго

26 июня 2008 года был принят Федеральный Закон N 102-ФЗ «Об обеспе-

чении единства измерений», согласно которому все измерительные прибо-

ры подлежат поверке.

Поверка – это обязательная процедура, позволяющая понять: правильно

ли работает прибор учета, соответствует ли он техническим требованиям.

Проводится поверка Государственной метрологической службой или любой

другой организацией, у которой есть специальная аккредитация.

Поверка прибора имеет принципиальное отличие от проверки. Как

указано выше, поверка прибора представляет собой комплекс действий по

определению метрологических характеристик поверяемого прибора, т.е.

соответствие заявленному в паспорте классу точности, быстродействию и

др., то есть правильно/неправильно работает прибор учета, в то время как

проверка прибора представляет собой только определение работоспособно-

сти, то есть работает/не работает.

Поверка бывает первичная, периодическая, внеплановая.

• Первичная поверка – поверка, выполняемая на заводе-изготовителе

до ввода в эксплуатацию средства измерения или после его ремонта.

• Периодическая поверка – поверка средств измерений, находящихся

в эксплуатации или на хранении, выполняемая через установленные

межповерочные интервалы времени.

• Внеочередная поверка – проводится, если собственник, например,

потерял паспорт или прибор явно неправильно работает.

Межповерочный интервал – это интервал времени, через который

необходимо произвести поверку прибора, в противном случае прибор будет

считаться нерабочим, а его показания нельзя принимать для расчета.

Правительством Российской Федерации в Постановлении от 20 апреля

2010 г. № 250 установлен перечень средств измерений, поверка которых

осуществляется в установленном порядке только аккредитованными в об-

ласти обеспечения единства измерений государственными региональными

центрами метрологии.

Средства измерений, применяемые при расчете оплаты коммунальных

услуг гражданами (то есть наши квартирные счетчики ГВС, ХВС, электро-

энергии), входят в этот перечень.

Поверка электросчетчиков

Для каждого вида электрического счетчика устанавливается свой опре-

деленный временной (межповерочный) интервал, в течение которого его

показания признаются правильными и действительными:

– для механических индукционных приборов с дисками этот срок со-

ставляет не более восьми лет;

– для современного электронного счетчика в зависимости от модели –

до 16 лет.

Периодичность поверки электросчетчиков (межповерочный интервал)

приводится в техническом паспорте на электросчетчик. Первый межпо-

верочный интервал исчисляется с даты проведения первичной поверки

при выпуске из производства, а не с момента покупки прибора!!! Поэтому,

приобретать счетчик впрок не имеет никакого смысла.

При проведении поверки метрологической службой либо делается от-

метка в паспорте прибора, либо выписывается свидетельство о поверке.

Для каждого прибора измерения электроэнергии характерна принад-

лежность к тому или иному классу точности. Класс точности является

максимально допустимой величиной отклонения в показаниях электро-

счетчика от реальной цифры потребляемой энергии. К примеру, если класс

точности соответствует двум, то при потребляемой электроэнергии в 100

Вт, счетчик может насчитывать от 98 до 102 Вт. И это будет считаться нор-

мой именно для данного прибора.

До 1996 года однофазные электрические счетчики выпускались с клас-

сом точности до 2,5, но после выхода ГОСТа 6570-96 счетчики стали выпу-

скать с более высоким классом точности – 2,0.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О

функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и

(или) частичном ограничении режима потребления электрической энер-

гии» учёт потребляемой гражданами электрической энергии должен произ-

водиться только электросчетчиками класса точности 2,0 и выше.

Согласно ГОСТу 6570-96, срок эксплуатации однофазных счетчиков

электроэнергии класса точности 2,5 ограничен первым межповерочным

интервалом, и с 01.10.2000 запрещено производить их поверку, как несоот-

ветствующим требованиям стандарта.

Следовательно, электросчетчики класса точности 2,5 с истекшим сроком

межповерочного интервала не поверяются, а подлежат замене.

ПОМНИТЕ!

Электросчетчик – это ваша собственность, документы на данный

измерительный прибор должны храниться у вас со всеми необходимы-

ми отметками о проведении периодических поверок.

Если вы не можете доказать, что межповерочный интервал вашего

электросчетчика еще не истек, то управляющая компания правомер-

но может считать данный прибор учета непригодным для использо-

вания, и вам либо придется производить поверку, либо приобретать и

устанавливать новый электросчетчик.

Поверка водяных счетчиков

Водяной счетчик имеет технический паспорт, в котором прописаны его

технические характеристики и указан межповерочный интервал. Обяза-

тельная поверка приборов учета для горячей воды проводится через 4-5

лет, для водосчетчиков холодной воды – через 5-6 лет. Объясняется это тем,

что высокие температуры оказывают большую нагрузку на счетчик воды и,

соответственно, во избежание искажений в показаниях метрологическая

поверка счетчиков горячей воды должна проводиться чаще. Первый межпо-

верочный интервал исчисляется с даты проведения первичной поверки при

выпуске из производства.

Ранее механизм тестирования водомеров был не совсем удобным, так как

приходилось снимать прибор и отправлять в метрологическую лабораторию.

Это создавало значительные неудобства, и во многих случаях вынуждало

пользователей переплачивать. При этом стоимость такой поверки была сопо-

ставима с покупкой и установкой нового прибора учета. Поэтому пользовате-

ли поверку водяных счетчиков не проводили, а просто меняли водомеры.

В настоящее время механизм контроля упрощен, поверка счетчиков

проводится без его снятия. В этом случае метролог-поверитель проводит

необходимое тестирование прямо на месте установки счетчика. Стоимость

такой услуги составляет 300-500 руб. за поверку одного прибора учета. В

настоящее время на рынке этих услуг некоторые компании предлагают

бесплатное проведение поверки в случае ее отрицательных результатов (то

есть прибор учета придется менять).

Повторно напоминаем, поверку могут проводить только фирмы, кото-

рые прошли аккредитацию и располагают пакетом разрешительных доку-

ментов.

Для подтверждения качества выполнения работ такая фирма обязана

предоставить своим клиентам аттестат аккредитации.

При положительном результате поверки прибора учета выдается «Сви-

детельство о поверке» установленного образца либо делается соответству-

ющая запись в паспорте прибора учета.

ВАЖНО!

В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуа-

тацию индивидуального прибора учета, а также истечения срока его

эксплуатации, плата за коммунальную услугу, начиная с даты, когда

прибор вышел из строя (а если дату установить невозможно – то

начиная с месяца, когда это произошло), до даты, когда был возобнов-

лен учет работоспособным прибором учета, определяется, исходя из

рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального

ресурса потребителем. Среднемесячный объем потребления комму-

нального ресурса определяется по показаниям индивидуального прибо-

ра учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора

учета составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы

прибора учета, но не менее 3 месяцев.

Прибор учета считается вышедшим из строя, когда:

• результаты его измерения не отображаются;

• нарушены контрольные пломбы;

• прибор имеет механические повреждения;

• погрешность показаний прибора учета превышает допустимые значе-

ния;

• истек межповерочный интервал.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал.