У конференции Bethesda немало общего с шоу Devolver: они деконструируют шаблоны выступлений на E3 и срежиссированы скорее как ироничное телешоу, чем как набор выступлений и презентаций. Разница в том, что стендапы Devolver прямо и жестко издеваются над крупными издателями, а стендапы Bethesda нарочито, неловко и очень настойчиво разрушают стену между крупными издателями и геймерами – компания отчаянно навязывается аудитории в друзья. Судя по позитивным комментариям в соцсетям, Bethesda это удалось.
Поэтому выбор ведущих для пре-шоу и ролик о компании в начале конференции – не столько отработка темы инклюзивности, сколько крик: смотрите, мы такие же как вы, с татушками и лишним весом, молодые и старые, мы тоже угораем по мемасикам о Тодде Говарде, мы плохо умеем говорить со сцены и забываем слова, зато делаем отличные игры и очень сильно их любим.
Такой подход интересен, потому что ну кто из издателей может похвастаться лояльностью именно к бренду компании, ко всей ее линейке в целом, а не к отдельным играм? Nintendo. Blizzard. Возможно, Sony. Но “фанаты Electronic Arts” или “фанаты Ubisoft” – это уже оксюморон. “Фанаты Bethesda” (при всем негативе в адрес “неправильных Fallout” и при всех вопросах к Питу Хайнсу – главному спикеру от Bethesda) – пожалуй, нет.
Минус здесь в том, что конференция превратилась в фансервис, что компания сделала что-то по каждому бренду и не забыла об этом упомянуть. Пока речь шла о сетевых дополнениях к Prey и Wolfenstein, об успехах Quake Champions, карточной The Elder Scrolls и The Elder Scrolls Online, об очередных VR-опытах, и обязательно многословно, с трехэтажными похвалами в адрес фанатов, хотелось нажать конференции на быструю перемотку. Анонс Skyrim для умных колонок Amazon Alexa, конечно, был великолепен (и вдвойне великолепен тем, что игра действительно существует ), но это классная шутка для своих без практической пользы.
Предыдущие конференции Bethesda были лаконичны и убийственны: они били тремя-четырьмя анонсами словно выстрелами из дробовика в упор. Четко, понятно, круто. В новом формате все иначе: Bethesda обнимает игрока, нашептывает что-то на ухо и медленно затягивает удавку на шее. Если демонстрация Rage 2 была вполне исчерпывающей, то по Fallout 76 игрокам накидали немало разрозненных фактов, которые никак не складываются в общую картину, в анонсе Doom Eternal ограничились трейлером без геймплея, а по Starfield и The Elder Scrolls VI – и вовсе логотипом на фоне короткого тизера.
Последние два анонса мне показались поначалу странными: зачем так рано анонсировать игру, по которой не готово вообще ничего? Более того, несколько лет назад та же Bethesda хвасталась, что перешла на новую модель продвижения игр с Fallout 4: анонсировать на E3 почти готовый продукт и выпустить осенью того же года. Зачем же так быстро отказываться от нее? А помните, как еще недавно именно Bethesda хвасталась тем, что поддерживает однопользовательские игры, снимала классные ролики об этом? Почему же тогда на этой E3 именно у Bethesda так много игр, сфокусированных на онлайне? А еще мобильная The Elder Scrolls с графикой “как на консолях”, где можно в подземелья рубить монстров, проводя пальцем по экрану, – серьезно? Но если объединить все эти вопросы в одну жирную претензию, выходит вот как: если бы Bethesda не подтвердила этими логотипами свою четкую приверженность к большим сингловым играм, то фанаты могли и разозлиться. Зато теперь они спокойны, тихо и мирно изучают горы из тизера The Elder Scrolls VI, чтобы опознать континтент. В отличие от Electronic Arts (не догадавшейся сбалансировать как-то анонс мобильной C&C хотя бы логотипом C&C нормальной), в Bethesda умеют разговаривать с людьми.
Хотя, если считать в штуках, Electronic Arts показала столько же или даже больше потенциально хороших игр, и сделала это лучше. Даже если вынести за скобки FIFA, та же Anthem (при всех вопросах к игре) понятнее, чем Fallout 76, Battlefield V – чем Rage 2. Но Bethesda так нежно обняла каждого фаната, даже через трансляцию на Твиче, что вряд ли это кого-то волнует, – люди уже бегут предзаказывать коллекционную версию Fallout 76 со шлемом от силовой брони или Rage 2 с настоящей головой монстра.
Больше текстов – на сайте "Страны Игр".