Вечером минувшей среды для любителей авангардной музыки прошел грандиозный performance-проект «Концерт над городом: исследование» в рамках первого ростовского музыкального фестиваля «МОСТ». Гостей в прямо смысле пригласили побывать «над городом» — на крышу галереи «Астор». А в качестве плейлиста вечера предложили неожиданную коллаборацию ансамбля современной музыки InEnsemble и артистов Ростовского академического симфонического оркестра, электроники и вокала. И все это в сопровождении танцевальных этюдов от проекта «Позиция», видеопроекций от «Лаборатории L³» и атмосферы выставки скульптур ростовской художницы Маши БОГОРАЗ.
Корреспонденты «РИНХбурга» тоже сходили на перфоманс, чтобы рассказать, а главное показать, что происходило на крыше после заката и как выглядит авангард по-ростовски.
Так как перед нами стоит непростая задача – рассказать об авангардной музыке, – во время нашего описания будут встречаться комментарии непосредственных участников шоу: режиссера Георгия МАНСУРОВА, клавишницы ансамбля InEnsemble Раи ПОТАПКИНОЙ и пресс-секретаря Ростовской филармонии Екатерины ЛЯХОВОЙ.
1 НЕ НАЧАЛО
Космос. Огонь. Нельзя понять, когда именно ты услышал музыку вокруг себя. Но ты явно чувствуешь ее присутствие. Незнакомое и давяще странное присутствие. Сначала это интригует, потом приедается. Ты хочешь услышать больше, развитие. Но вместо этого слышишь все те же несколько сменяющих друг друга нот. Люди вокруг хихикают. Еще не поняли, что уже нельзя, что уже все серьезно.
По обе стороны сцены по очереди начинают появляться девушки в черном. Они тяжелыми уставшими шагами направляются в центр действа, чтобы выполнить свою миссию – положить ветвь на землю. Чем-то это походило на возложение цветов на могилу. До тех пор пока из этих веток не начал складываться узор, издали напоминающий звезду. Или снежинку. Или костер. Теперь понятно, почему на мониторе — космос. И огонь. Все вместе.
Люди завороженно смотрят на этих девушек. Сначала это интригует, потом приедается
Вот в монотонном музыкальном фоне начинают появляться новые оттенки. Это звук скрипичных. Они как будто пытаются пробить мощную броню «фона» и вырваться наружу, зазвучав в полный голос. Каждая попытка заканчивается поражением, и волны скрипичной музыки откатываются назад, но лишь для того, чтобы ударить с новой силой. Вдруг тишина. Абсолютная. Даже зрители притихли от неожиданности. Они оглядываются по сторонам в поисках неисправности, из-за которой исчез звук. Но это часть шоу. И их реакция, думаю, тоже.
Теперь эстафету девушек с ветвями подхватывают музыканты. Они нерасторопно выходят на «сцену». В руках у каждого свой инструмент, надежно спрятанный и покоящийся в кофре. Медленно и расслабленно они достают орудие из защитной раковины и начинают протирать его. В голове каша и неразбериха. Может я пришел рано? Может сейчас только репетиция? Тишина тем временем сменяется пением а капелла. Мелодия и настроение уводили мысли далеко от «Астора», в ближайшую церковь, где хор начинал новый стих службы во славу Бога.
– Скажите зрителям, пусть садятся на свободные места, — как будто в тумане, но на самом деле рядом со мной, говорит одна из организаторов другой.
– Заплатили за билеты деньги и уходят, эх… — отвечает та.
Но внимание — снова к алтарю, где девушки уже собрали символ из веток. Теперь и музыканты, уподобившись им, складывают инструменты в центр, как будто на жертвоприношении. Дикость! Складывать инструменты вот так?!
Но сзади показалось очертания большой пирамиды, деревянного ящика, который не спеша выносили двое. Содержимое «гробика» сразу стало всеобщей интригой. Но как на зло все двигались очень медленно, не удовлетворяя интерес публики.
В ящике оказался великан-контрабас, эффектно появившийся в самом конце, как царь инструментов
«Здесь много всего творится, чего нет в жизни. Лично для меня — это исследование, самосозерцание. Интересно посмотреть, как я и мои друзья реагируем на те или иные события, эмоции, – поделилась с нами клавишница ансамбля InEnsemble Рая ПОТАПКИНА. – Люди, которые давно нас слушают, понимали, куда они шли. Это не самый авангардный концерт, бывает и понеобычнее»
2 ВМЕСТЕ ВЫСТРАИВАЕМ ЗВУКОВУЮ СИТУАЦИЮ
Снова тишина. Инструменты одиноко лежат у «алтаря». Все артисты уселись в большой полукруг напротив зрителей. Только теперь кажется, что и те и другие готовы по-настоящему начать концерт. Неловкое молчание нарушает парень невысокого роста. Он выходит в центр и садится за пюпитр с какими-то листами. Снова тишина.
Он медленно встает, поднимая первый листок. «Вместе выстраиваем звук соль, тихий», — говорит он в микрофон и все музыканты, чье орудие не стало жертвой алтаря, повинуются и начинают играть соль. «Добавляем второй звук – ля, тихий», — снова командует парень, показывая при этом публике непонятные иллюстрации, как в кабинете психолога. Все подчиняются его указаниям. «Постепенно звук слабеет, почти не слышен», — шепчет парень, показывая очередную иллюстрацию. «Тишина», — говорит он и все резко утихают. Давящая тишина была некомфортна. Ее нарушил музыкант, который решил забрать с жертвенника свое орудие и показать миру в лице собравшихся, как оно звучит.
Так повторялось снова. Звуки были то слабыми и еле слышными, то громкими и удушающими. Они забивались, как песок, всюду и от них никуда нельзя было скрыться. «Вместе выстраиваем звуковую ситуацию», — в пятнадцатый раз повторил парень. И звуки побежали по крыше, поднимались все выше и опускались на город сонным полотном. Какофония звуков и эмоций.
Классические инструменты резко превращаются в монстров тишины, стараясь заполнить своим звучанием все пространство. И так до команды «Тишина!»
«Мы не хотели ничего доносить до зрителя. Мы хотели пройти какой-то внутренний путь внутри этого перфоманса. И сделать это в присутствии зрителя. Это качественно меняет все, что происходит вокруг. В этом и суть перфоманса», — режиссер «Концерта над городом» Георгий МАНСУРОВ.
3 НЕ КОНЕЦ
Уставший слух уже не хочет думать, что будет ждать его в следующее мгновение. Такое бывает от переизбытка звуков. В это время девушки-танцовщицы разбирали по частям сложенную ими в начале звезду из ветвей и уносили прочь. Музыка, заметив их движения, как будто решила поиграть. Теперь в ней был четкий ритм, а какофония превращалась в мелодию. Неуклюжая, немного в духе латино, она медленно текла сквозь ряды и обволакивала каждого слушателя. Несколько секунд и все танцовщицы растворились за кулисами. А музыканты, не обращая никакого внимания, играли дальше. И эта музыка уводила их далеко от «Астора». Туда, куда даже зрителям, кажется, было не пройти.
В этот момент напряжения не выдерживает наша аппаратура, постоянно теряя фокус. Бедная, она тоже не понимает, что происходит
Парень, руководивший парадом какофонии звуков, срывается с места и начинает трястись в такт музыке, неравномерно, быстрыми, а потом медленными шагами продвигаясь по сцене. Его состояние больше похоже на транс. Он лихорадочно трясется и скачет, завлекая в мир своего состояния других. И они поддаются. Недолго думая, остальные музыканты по очереди присоединяются к нему. Центр сцены превращается в хоровод инструментов. Бал сюрреализма.
Моя техника сходит с ума. И кажется не только она. Мы вместе пытаемся поймать фокус, но тщетно. Все вокруг смешалось. И от чувства непонимания становится плохо. Музыканты чувствуют это и заканчивают плясать, снова разбредаясь по своим местам, а затем и скрываясь за кулисами.
На этом все. Конец. Такой же неожиданный, как и начало. Такой же странный, как и все, что сегодня увидел зритель. Аплодируют не сразу, потому что тишина может быть лишь частью перфоманса. Но когда виджей благодарно кивает публике, все понимают, что концерт закончился. Далее, аплодисменты, непонимающие лица, восторженные лица. Все реагируют по-разному.
Пляски на алтаре чем-то напоминали обрядовые, племенные
«Публика неоднозначно поняла все, что сегодня тут произошло, — поясняет пресс-секретарь филармонии Екатерина ЛЯХОВА. — Наша целевая аудитория поняла смысл перфоманса и хочет видеть такие проекты в будущем чаще. Остальные гости, вероятно, просто предпочитают классические концерты и не готовы к такому проекту»
Уже на выходе, успокоив свои мысли, понимаешь, на сколько разная реакция публики от увиденного. Кто-то от восторга подбегает к музыкантам и благодарит, другие делятся впечатлениями и аллюзиями с друзьями, третьи просто молчат, пытаясь «переварить». Таких мы увидели в лифте, когда спускались с крыши. Это был парень с двумя девушками. На вид наши ровесники.
– Как вам шоу? – спрашиваем у них.
– Как и всем, — сухо отвечает парень. Кажется, мы потревожили только-только успокоившиеся мысли. — Как и всем — непонятно. Что с этим теперь делать?
Вот и мы тоже не знаем.
Елена МЕДВЕДЕВА и Артём ФЕДОРЦОВ (фото) специально для #РИНХбург. Больше фотографий с перфоманса можно увидеть здесь