«Севастополь — то самое Богом избранное место, которому каждое поколение по праву изъясняется в любви и не стесняется говорить комплименты».
Андрей Соболев
Сотрудники журнала «ORGANAIZER» уверены, что каждый севастополец любит свой город всем сердцем. Сегодня мы предлагаем соотечественникам ещё один повод гордиться прекрасным городом-героем!
Севастополь любим не только мы, севастопольцы, но и режиссеры. Да вам не послышалось, именно режиссёры кинолент. Вы, наверное, даже не задумывались над тем сколько фильмов было снято в нашем городе. Более того, первая русская полнометражная кинопостановка снята именно в Севастополе в 1911 году. Это известная картина «Оборона Севастополя», другое её название — «Воскресший Севастополь». Авторы сценария и режиссеры В. Гончаров, А. Ханжонков.
Фильм «72 метра» режиссер Владимир Хотиненко снимал в 2004 году на настоящих базах ВМФ в Североморске, Севастополе, Гаджиеве и Полярном. Драма вышла через четыре года после гибели ста восемнадцати членов экипажа атомной подлодки «Курск». Киноленту В. Хотиненко многие зрители считали экранизацией тех самых событий. Но на самом деле фильм снят по рассказам подводника Александра Покровского. Они были написаны до трагических событий и выходили в сборниках под названиями «Расстрелять!» и «72 метра».
Владимир Хотиненко, режиссёр фильма:
«Мы старались пройти по лезвию бритвы. С одной стороны, не хотелось заступать за территорию ТВ и снимать социальный репортаж. В то же время нельзя было отрывать героев от бытовой среды… На ранней стадии проекта я посмотрел практически все фильмы о подводных лодках, прочитал массу литературы. Когда говорят об аварии на той или иной подлодке, внимание акцентируют на мировых проблемах, всемирных катастрофах, но забывают о конкретных людях, которые сидят в полной темноте, рассказывают анекдоты и ждут, ждут…»
Подлодку «Славянка» изображала настоящая дизельная подлодка «Алроса», на тот момент единственная боевая подлодка Черноморского флота. Где же еще есть в России рассекреченная база подводных лодок, как не в черноморской Балаклаве?! Тем более что сюжетная линия кинокартины отталкивается от современных событий, произошедших именно в Севастополе.
Но внутрь подлодки съёмочную группу не пустили — все сцены в отсеках «Славянки» снимали в павильонах «Мосфильма». Там построили бассейн и сделали копию подлодки из пенопласта.
Естественные гроты Балаклавы, в которые входили воды Черного моря, расширили, углубили, подперли сталью и бетоном. В укрытии размещались ремонтные базы для обслуживания субмарин СССР в годы «холодной войны».
Подлодки выходили из подземелий с двух его скрытых с воздуха и акватории сторон на контроль Черного моря. В случае тревоги могли здесь прятаться. Тут снят не один десяток художественных боевиков, драм, трагедий.
По сюжету фильма на борту оказался всего один исправный дыхательный аппарат. Подобная ситуация случилась в 1983 году на Камчатке с подводной лодкой «К-429» — она затонула по пути на учения. Экипаж решил протестировать погружение, через вентиляцию хлынула вода и лодка легла на дно. После аварии выяснилось, что спасательные средства неисправны, а кислородные баллоны почти все пусты. По неизвестным причинам аварийную тревогу не объявили и поиски не начали. Как и в фильме, на поверхность были отправлены два добровольца, которые сообщили о случившемся, и на третьи сутки из затопленной подлодки спасли 104 человека из 120.
Музыку к фильму написал итальянский композитор Эннио Морриконе. Договаривался с ним сам Владимир Хотиненко — пригласить знаменитого итальянца было его идеей.
Подводниками фильм был принят благосклонно. И всё же режиссёру указали на откровенные ляпы: недопустимо, чтобы во время боевой тревоги оставляли открыты переборочные люки, не соответствуют действительности указания объёма самих люков, никто не имеет права перемещаться из отсека в отсек, двухкорпусная лодка не может так быстро утонуть после взрыва за бортом, да и вообще мина Второй Мировой войны не могла нанести столь серьёзные повреждения современной подлодке.
Игорь Дыгало, помощник главкома ВМФ:
«Главное, что при просмотре фильма не возникает чувства пессимизма. Конечно, с профессиональной точки зрения можно придраться к определенным моментам. Но, с другой стороны, если делать фильм только с учетом знаний и опыта военных моряков, то широкий зритель может не понять».
В нашей новой рубрике «Севастополь на кадрах кинофильмов» мы будем знакомить своих читателей с кинолентами, снятыми в городе. Дня полного погружения в атмосферу будут прилагаться фото и видеонарезка фильма. Вместе с нами Вы узнаете, с каких сторон режиссеры раскрывали Севастополь для зрителя.