Как-то давно написал для одного пермского портала текст про пермскую власть и черную археологию. С тех пор многое изменилось. Глава администрации губернатора Пермского края Куранов перебрался на Дальний Восток. Только вот черная археология никуда не делась.
****************************
Алексей Старков, в прошлом археолог, сегодня блогер (http://starcom68.livejournal.com) рассказал Properm.ru истории о черных копателях и собирателях антиквариата.
Григорий Куранов назначен исполняющим обязанности руководителя администрации губернатора Пермского края. Соответствующее распоряжение подписал губернатор Виктор Басаргин. Не придал бы новости никакого значения, если бы не пост у коллеги senat-perm об увлечениях креатуры Юрия Петровича Трутнева "собирательством" различного антиквариата.
Пришлось вспомнить истории более чем десятилетней давности и попытаться донести до простого читателя несколько простых мыслей.
Общеизвестно, что древности и предметы антиквариата просто так на дороге не валяются. Особенно такие уникальные вещи, как изделия в Пермском зверином стиле - образцы культовой пластики далеких предков современных коми-пермяков. Археологам, если очень повезет, в сезон попадает несколько экземпляров подобных предметов и для этого приходится перелопатить тонны грунта в ходе раскопок с подробнейшей фиксацией. После раскопок находки попадают сначала в научные лаборатории, а потом в государственный музейный фонд. Все остальное добывают "черные археологи", проводя незаконные раскопки на территории объектов археологического наследия (памятников археологии). Сие деяние наказуемо в соответствии со статьей 243 УК РФ "Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры". Это не сельские полупьяные мужички, которые бульдозером могут срыть курган в поисках "золота скифов", и не городской мечтатель, насмотревшийся фильмов об Индиане Джонсе и купивший б/у металлоискатель. Ущерб от этих балбесов минимален, хотя тоже имеет место быть.
Максимальный урон памятникам истории и культуры наносят профессиональные грабители. Речь идет о целой индустрии, сложившейся в 90-е годы, а в южных районах России и раньше, включающую в себя как добычу, так и реализацию ее результатов. Конечный приобретатель, а в некоторых случаях и заказчик - коллекционер. Первоначально спрос развивался на античность и древнерусские артефакты. В девяностые мода пошла на финно-угорские древности, спрос формировало несколько московских коллекционеров.
Так в 90-е и 2000-е годы в Пермском крае систематически работали две сильные конкурирующие бригады москвичей. Бригада побольше, под руководством Сергея Голуба, приезжала по весне в Пермь, предварительно поработав с литературой и отчетами из Архива Института археологии РАН. С помповым ружьем, на "джипах" (они их даже иногда обратно не отгоняли в межсезонье), оснащенные новейшими металлодетекторами (только в один год было закуплено 20 "Whitов") они за 10 лет выбили практически все средневековые могильники Верхнего Прикамья, работая под заказ. Сам организатор бригады - Сергей Голуб коллекционером не является. Поговаривают, что в 90-е основным заказчиком был некий депутат с армянской фамилией - любитель живописи. Кстати, именно депутатскому лобби в ГД мы обязаны тому, что у нас до сих пор законодательно не запрещена металлодетекция, как, например, во Франции, и беззубая 243-я статья практически не работает. Пермский звериный стиль для московского любителя древностей был только промежуточным звеном для покупки картин. Были и другие заказчики и исполнители. На Измайловский рынок в Москве (там только любители торгуют) иногда выбрасывался неликвид, если заказчик по какой-то причине что-то не брал. Так однажды всплыла мелочевка с Кудашевского могильника. Хотя это скорее исключение, чем правило. Реализуя награбленное по отлаженным каналам и под заказ лишнего старались не брать, бросая черный металл на месте раскопок. Последние лет пять Голуб перебрался на просторы Западной Сибири. Пермский край им уже отработан и перестал приносить расчетную норму прибыли. Про других залетных гастролеров и пермских грабителей я даже писать не буду. На фоне Голуба они вряд ли возьмут более 20-30% рынка.
Теперь перейдем к коллекционерам, вполне респектабельным и уважаемым гражданам. Людям не посвященным в тонкости оборота археологических артефактов стоит понимать, что источником для формировании любой частной коллекции археологических предметов является черный рынок. Купить предметы из государственного музейного фонда не возможно, если они только не краденые. В магазинах такие вещи тоже не продаются. А на черный рынок археологические артефакты попадают из грабительских раскопок. Можно конечно чисто гипотетически предположить, что совершенно случайно, какой-нибудь деревенский житель идя по дороге нашел ломоватовский наборный пояс, а потом второй, да еще и саблю в ножнах с обкладками из серебра и пару бляшек с пермским звериным стилем в довесок. А найдя все эти "медные железячки" он отнес их не в музей, а прямиком на Измайловский рынок в Москве. И так десять раз. Согласитесь, такая вероятность близка к нулю. Специалист в любой выборке вещей увидит их происхождение. Могильник это или поселение, а может быть действительно случайная находка или клад (про клады я как-нибудь расскажу отдельно). Это столовый фарфор можно покупать в антикварных салонах и на блошинных рынках, он не является частью культурного слоя и не "добывается" при раскопках средневековых могильников. Грабительские раскопки средневековых могильников являются основными источниками предметов Пермского звериного стиля и художественной бронзы на черном рынке. Доля находок на поселения крайне мала, их копают в основном любители.
Ни правооханительные органы, ни охрана памятников, ни археологи проблемой грабительских раскопок в Пермском крае особо не занимаются, не занимаются ей и на федеральном уровне.
Помнится в 90-е годы в Пермском университете был скандал, когда из витрины археологического музея студент-неудачник утащил несколько безделушек не идущих ни в какое сравнение с предметами Пермского звериного стиля. Ничего лучше не придумав в надежде разбогатеть, он по почте отправил фрагмент костяного наконечника стрелы на аукцион Сотби. Потом этим делом занималось ФСБ, тогда еще кой какой порядок в стране был. Говорят, студент отделался легким испугом, а музей в коридоре истфака демонтировали. Но это скорее случай курьезный.
Была еще история когда один из руководителей "Пермэнерго" возомнил себя археологом и вместе с друзьями и домотчадцами устроил раскопки на средневековом селище в Чердынском районе, за чем и был задержан участковым в 2006 году. Его тогда не наказали, но награбленное изъяли. А зря, это дело он не оставил и за ним числится еще как минимум один разграбленный могильник. Настоящие грабительские раскопки в промышленных масштабах в поле зрения правоохранительных органов практически не попадают. Единственное исключение - Удмуртия. В Глазове Андрей Кириллов при поддержке Фонда Владимира Потанина целенаправленно реализует проект "Дружина" по борьбе с грабительскими раскопками. Реализует в содружестве с правоохранительными органами. В Пермском крае, я более чем уверен, за последние годы ни одно дело до суда доведено не было. Более того, меня неприятно поражает, когда не понимая тонкой грани дозволенного, при продвижении бренда "Пермский звериный стиль" происходит популяризация частного коллекционирования археологических раритетов.
Вернемся к недавнему назначению. ИО руководителем администрации губернатора Пермского края назначен человек весьма осведомленный в сфере "собирательства" пермских древностей и черной археологии - Григорий Куранов. В интервью пермскому порталу Арт59.ru он как бы любя охарактеризовал черных копателей
"Копатель выглядят очень интересно: руки вот так. Лопату держать может, а ложку держит вот так (ПОКАЗЫВАЕТ), ручку очень сложно держать. Как правило два-три высших образования. Сидят в библиотеках . Фанаты. Как только солнце, земля оттаивает, они лопату в руки и пошли. Он говорит, я копаю чуть ли не с советской власти...". И иронично выразил свое отношение к проблеме: "И когда меня спрашивают, как я отношусь к копателям, ко всем этим нехорошим людям, которые ходят, роются в земле. Идеально, конечно, чтоб этого не было. Но это нереально. Если это приносит доход, люди будут копать. Но если бы это оседало в коллекциях, было бы значительно лучше".
Действительно, спрос рождает предложение. Григорий Куранов забыл добавить - в государственных коллекциях. Так уж устроен коллекционер, он всеми силами будет оправдывать ту систему, которая позволяет ему пополнять свои коллекции, а другого способа, кроме черного рынка, как мы знаем практически не существует. Точнее он существует, но с его помощью собрать какую-ли стоящую частную коллекцию археологических раритетов практически не возможно.
Оригинал поста с обсуждением смотрите в моем блоге starcom68
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен