В течение долгого времени не передавали показания счетчиков воды. Плату за воду сперва начисляли по «среднему», затем – по нормативу. И вот, наконец, показания счетчиков передали. Однако коммунальщики перерасчет по фактическому расходу воду делать отказались. Это законно? Нет, полагает жилищная инспекция Москвы, рассмотревшая соответствующее обращение собственника квартиры.
Плата за воду: как рассчитывается, если показания счетчика не передавались полгода?
Фактические обстоятельства дела таковы:
— Житель дома 12 на Кавказском бульваре (Южный административный округ Москвы) пожаловался в Мосжилинспекцию на неправомерные действия управляющей организации.
— Мужчина заявил, что в течение полугода не имел возможности передавать показания счетчика воды. В результате, получаемые им счета за воду заметно выросли.
— Собственник передал фактические показания расхода воды (исходя из показаний приборов учета). Однако компания, управляющая его домом, перерасчет делать отказалась.
Получив запрос, жилинспекция провела проверку. По ее итогам факты, изложенные в заявлении собственника, подтвердились.
В частности, в ходе проверки было установлено, что первые три месяца начисления проводились исходя из среднемесячного объема потребления, а затем при формировании платежей использовался норматив потребления. Эти действия коммунальщиков признаны законными.
В своих разъяснениях жилинспекция цитирует следующие нормы законодательства:
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, в случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета в сроки, установленные договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления, определенного по показаниям индивидуального прибора учета, но не более 3-х расчетных периодов подряд. По истечении указанного предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по рассчитанному среднемесячному объему потребления, плата рассчитывается исходя из нормативов потребления.
Однако дальнейшие действия коммунальщиков признаны не соответствующими требованиям законодательства.
Как сообщает жилищная инспекция, в базе АСУ ЕИРЦ (содержит информацию о расчетах потребителей за «коммуналку» в Москве) были зафиксированы показания приборов учета, внесенные уже после того, как потребителю стали начислять плату за воду по нормативу.
Позиция инспекции в связи с этим такова: плата за горячее и холодное водоснабжение должна быть пересчитана исходя из переданных показаний приборов учета.
В обоснование жилинспекция приводит следующие нормы законодательства:
Согласно пункту 61 Правил, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
На основании вышеизложенного управляющей компании было направлено требование провести перерасчет. В своем сообщении жилинспекция говорит, что средства уже возвращены потребителю. Размер переплаты составил 43 тысячи 691 рубль.
Резюме: это уже не первое решение жилищной инспекции Москвы по делам, связанным с задержкой передачи показаний счетчика воды. В частности, в марте 2018 жилинспекцией в аналогичной с описанной выше ситуацией было принято схожее решение.
Иными словами, хотя коммунальщики и пытаются трактовать ситуацию в свою пользу (подробнее об этом читайте здесь), потребители имеют право настаивать на оплате воды исключительно исходя из фактических объемов потребления. И, по крайней мере, в Москве у них есть все шансы на победу в споре.