Синдром Дауна – это геномная патология, которая возникает не из-за повреждения генов, а в результате нарушения механизма расхождения хромосом. В итоге вместо пары 21-х хромосом образуется тройка (трисомия по 21-й хромосоме). Синдром Дауна встречается примерно 1 раз на 700 зачатий, но сейчас, благодаря все более широкому распространению методов дородовой (пренатальной) диагностики, частота рождений снизилась до 1:1100, т.к. узнав о заболевании плода на ранних сроках, беременность обычно прерывают по желанию родителей. Кроме специфических внешних признаков (плоское лицо, третье веко – эпикантус, короткий череп и другие особенности строение) и уязвимости со стороны сердечно-сосудистой, эндокринной и пищеварительной систем, дети с синдромом Дауна проявляют разные степени задержки психического развития (ЗПР) и задержки речевого развития (ЗРР). При этом способности этих детей к обучению очень различаются и определить их заранее просто невозможно. Синдром Дауна не отменяет наличия в будущем ни ума, ни чувства юмора, ни таланта – в случае надлежащего внимания к ребенку с раннего возраста и соответствующих программ развития.
Известны случаи получения людьми с синдромом Дауна даже университетского образования и реализации в избранной профессии. Почти все в деле реализации познавательного потенциала такого ребенка зависит от ранней профессиональной работы над его развитием. Ребенок с синдромом Дауна имеет определенные особенности и трудности с формированием навыков и временем их развития.
Однако специальный комплекс психолого-педагогических мероприятий может сделать эту разницу неуловимо малой по отношению к здоровым детям. При этом дети с синдромом Дауна всегда жизнерадостны и добродушны, не даром в среде специалистов их часто называют «солнечными детьми».
Мы с коллегами по цеху для детей с синдромом Дауна мы предлагаем следующий план реабилитационных мероприятий:
во-первых, развернутая медицинская и психологическая диагностика, для прояснения глубины существующих проблем.
Во-вторых, углубленное представление о возможностях ребенка, полученное методами психологического тестирования (тесты развития, проективные тесты, нейропсихологическое исследование);
В-третьих, обязательные занятия с логопедом для становления речевой функции.
В-четвёртых, групповые и индивидуальные занятия для стимуляции познавательной активности ребенка, формирования естественной любознательности, развития коммуникативных способностей.
Кроме того, могут понадобиться усилия психолога и психотерапевта – если вскроются психологические травмы ребенка. Возможно, будет нужен и семейный консультант для подготовки родителей к взаимодействию со сложным ребенком и аппаратные методы психологической и педагогической коррекции.
Даже если в первые дни и недели занятий вы не увидели явного изменения в поведении ребенка, это не значит, что занятия не эффективны.
Одна из важнейших задач в развитии ребенка – это его социализация, включение в общество, формирования навыков общения и коммуникации с самых ранних этапов формирования личности.
Любые групповые занятий выполняют эту задачу ненавязчиво и эффективно, давая детям возможность реализовать себя в общении со сверстниками и доброжелательным взрослыми, готовя их к возможному обучению в обычных общеобразовательных школах. Групповые занятия с раннего возраста – это тот фундамент, без которого будет трудно добиться других успехов.
Узнавайте больше. подписавшись на мой канал здесь. Удачи и солнечного настроения вам, дорогие читатели!
С уважением, детский семейный психолог, Ася Колбасина