От посадки деревьев и очищающих автобусных остановок до «умных» датчиков воздуха: мы рассмотрели некоторые из наиболее популярных решений, чтобы узнать действительно ли они работают
Маски для лица
Маски для лица становятся все более популярны в городах, несмотря на свой странный внешний вид. Но, по мнению профессора Аластара Льюиса, директора Национального центра атмосферных наук, они вряд ли спасут легкие от выхлопных газов и смога. «Хирургические маски безполезны, потому что воздух всё равно проникает с стороны», — считает учёный.
Существуют также медицинские и промышленные маски-респираторы. Их конструкция позволяет отфильтровывать частицы, но не газы. Например, двуокись азота свободно проникнет через такую маску. К тому же там стоят очень плотные фильтры, чтобы мелкие частицы не могли проникать внутрь, поэтому для полноценного вздоха в респираторе придется приложить усилия. «Можно разработать сложное устройство, больше похожее на маску для защиты от химической атаки, но оно будет отфильтровывать и частицы, и газы — всё зависит только от того, на что вы готовы пойти», — говорит Льюис.
Чтобы защититься от выхлопов автомобилей и городского смога, профессор предлагает избегать оживлённых дорог в час пик. По его мнению, это гораздо эффективнее, чем ношение маски.
Очистители воздуха
Они бывают разных размеров — от кофейной чашки до крупного барабана. «Если включить в доме мощный очиститель с фильтром для мелких частиц, то он существенно изменит качество воздуха», — утверждает Льюис. Вопрос лишь в том, хватит ли у него мощности на очистку всего объема воздуха в доме.
Частая жалоба на такие очистители, которые уже стали рядовым бытовым прибором, например, в Китае — это их размеры. «Они похожи на грохочущий старый кондиционер и требуют много энергии», — отмечает Льюис.
Но очистители воздуха не решают проблемы загрязнения окружающей среды, к тому же люди не могут дышать через фильтры всю свою жизнь.
Автомобильные фильтры
Фильтры в современных автомобилях поглощают вредные газы, такие как двуокись азота, с помощью древесного угля. Но для того, чтобы фильтр продуктивно работал, его нужно менять каждые 6 месяцев.
«Фильтр работает эффективнее, если воздух рециркулирует внутри машины, не поступает с улицы. Но если воздух долго не обновляется в замкнутом пространстве, кислород заканчивается. А это сомнительное удовольствие — сидеть в дорогом автомобиле и испытывать кислородное голодание», — говорит Роб МакКинзи, профессор Университета Бирмингхем, занимающийся изучением атмосферы.
Очищающие автобусные остановки
Компании, специализирующиеся на защите окружающей среды, разрабатывают автобусные остановки и уличную мебель, очищающие воздух. Некоторые из них используют фильтры, другие превращают выхлопные газы в пыль с помощью окисления. Звучит оптимистично, но, по мнению специалистов, их не будет хватать для очищения воздуха в мегаполисах. «Если автобусная остановка не будет изолирована, как зал для ожидания в аэропортах, то даже небольшой ветер унесет чистый отфильтрованный воздух далеко от группы людей, ждущих автобус», — говорит Льюис.
Деревья и зеленые стены
Удивительно, но посадка деревьев не очень помогает в вопросах уменьшения уровня смертности и заболеваний, связанных с загрязнением воздуха. Деревья полезны для поглощения углекислого газа. Углекислый газ косвенно влияет на экологию, повышая общую температуру на планете, но сам по себе он не является химическим загрязнителем атмосферы.
Один из способов сохранить свежий воздух в городе — сажать высокие деревья вдоль автомагистралей. У дорог деревья выступают барьером, ограждая чистый воздух от загрязненного.
Зеленые стены могут стать более подходящим решением для города, чем просто высадка деревьев, потому что они не занимаю места на улице. Правда, это очень дорогостоящее решение. Они требуют тщательного ухода и их сложно сконструировать.
Домашние мониторы качества воздуха
Профессор Льюис предупреждает о ненадёжности домашних датчиков воздуха. Эти «умные» датчики управляются мобильными приложениями и доступны по цене. «Дешёвое устройство не может обеспечить достойное измерения загрязнения воздуха», — пишет Льюис. «Это серьёзная проблема: датчики продаются на каждом шагу людям, у которых нет возможности узнать, работают они или нет».
Профессиональное оборудование для установления уровня загрязнения воздуха обычно стоит десятки тысяч долларов. Если бы была возможность создавать такие датчики в большом количестве и продавать задёшево, это уже было бы реализовано. Так что если у вас есть такое устройство — прислушайтесь к совету учёного и не принимайте решений относительно здоровья на основе показаний домашнего монитора.