Самая большая ошибка, которую могут совершить перспективные студенты, — считать, будто бы приходя на работу, они работают на кого-то другого, а не на себя. Такую точку зрения активно продвигают тренеры по «предпринимательству», чтобы хомячки покупали их курсы.
Задача инфобизнесмена взрастить ЭГО студента, чтобы оно ослепило его критическое мышление. Со слепого котёнка с короной на голове легко стричь капусту:
«Я не хочу работать на дядю и зарабатывать ему деньги! Работая на себя, я заработаю намного больше!»
На первый взгляд, кажется логичным: работая на дядю, ты зарабатываешь ему деньги, а работая на себя, себе.
На самом деле и предприниматели, и сотрудники работают на клиентов. За всё платят клиенты, а компания лишь делится с сотрудниками деньгами клиентов. Предприниматель обеспечивает сотрудников работой, оборудует удобные рабочие места, берёт на себя риски, если клиентов нет, и платит зарплату из собственного кармана в голодные месяцы.
Если посмотреть на это со стороны, то это партнёрство.
Те сотрудники, которые понимают ради чего существует их бизнес (ради удовлетворения клиентов), больше всех зарабатывают в компании. Они приводят клиентов, и справедливо получают за это процент от сделок.
Предприниматели не жадные. Они заинтересованы в ориентированных на результат сотрудниках, и готовы делиться прибылью.
Проведите эксперимент. Спросите у своего руководителя, готов ли он платить вам процент за приведенных клиентов. Даже если вы занимаете должность, максимально далёкую от продаж, любой предприниматель согласится на такое предложение.
Внимание! Перед применением проконсультируйтесь со специалистом. Возможны побочные эффекты в виде повышения.
Предпринимательство и ответственность
Вернёмся к разводке «работая в компании, ты работаешь на благо дяди, а не себя». Мы уже сказали, что за всё платит клиент, но это не означает, что вы у него в рабстве.
Если постоянно делать то, за что тебе платят, далеко не уедешь. Я в 12 лет работал на овощебазе и перебирал мешки с луком, очищал их от гнилья. Мой работодатель расстроился, когда я сообщил об уходе. Тот факт, что он готов был и дальше мне платить за работу у него, не отнимает у меня право на «нет».
Почему дяди из интернета внушают нам, что в собственном бизнесе мы можем выбирать чем заниматься, а в «работе на дядю» нет? Кто сказал, что если мы зарегистрируем ИП, мы больше предприниматели, чем без этой бумажки?
В действительности, все успешные люди считают, что они работают на себя. Каждый день они президенты собственной корпорации по оказанию услуг самому себе. При этом не важно, кто платит им деньги: работодатель зарплату, или клиент деньги за заказ.
Предприниматель от слова предпринимать, то есть проявлять активные действия по достижению чего-либо.
Предпринимательство это дух, а не форма собственности.
Если вы чем-то недовольны в своей жизни, исправьте это. Подойдите к вопросу как предприниматель. Предприниматели всегда несут ответственность: за свою компанию, семью, сотрудников, за свою жизнь. Как я уже говорил, если не удалось привлечь достаточно клиентов, предприниматель платит зарплату из своего кармана. Делайте также.
— Не нравится машина? Подумайте, что вы можете сделать, чтобы купить новую.
Если вы понимаете, что текущая ситуация / работа не ведёт к новой машине, то измените её.
Возможно, вам стоит сменить работу, либо предложить новый план улучшений в вашей компании своему руководству, новый проект.
Помните, что вы вольны делать что угодно. Весь мир у ваших ног. А на эту «плохую» работу вас никто не нанимал, вы сами пришли и несёте за это ответственность (на случай, если вам не нравится ваша работа).
— Если вы считаете, что ваша компания неправильно обслуживает клиентов / делает что-то не так / теряет на чём-то деньги / недозарабатывает, возьмите ответственность на себя.
Поздравляю! Вы уже молодец, что заметили это. Если это до сих пор не исправлено, это не значит, что другие это не замечают. Скорее всего, им пофиг. Используйте это!
Напишите план по исправлению ситуации и презентуйте его директору. Будьте уверены, директор оценит вашу инициативность по достоинству.
Будьте осторожны. Если директор отклонит ваш план, не спорьте, а спросите «Почему?». Возможно, вы чего-то не знаете, и то, что сейчас происходит в компании, так и задумано. Узнайте, как вы можете улучшить ваше предложение, чтобы оно было принято. Если же ваш начальник и дальше хочет продолжать делать что-то неправильно, например, оказывать хреновый сервис, то увольняйтесь, вам здесь не место. Идите туда, где собственники бизнеса хотят развиваться.
Предприниматели не думают о том, кто виноват. Им не интересно раскритиковать кого-то или унизить; пожаловаться на суровый и несправедливый мир. Их главная задача — добиться результата, исправить ситуацию, стать лучше.
— Представьте, что компания, в которой вы работаете, ваша. Вы отвечаете за все результаты, получаемые компанией. Какое изменение вы бы предложить внедрить первым делом? Напишите план и бегом на обсуждение его с руководителем.
Стратегия развития
Все успешные люди не ждут, пока какие-то события случатся. Они заставляют их случиться.
Если вы хотите стать директором крупной компании, то вы наметите план, как им стать, и будете постепенно идти к нему, адаптируясь под постоянно меняющуюся реальность.
Из этого следует, что когда вы где-то работаете, вы работаете не из-за денег (хотя деньги тоже важны). Вы работаете, потому что это продвигает вас к большой цели.
У всех успешных людей есть Большая Причина Почему они тем или иным занимаются. Например, условный директор по маркетингу Убер хочет сделать миллионы людей счастливыми: за небольшие деньги они могут вызвать такси со своего мобильника, с приятным салоном и вежливым водителем.
Амбиции и гордыня. Вот что отличает предпринимателей на бумажке от предпринимателей по духу.
Бумажные предприниматели открывают ларёк с шаурмой и гордятся этим. Говорят: «Смотрите, я бизнесмен!»
Настоящие же предприниматели много лет работают в компаниях, учатся, изучают новые технологии, и потом создают Google.
Могли бы они открыть ларёк с шаурмой? Да, конечно. Но им это не интересно. Это не их масштаб. Они хотят влиять на судьбы миллионов людей, миллионов клиентов. Они хотят создавать что-то новое, менять существующие привычки людей, делать жизнь легче.
Это вопрос о ценностях. Что важнее: дело, которое ты делаешь, или бумажка о регистрации ИП?
Для предпринимателей важнее дело, а все формальности не важны.
Примеры специалистов-предпринимателей
Так как для успешных людей дело на первом месте, они всегда развиваются. Ничто не мешает им в какой-то момент стать предпринимателями «официально», когда они понимают, что время пришло.
Максим Ильяхов. После университета устроился в Бюро Горбунова на должность какого-то дизайнера, вроде как, технического. Верстал сайты, плакаты, издания, развивался. В какой-то момент всем стало понятно, что у него талант к редактуре, и он стал редактором в Бюро. Вёл еженедельные советы о редактуре, потом записал курс «Информационный стиль и редактура текста» в рамках Бюро, потом стал преподавателем школы дизайнеров Бюро, потом основал школу редакторов в том же Бюро.
Работа и развитие в Бюро не мешали ему делать свои проекты, такие как вести свой собственный блог, создать сервис Главред, выпустить платный курс по Редактуре (рассылка), потом еще одну, еще одну, сейчас уже есть книга, бестселлер «Пиши, сокращай», готовится к выпуску вторая.
Основал и запустил Тинькофф—Журнал, лучший журнал о деньгах в России.
Вот и кто он? С одной стороны, где-то он наёмный сотрудник, например, в Тинькофф-банке или Бюро Горбунова. С другой стороны, у него есть собственные продукты, которые он продаёт (книги, курсы, рассылки). С третьей стороны он частный специалист, берет клиентские проекты и выполняет их от своего имени, что-то вроде самозанятости, не бизнес.
Но самое главное, что его пример показывает — когда у тебя правильный ориентир и правильные ценности, когда ты предприниматель внутри, не важно есть у тебя ИП или нет. Со временем будет, если надо.
Олег Якубенков.
Руководил группой аналитики геосервисов в Яндексе (Мобильные Яндекс Карты, Яндекс Навигатор, веб версия Яндекс Карт).
С августа 2013 года по сентябрь 2015 года занимался созданием новых продуктов, аналитикой, исследованиями и монетизацией в Zeptolab. В Zeptolab в роли продакт-менеджера и аналитика вместе с командой создал и успешно запустил мобильную игру King of Thieves (50 миллионов скачиваний за первый год после релиза, за время софт лонча улучшили монетизацию более чем в 40 раз). Участвовал на ранних этапах разработки игры CATS.
Был директором по продуктам в API.AI. В сентябре 2016 года API.AI была куплена компанией Google (теперь называется Dialogflow).
Отвечал за аналитику в MSQRD, который был куплен Facebook в марте 2016 года.
Сейчас работает в Facebook. Занимается аналитикой продукта Workplace by Facebook.
Недавно Олег запустил собственный курс, Симулятор, который стоит от 35 до 160 тысяч рублей. Так как я купил этот курс, я попал в закрытую группу в Фейсбуке. Туда добавляют всех, кто купил курс. И эта группа уже насчитывает более 400 человек. По-моему, это очень круто.
Ну и как, можно ли считать Олега предпринимателем? Он работает по найму в Фейбсуке, но у него есть продукт, который приносит хорошие деньги.
Олег ещё один пример специалиста, который вырос и монетизирует свои знания. Я у него, конечно, не спрашивал, но я уверен, что он со мной согласится: лучше заниматься чем-то интересным, «работая на дядю», чем страдать фигней на себя.
P.S. Вся информация о Максиме Ильяхове и Олеге Якубенкове является моим мнением. Лично они мне это не рассказывали. Всё, что я написал о них, я узнал где-то в интернете / видосах / рассылках и т.д. Я даже не знаю, откуда я знаю те или иные факты. Я передал их так, как это отложилось у меня в голове, поэтому возможны неточности в их биографии. Но важна суть, мысль я свою отразил.
P.S.S. Небольшой анонс. Подписывайтесь на блог, на этот канал в Дзене, и обязательно рассказывайте друзьям, потому что через неделю, примерно 20 июня я выпущу видео-интервью с Итальянцем, который приехал в Россию ради РАБОТЫ! Оказалось, что в Москве больше интересных IT-стартапов, чем в Италии.
Подпишитесь, чтобы не пропустить это.
P.S.S.S. А я напомню, что проект этот для меня новый, он выходит в тестовом режиме, и я вообще без понятия, нужен он кому-то, или нет. Поэтому если вам нравится то, что я делаю, дайте мне знать. Как? Лайки и подписка на канал, Share в соцсети. Так я пойму, что это всё не впустую трата времени, а что-то важное. Спасибо, что дочитали до этого момента, вы лучшие :)