Спасибо поп-культуре за образ индейца-воина, защищающего земли предков от белых пришельцев. Боевая раскраска, пренебрежение прогрессом, излишняя жестокость и показушная страсть к пафосу - в книгах и вестернах коренное население если не демонизировали, то превратили в мистических существ из параллельной вселенной.
Часть племен под корень вырезали, часть смогла ассимилироваться, немногие остались отстаивать свои идеалы и проживать в резервациях. Тем не менее, индейцы тоже готовы отдавать гражданский долг в случае необходимости. Так произошло с Джо Кроу, который не слишком жаждал отрывать топор войны, но стал последним вождем клана во времена Второй мировой.
От науки к искусству войны
Джо Медисин Кроу родился в 1913 году в резервации, расположенной в Монтане. Его семья успела познать на себе ужасы войны с другими индейцами - родственник Джо участвовал в знаменитой битве при Литл-Бигхорне в 1876, где погиб генерал Джордж Кастер. При этом он занял сторону американцев и стал жертвой воинственных сиу и шайеннов.
Юный Джо не стремился выходить на тропу войны, но получил все необходимые навыки - клан обучил его охотиться на диких зверей, выживать в глуши. Он закалял тело, переплывая бурные реки и странствуя по горам, но представлял жизненный путь несколько иным. Индеец предпочел поступить в колледж, и в 1938 году добрался до степени бакалавра. Он добрался до университета Южной Калифорнии и получил степень магистра по антропологии. Подобного в его племени еще никто не добивался.
Уже во время Второй мировой Джо работал над докторской диссертацией, но гордость не позволила ему оставаться в тылу. Стремясь защитить страну, он отправился в Европу добровольцем. Наука наукой, а справляться с нацистами тоже кто-то должен. “У меня был дядюшка, у которого были другие планы насчет меня. Я имею ввиду, конечно же Дядюшку Сэма”, - вспоминал начало боевых действий сам Джо. При этом он рассчитывал, что образование позволит ему некоторое время не сражаться на передовой, но армия США остро нуждалась в бойцах.
Индейца приписали в качестве разведчика к 103-й пехотной дивизии, которую любезно обозвали “Кактусом”. Вместе с боевыми товарищами Джо предстояло пройти высадку в Нормандии и пойти дальше, расправляясь с немецкими силами. Он не забывал о своих корнях и перед боями всегда наносил на лицо боевую раскраску - кто не испугается индейца с кроваво-красным лицом. Кроме того, на его шлеме красовалось священное орлиное перо, выкрашенное в желтый цвет.
Четыре подвига вождя
Удивительно, но Джо Кроу сумел стать военным вождем своего племени именно во время Второй Мировой. Для этого требовалось не только быть силачом, читать врага наперед и бесстрашно сражаться. У племени был свой список испытаний, которые было невероятно тяжело выполнить в условиях, когда балом правит автоматическое оружие и бронированные монстры. Индеец сумел выполнить все четыре пункта, хотя не осознавал этого до конца войны.
Только рассказывая о своих подвигах старейшинам, он удивился своей прыти и находчивости. Для получения почетного титула требовалось вернуть своих бойцов из сражения невредимыми, угнать вражеских лошадей, забрать оружие у врага и сохранить ему жизнь, дотронуться до противника жезлом для ку. Трудновыполнимый список для индейца-разведчика.
В ходе прорыва линии Зигфрида начальство доверило Джо семерых бойцов 103-й дивизии, чтобы он организовал диверсию. В ходе почти самоубийственной атаки индеец должен был забрать динамит и добраться до дзотов. А там - как повезет, но было крайне желательно смести укрепления с лица Земли. Под пулеметным огнем отряд подобрался к позициям немцев и сумел уничтожить огневые точки. Когда Джо вернулся назад с миссии, все его подопечные были живы.
Два подвига он умудрился уместить в один эпизод боя. Вскоре после преодоления линии Зигфрида дивизию “Кактус” занесло в небольшой город. Джо отделился отряда и следовал по заднему двору дома, когда на него выскочил вражеский солдат. Крепкий индеец сбил с ног немца и вырвал его оружие. Чтобы схватка была честной, разведчик оставил винтовки и полез в рукопашную. Противник не смог сдерживать напор заморского освободителя и взмолил о пощаде. Джо оставил противника живым, а жезлом для ку в его случае послужило ружье. Плюс два подвига в копилку будущего вождя.
Оставался один шаг - найти лошадей, и украсть их у немцев. В начале 1945 года Джо улыбнулось счастье. Находясь на миссии, группа разведчиков добралась до небольшой фермы, где укрывались нацистские офицеры. Американцы обнаружили, что там же держали чистокровных скакунов. Джо ничего не мог поделать с собой, и не стоит его винить.
Вооруженный только Кольтом 1911, он пробрался мимо спящей охраны, сел на лошадь без седла и открыл загон. С боевым кличем он рванул с фермы, пытаясь увести как можно больше лошадей. На крики выскочили даже офицеры в белье, но они никак не могли угнаться за индейцем. Джо мог лукавить, когда говорил, что не гнался за этими достижениями. Но надо отдать должное - он стал военным вождем по праву.
Возвращение домой
У Джо были и другие свершения в годы Второй мировой - он до последних дней войны трудился на фронте, не покладая руки. Он помог освободить концентрационный лагерь в Польше, не пролив капли крови. Вместе с боевыми товарищами он спокойно подъехал к зловещему месту, а охранники побросали оружие и предпочли скрыться.
После разгрома немецких войск он все же вернулся на родину, где рассказал о своих свершениям старейшинам. Новоиспеченный вождь пытался вернуться в университет, однако его отделение закрыли из-за войны. Однако индеец не расстроился - он наконец вернулся в Монтану, где решил обзавестись семьей и обосноваться.
Джо занимался историческими дисциплинами и антропологией, сохраняя традиции племени кроу. Особое внимание он уделял битве при Литтл-Бигхорн, в которой участвовал его дедушка. Вождь посвятил сражений несколько трудов и даже составил сценарий, по которому в городе Хардин с 1965 года проводится реконструкция битвы. Кстати, почетную докторскую степень от университета Южной Калифорнии вождь все же дождался. Правда, только в 2003 году.
Если вам понравился материал, поддержите автора и подпишитесь на блог. Не пропускайте рассказы об исторических событиях в ежедневном формате.