Скажем, Маяковский, Черчиль, Эйнштейн или Леонардо да Винчи... Все они страдали подобного рода проблемами, но скомпенсировали их и предстали миру, как таланты.
А ВЫ МОГЛИ БЫ?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
[1913] Владимир Маяковский
Лирическое отступление, вспоминая Владимира Маяковского. Стихи о советском паспорте. Читает Владимир Яхонтов
Ребенок плохо читает?
Ему трудно распознать слова?
Он с трудом пересказывает прочитанное?
При письме пропускает слова и буквы, нарушает правила грамматики, не может применить заученные правила и быстро забывает их?
Затрудняется в простейшем счете?
Специалисты объединяют ряд этих и подобных проблем в общую группу – «расстройства научения».
Особенно огорчает родителей наличие подобных школьных проблем у ребенка, который во всем остальном демонстрирует нормальное поведение и способности, а в некоторых областях даже одаренность. И это вовсе не объясняется банальной ленью или отсутствием мотивации.
Особняком стоят трудности обучения и нарушение развития школьных навыков у детей с уже выявленными особенностями развития: аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна, задержками речевого (ЗРР) или психического развития (ЗПР). Там проблемы научения являются следствием основного отклонения в развитии и решаться должны усилиями врачей, психологов, дефектологов, нейропсихологов и педагогов в процессе коррекции и реабилитации. Кроме легко прогнозируемых проблем, связанных с получением дальнейшего образования и связанного с ним жизненного успеха, расстройства научения плохо влияют на уверенность в себе, общий эмоциональный фон и самооценку ребенка. Отсутствие школьных успехов часто выступает как повод для семейных скандалов и конфликтов детей и родителей.
Мы сейчас говорим в первую очередь о тех детях, чей интеллект, семейные обстоятельства и способности, демонстрируемые вне школьной программы или отдельных изучаемых предметов, не вызывают ни малейшего беспокойства у родителей. Появление в такой ситуации проблем научения вызывает растерянность в первую очередь у родителей. Чтобы сразу избавиться от возможной путаницы, приравняем термины «расстройства научения» и «расстройства развития школьных навыков».
Первый термин пришел из американской классификации DSM, второй – из Международной классификации болезней (МКБ-10). И хотя это не совсем синонимы, с точки зрения родителя разница между ними ничтожно мала. И в том и другом случае мы говорим о дислексии, которая собирательно объединяет различные трудности ребенка в овладении чтением, письмом и счетом.
Дислексия – это изменение у ребенка способности к овладению письменной речью (чтением и письмом), при нормальной способности к восприятию и переработке информации. В отечественной традиции принято разделять эту проблему на отдельные сложности, связанные с недостаточным овладением конкретными навыками:
нарушение навыков чтения (собственно, дислексия) — нейропсихологическая особенность развития, при которой ребенок затрудняется «собирать» слоги в слова, не может читать целыми словами без чего невозможно беглое чтение; использует «угадывающее чтение», затрудняется с пониманием и пересказом прочитанного;
нарушение навыков письма (дисгарфия) — нейропсихологическая особенность развития, при которой ребенок испытывает трудности при письме простейших слов, совершает множество ошибок как при диктовке, так и при копировании (списывании) текста, имеет неустойчивый и несовершенный почерк;
проблемы с грамотностью (дисорфография) — нейропсихологическая особенность развития, при которой ребенок испытывает проблемы орфографического характера — не способен увидеть «трудное» место в слове и фразе, подобрать проверочное слово, использовать на практике выученное орфографическое правило;
нарушение счетных навыков (дискалькулия) — нейропсихологическая особенность развития, при которой ребенок затрудняется распознать количества предметов в поле зрения, с трудом осуществляет простейшие арифметические операции, испытывает сложности с оценкой и планированием времени, не имеет чувства интуитивной оценки пройденного расстояния;
нарушение моторики и координации (диспраксия) — нейропсихологическая особенность развития, при которой ребенок неуклюж, демонстрирует недостаточность координации движений, натыкается или ударяется о предметы и мебель, что говорит о слабом формировании чувства «схемы тела», затрудняется в определении «лево-право», демонстрирует признаки межполушарного взаимодействия;
трудности с управлением вниманием (дефицит внимания) закономерно вызывают трудности в учебе и выполнении учебных заданий — неорганизованность в работе, которая зачастую даже не доводится до конца; большое число ошибок при выполнении задания из-за невнимательного или поверхностного усвоения инструкций.
Все эти проблемы обязательно сопровождаются негативными эмоциональными и поведенческими признаками: низкая самооценка и отсутствие уверенности в себе; повышенная и излишняя эмоциональность; раздражительность; эмоциональная несдержанность; часто - самобытный художественный вкус и эстетическое восприятие мира; обостренное чувство справедливости.
Причины возникновения расстройств научения пока точно не известны, но можно уверенно говорить о снижение у таких людей способностей к переработке быстро поступающей сенсорной информации в визуальной, двигательной и фонологической «системах».
Однако опыт подсказывает, что при правильном подходе негативных итогов можно избежать. Из истории известно, что талант и мотивация к преодолению преград при расстройстве научения иногда может привести к удивительным жизненным свершениям. Уинстон Черчилль, британский премьер-министр и признанный лидер времен Второй мировой войны, в детстве страдал дислексией. То же самое известно и о Вудро Вильсоне, Президенте Соединенных Штатов, и о Нельсоне Рокфеллере, бывшем губернаторе Нью-Йорка и вице-президенте США.
Лечение расстройств научения должно быть комплексным и направлено на ослабление или устранение симптомов, улучшение функционирования, повышение социальной компетентности и академической успеваемости. Разработка комплексной программы должна опираться на данные максимально полных медицинских и физиологических исследований, начинается с сеанса обследования и психологической диагностики.
Мы с коллегами рекомендуем: начинать с обязательного клинического обследования (диагностики). Этот этап направлен на изучение поведения ребенка, его эмоциональных реакций и способностей к обучению, внешних обстоятельств, анамнестических данных и информации от родителей. Обязательно участие в этом развернутом исследовании нейропсихолога, который может выявить дополнительные нюансы проблемы, не присутствующие первоначально в жалобах родителей и педагогов; углублять представление о возможностях ребенка и детских проблемах методами психологического тестирования (тесты развития, проективные тесты, нейропсихологическое исследование); воспользоваться аппаратными методами диагностики и терапии (БАК, Томатис терапия, Томатис-тест и другие).
Подробнее об аппаратной методике Томатиса вы можете прочитать в следующих статьях, об успехах её применения обязательно напишу и раскрою суть метода. Когда-то мы, первыми в России исследовали области и возможности её применения в терапевтической работе с детьми.
Определиться с методом индивидуальной терапии (занятия с логопедом, детская интегративная психотерапия, арт-терапия, игровая терапия, нейро-тренировки ВПФ, тренировки развития речи) или групповых занятий (детский психотерапевтический театр, терапевтическая группа, академическая группа), применением аппаратных методов. Составить план работы и приступать.
Хорошего дня!
Если интересно продолжать осваивать тему детского развития вместе со мной, ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал
Детский семейный психолог Ася Колбасина