Найти в Дзене

Какой приемник был обнаружен в карманах одежды трупа Дятлова

В ходе поисковой эпопеи в феврале 1959 года на перевале Дятлова был обнаружен карманный радиометр, принадлежащий организатору туристского похода высшей категории трудности в район горы Отортен.

Наземный поиск урановых месторождений начинался с проведения на конкретном участке местности измерения образцов горных пород и минералов на радиоактивность. Для этой цели в походных условиях первоначально применялся карманный радиометр модели «РМ-1» или «РМ-2». Прибор представлял собой металлическую коробочку по форме напоминающую портсигар, мыльницу или спичечный коробок, умещавшийся в ладони человека.

Если этот прибор положить в ладошку и сжать пальцы, то снаружи устройство было совершенно не заметным. Конструкция прибора простейшая: внутри размещался счетчик Гейгера-Мюллера, отсчитывающий число пролетающих альфа/бета частиц и гамма — квантов, приемник, усиливающий электрические импульсы и сухие гальванические батарейки.

Принцип работы: к окошку (на фото под большим пальцем) подносился кусочек исследуемой руды, если в породе был уран — коробочка начинала потрескивать, щелчки можно было сосчитать. При высокой радиоактивности породы, содержащей урановые соединения, щелчки становились такими частыми, что подсчитать их количество было не возможно. Чем сильнее и чаще треск, издаваемый карманным радиометром, тем качественнее урановая находка. Когда щелчки превращаются в сплошной гул — сомнений быть не может, это залежи урановых рудопроявлений…

Уважаемые читатели, сделаем чайную паузу и прочитаем отрывок из повести Юрия Ярового «Высшей категории трудности»: «Радиограмма о гибели Сосновского нас просто оглушила…. Потом Новиков проверил карманы: одежда на погибшем промерзла так, что карманы открывались с треском, словно рвалась ткань. В карманах он нашел коробок спичек, носовой платок и синюю мыльницу. Мыльница при ближайшем рассмотрении оказалась карманным приемником. Все вещи Новиков аккуратно очистил от снега и разложил на вороновской штормовке. Воронов поеживался от колючих порывов ветра».

Из текста книги очевидца поисковой эпопеи Ярового следует, что в карманах погибшего Дятлова (прототип Сосновский) прокурор-криминалист Иванов (прототип Новиков) нашел карманный приемник. Обращаю ваше внимание, Яровой не пишет карманный радиоприемник (какой от него толк на Отортене), а в тексте черным по белому значится: карманный приемник.

Карманный радиометр РМ-1 — это и есть приемник ионизирующей радиации со счетчиком Гейгера-Мюллера. Журналист Яровой спустя семь лет после трагедии в своей книге открыто пишет и не скрывает о наличие в группе Дятлова карманного радиометра, который помимо прокурора-криминалиста Иванова, корреспондента газеты Ярового видел и член маршрутной комиссии Масленников (прототип Воронов): «Все вещи Новиков аккуратно очистил от снега и разложил на вороновской штормовке. Воронов поеживался от колючих порывов ветра». Напоминаю, в уголовном деле «О гибели туристов в районе горы Отортен» имеются только 2 (две) расписки о неразглашении тайны следствия: Ярового и Масленникова.

Разумеется, в материалах уголовного дела «О гибели туристов в районе горы Отортен» нет сведений о том, что среди вещей или в карманах одежды погибших туристов находились радиометры типа «РМ-1». Однако если внимательно присмотреться к фотографиям группы Дятлова, отснятым во время рокового похода на Отортен, можно заметить какой-то прибор в кармане Кривонищенко и Колеватова, в руке Дорошенко, на коленях Золотарева и посмертно зажатый предмет в руке Дятлова. По внешним признакам приборы очень похожи на карманный радиометр РМ-1. Кроме того, в группе Дятлова могли быть приборы немецкого производства: рентгенметр-радиометр FH-40Т (на коленях Золотарева) и/или отечественный полевой рН-метр для определения кислотности природных вод. Анализ литературных источников показывает, что высокое извлечение урана наблюдается в щелочных средах, где экстрагирование металла может достигать 90%.

В год трагедии на перевале Дятлова гениальный советский радиохимик Никольский (создатель рН-метра) на предприятии НПО «Маяк», где совершал трудовые подвиги инженер Кривонищенко, работал на должности научного руководителя и председателя Ученого совета. Отбор выпускников Уральского политехнического института на объекты этого химкомбината проводился комиссией, в составе которой находился член Ученого совета НПО «Маяк». Если молодой специалист в процессе учебы в институте не занимался наукой, то его кандидатура даже не рассматривалась.

Группа «Хибина»: разведка и поиск урана

На фотографии Золотарев с немецким радиометром-дозиметром FH-40Т, Дорошенко с карманным радиометром РМ-1 и Дятлов с записной книжкой.
На фотографии Золотарев с немецким радиометром-дозиметром FH-40Т, Дорошенко с карманным радиометром РМ-1 и Дятлов с записной книжкой.

Уважаемые читатели, внимательно взгляните на фотографию: на ней Золотарев, полный глубокомыслия, сидит на рюкзаке, на левой коленке находится футляр с прибором, напоминающим немецкий рентгенметр-радиометр FH-40Т. Слева от рюкзака топорщится ручка ледоруба для откалывания образцов горных пород, на снегу лежит алюминиевый солдатский котелок. В него можно было сложить образцы руды. На заднем плане фотографии Дорошенко приложил левую ладонь с карманным радиометром РМ-1 к щеке возле своего уха и сосредоточенно слушает, пытается уловить в щелчках природного фона радиации шелест «пи-мезонов» и «мю-мезонов» (читайте книгу Юрия Ярового «Высшей категории трудности). Игорь Дятлов записывает радиометрические показания в дневник, который загадочным образом исчезает после гибели туристов…

Немецкий радиометр-дозиметр FH-40Т
Немецкий радиометр-дозиметр FH-40Т

Более подробная информация изложена в трилогии Владимира Нагаева «Период полураспада группы «Хибина», опубликованной на издательской платформе Ридеро.

Подписывайтесь на наш канал и перед вами раскроются все тайны гибели туристов на перевале Дятлова, а также в районе самого крупного в мире щелочного массива «Хибины». И не только. Читайте публикации канала и не упускайте случай поделиться интересными статьями с друзьями в социальных сетях.