Петр Первый всегда считал: стать пленником чувств к женщине позорнее, чем попасть в плен к врагу. Но с ним самим именно это и произошло. О
н оказался в такой зависимости от любви, что только спустя десятилетие понял — его используют.
Царь тотчас порвал отношения и больше не мог без содрогания вспоминать имя бывшей возлюбленной. «Анна Монс» звучало для него как проклятие.
Такое бывает, когда «король» не может жениться по любви. Мать Петра Первого, Наталья Нарышкина, решала государственную проблему. Для этого ей нужен был женатый сын.
При наличии жены повышался его статус, и он мог бы переселиться в Кремль. Поэтому едва Петру исполнилось 17, матушка нашла ему невесту.
Евдокия Лопухина оказалась хороша лицом, но не вышла умом. Она была старше мужа и имела традиционное русское воспитание. Смотрящему в сторону Европы Петру Евдокия совсем не подходила. Не больше месяца пылал он к ней страстью, потом охладел и старался не появляться дома.
Благо заняться было чем — науки, кораблестроение, пирушки с друзьями занимали его воображение больше, чем молодая жена. Но юность и темперамент не позволили ему пройти мимо Анны Монс, красивой 18-летней немки, которая жила в Немецкой слободе.
Ее отец перевез семью в поисках лучшей доли и преуспел на русской земле. Мать Анны была очень предприимчивой. Однако способ ее заработка был весьма своеобразным. Она «продавала» свою дочь влиятельным и богатым господам, жаждущим плотских утех.
Одним из любовников Анны Монс был Франц Лефорт. Впоследствии он порекомендовал ее царю. Внимание императора польстило девушке — для нее это был безусловный успех, который рисовал заманчивые перспективы!
Монстр по имени Монс
Монс была привлекательной, остроумной и веселой. Царь Петр влюбился, чем очень удивил Лефорта. Досталось и законной жене. Петр пытался отправить ее в монастырь, но та упиралась. Однако он все-таки принудительно сослал ее туда.
За пять лет до этого подлого поступка царь перестал скрывать свою связь с Монс. Он часто останавливался у нее в доме, делал щедрые подарки, в списке которых — двухэтажный дом в Немецкой слободе.
Презент был куплен на государственные деньги. Анне с мамашей переводилось ежемесячное «круглое» содержание. Затем царь даровал фаворитке еще и большие земельные территории.
Предприимчивые женщины, пользуясь покровительством императора, развернули целый бизнес. Во всех государственных учреждения указом Петра для Монс был включен «зеленый свет» — она могли ходатайствовать о царской милости за кого угодно, ссылаясь на царя.
Свои ходатайства Анна и ее мать продавали за деньги и очень хорошо на этом зарабатывали.
Москвичи не любили царскую фаворитку. Они не могли ей простить Лопухину и жадность немки до денег. За глаза Монс называли Кукуйской царицей, потому что она жила в московском Кукуе — иностранной слободе.
Как любовь пошла ко дну
Между тем, с момента знакомства Монс и Петра Первого прошло уже 10 лет. Царь, все еще испытывавший к немке чувства, собирался сделать ей предложение и обвенчаться.
Но его донимали сомнения — он не был уверен в том, что Анна его любит. Во всяком случае, Петр ни разу не почувствовал от нее настоящей нежности и не услышал слов любви.
Ситуацию разрешил случай. На празднике по поводу спуска на воду отремонтированной царской яхты, утонул один высокопоставленный немецкий подданный. В его кармане было обнаружено любовное письмо Анны Монс. Она написала его в то время, когда Петра в городе не было.
Петр Первый посадил бывшую фаворитку под домашний арест, отобрал у нее подаренный дом и навсегда вычеркнул ее из жизни...